Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2021 г. N Ф07-4127/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А26-392/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Апхудовым А.А.
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33347/2020) ИП Артемьева Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2020 по делу N А26-392/2020, принятое
по иску ООО "Автоспецтранс"
к ИП Артемьев Александр Николаевич
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю Артемьеву Александру Николаевичу (далее - ответчик) о взыскании 27 691,68 руб., из которых 23 425,50 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с мая 2018 года по июнь 2019 года, 4 266,18 руб. пени, начисленные за период с 11.11.2018 по 06.07.2020, а также пени на сумму основного долга, начисленные по день фактического исполнения обязательства, сходя из 1/130 ключевой ставки Банка России (с учетом принятого судом 06.07.2020 уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ИП Артемьев Александр Николаевич, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что доказательств оказания услуг истцом не представлено, ТБО не образуются, место сбора не определено.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, указывая на то, что договор заключен, о нарушениях в работе регионального оператора ответчик не заявлял, просит решение оставить без изменения.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом, в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" на территории Российской Федерации деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется только Региональными операторами.
ООО "Автоспецтранс" на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018, заключенного с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по результатам конкурса, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01 мая 2018 года сроком на 10 лет. Тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг - Республика Карелия)".
Истец на основании публичного договора N 58-094 АСТ от 01.05.2018 оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в период с мая 2018 года по июнь 2019 года на общую сумму 23 425,50 руб., выставив на оплату счета-фактуры и акты выполненных работ.
Ответчик предъявленные к оплате акты выполненных работ не подписал, поскольку оспаривает факт оказания услуг за спорный период.
Претензионным письмом от 21.08.2019 истец уведомил ответчика о наличии задолженности по оплате оказанных по договору услуг по вывозу ТКО, предложив в течение 30 дней с момента получения претензии погасить долг. Претензия была направлена ответчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении 12.09.2019. В ответе на претензию ответчик указал, что возражает относительно предъявленных к нему требований, пояснил, что договор мной не подписан; контейнер для сбора мусора отсутствует; мусор вывожу самостоятельно, картонные и бумажные коробки сдаю в пункты приема макулатуры, иные отходы отсутствуют, обязательства по утилизации ТКО ООО "Автоспецтранс" не исполняются.
Поскольку в добровольном порядке задолженность за услуги по договору ответчиком не погашена, истец обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании 23 425,50 рублей задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с мая 2018 года по июнь 2019 года, 4 029,09 рублей пени, начисленных за период с 11.11.2018 по 06.07.2020, а также пени на сумму основного долга, начисленных по день фактического исполнения обязательства, исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены решения по доводам ответчика в связи со следующим.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. На основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
ООО "Автоспецтранс" 19.02.2018 присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Карелия.
Согласно пояснениям истца оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Петрозаводского муниципального округа Республики Карелия в спорный период подтверждается актами оказанных услуг оператора по транспортированию ТКО ООО "Экосервис", ПМУП "Автоспецтранс".
Между ООО "Автоспецтранс" и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО с 19.02.2018 сроком на 10 лет. Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29 ООО "Автоспецтранс" установлены предельные единые тарифы на услуги по обращению с ТКО. Предложение регионального оператора о заключении договоров по обращению с ТКО (публичная оферта) было размещено в общедоступных для потребителей средствах информации 01.03.2018.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) раздела 1(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1).
В силу пунктов 8(8), 8(10), 8(10) заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
Согласно пункту 8(12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В установленные сроки ИП Артемьев А.Н. обязательств по заключению договора с региональным оператором не исполнил. Вместе с тем, обязательства сторон по обращению с ТКО в спорный период возникли в силу закона. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки. Договор N 58-094 АСТ считается заключенным.
Возможностью отказаться от заключения договора с региональным оператором имеют те юридические лица, которые обладают правом собственности или иным законным основанием на объекты размещения отходов, расположенные в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Доказательства того, что ООО "Автоспецтранс" в проверяемый период не осуществляло деятельность по вывозу ТКО с площадок, используемых потребителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 N 81.
Постановлением государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг - Республика Карелия)" с изменениями внесенными 28.12.2018, для истца установлены тарифы, применяемые при начислении платы за услугу по обращению с ТКО.
Согласно пункту 16 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Доказательств невыполнения истцом своих обязанностей в рамках договора, путем составления и направления соответствующего акта истцу, а также в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктами 16 и 20 договора, ответчик в материалы дела не представил, претензий о ненадлежащем качестве услуг не заявлено, равно как не представлено доказательств того, что отходы не вывозились, или вывозились самостоятельно ответчиком. Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами и условиями типового договора не предусмотрено.
В данном случае ответчик не представил доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги им оплачены.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Поскольку доказательства соответствия ответчика критерию, указанному в пункте 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ материалы дела не содержат, при этом в установленном порядке и сроки Предприниматель свою обязанность по заключению договора с региональным оператором не исполнил.
Доказательств того, что ООО "Автоспецтранс" в спорный период не осуществляло деятельность по выводу ТКО с площадок, используемых потребителем в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Место сбора и накопления отходов установлен в договоре: г. Кемь, Пролетарский пр., между д.15Б и д.17.
Таким образом, поскольку факт оказания услуг истцом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, ответчиком не опровергнут, оснований для отмены судебного акта и отказа в иске суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.10.2020 по делу N А26-392/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-392/2020
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: ИП Артемьев Александр Николаевич