г. Киров |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А17-1331/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаклеиной Е.В.,
судей Дьяконовой Т.М., Кормщиковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
без участия представителей в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области
на определение Арбитражного суда Ивановской области от 23.10.2020 по делу N А17-1331/2005,
по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего Рябова Андрея Анатольевича при исполнении им обязанностей конкурсного управляющего должника,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области (далее также УФНС России по Ивановской области, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области в рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" (далее - МУП г. Кинешмы "ОК и ТС", должник) с жалобой на действия (бездействие) арбитражного управляющего Рябова Андрея Анатольевича.
Уполномоченный орган просил признать ненадлежащими действия (бездействие) арбитражного управляющего Рябова А.А. выразившиеся в неисполнение конкурсным управляющим решения собрания кредиторов должника от 06.09.2018 о передаче муниципальному образованию г.о. Кинешма имущества МУП г. Кинешмы "ОК и ТС", участвующего в генерации и передаче тепловой энергии, после завершения проведения конкурсных процедур по заключению концессионного соглашения. Указанные действия, по мнению уполномоченного органа, привели к затягиванию процедуры и наращиванию задолженности перед кредиторами.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 23.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Уполномоченный орган с принятым определением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Заявитель жалобы указывает, что передача имущества МУП "ОК и ТС", участвующего генерации и передаче тепловой энергии, возможна после проведения конкурсных процедур по передаче прав на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения по концессионному соглашению, получения концессионером соответствующих лицензий, формирования и утверждения для них тарифов. Администрацией установлена дата передачи имущества - 01.07.2019. Письмом от 30.12.2019 администрация г.о. Кинешма сообщила конкурсному управляющему, что в связи с тем, что мероприятия по заключению концессионного соглашения не завершены, и администрация не имеет структур, имеющих возможность осуществлять деятельность по теплоснабжению, принятие имущества, участвующего в генерации и передаче тепловой энергии, осуществить с 01.01.2020 не представляется возможным. Концессионное соглашение N 5 в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования г.о. Кинешма подписано сторонами 17.06.2020. По мнению уполномоченного органа, Арбитражным судом Ивановской области не дана оценка доводу уполномоченного органа о том, что действия (бездействие) конкурсного управляющего привели к затягиванию конкурсного производства и, соответственно, к увеличению текущих расходов. Согласно данным, содержащимся в отчетах конкурсного управляющего, представленным на собраниях кредиторов 05.06.2019 и 27.02.2020 расходы на проведение процедуры банкротства за период с 05.06.2019 по 27.02.2020 составили 365 103 082,63 руб. В нарушение установленных Законом о банкротстве принципов добросовестности и разумности конкурсным управляющим МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" продолжалось ведение текущей хозяйственной деятельности до 17.06.2020 (дата заключения концессионного соглашения). Факт продолжения текущей деятельности и несение всех расходов, связанных с содержанием, обслуживанием и эксплуатацией имущественного комплекса МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" неизбежно привели к росту текущей по обязательным платежам задолженности, что, в свою очередь весьма негативно отразилось на имущественных интересах уполномоченного органа. Указанные обстоятельства не были исследованы судом и не получили объективную оценку при рассмотрении заявления уполномоченного органа о признании действий (бездействия) арбитражного управляющего Рябова А.А. ненадлежащими.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.12.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.12.2020.
Конкурсный управляющий в отзыве на апелляционную жалобу отмечает следующее. Уполномоченный орган обращался в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании решения собрания кредиторов, возражая против передачи имущества в концессию. Определением от 03.12.2018 заявление оставлено без удовлетворения. Собранием кредиторов установлена дата передачи имущества - 01.07.2019 и условие передачи имущества, участвующего в генерации и передаче тепловой энергии - после завершения проведения конкурных процедур по заключению концессионного соглашения. Таким образом, выполнение решения собрания кредиторов возможно только при условии соблюдения предписанного законом и кредиторами процедур по заключению концессионного соглашения. Передать имущество должника муниципальному образованию до завершения проведения конкурсных процедур по заключению концессионного соглашения невозможно. Также конкурсный управляющий указывает, что решение собрания кредиторов исполнено, имущество МУП г.Кинешмы "ОК и ТС", участвующее в генерации и передаче тепловой энергии, передано. Передача имущества произведена непосредственно после завершения проведения конкурсных процедур по заключению концессионного соглашения. Имущество, включенное в конкурсную массу должника, является муниципальным, закреплено за МУП г.Кинешмы "ОК и ТС" на праве хозяйственного ведения. МУП г.Кинешмы "ОК и ТС" является субъектом естественных монополий топливно-энергетического комплекса, вследствие этого не может отказаться от исполнения договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения. В период после принятия собранием кредиторов решения о передаче имущества администрацией г.о. Кинешма проводились мероприятия по подготовке концессионного соглашения. С администрацией г.о. Кинешма согласовался перечень имущества, подлежащего передаче в концессию. Завершить подготовку конкурсной документации и провести конкурс на заключение концессионного соглашения администрация планировала в сентябре 2019 года, а передачу имущества, участвующего в генерации и передаче тепловой энергии осуществить с 01.01.2020. Концессионное соглашение заключено 17.06.2020, 30.06.2020 подписан акт приема-передачи объектов муниципальной собственности из хозяйственного ведения. На дату вынесения судом первой инстанции все необходимые процедуры осуществлены. Довод апеллянта о затягивании процедуры конкурсного производства не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Также конкурсный управляющий указывает на несостоятельность доводы ФНС России о том, что продолжение текущей деятельности привело к росту текущей задолженности, что в свою очередь негативно отразилось на имущественных интересах уполномоченного органа. Более подробно возражения изложены в отзыве на жалобу. Конкурсный управляющий просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить определение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность определения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.06 2006 МУП г. Кинешмы "ОК и ТС" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Рябов Л.Л.
В ходе процедуры банкротства в конкурсную массу должника было включено имущество, участвующее в генерации и передаче тепловой энергии. Указанное имущество не было реализовано посредством процедур, предусмотренных Законом о банкротстве.
06.09.2018 состоялось собрание кредиторов МУП г. Кинешма "ОК и ТС". Как следует из протокола собрания кредиторов на собрании присутствовал один кредитор, имеющий право голоса и владеющий 34 455 144,91 голосами, что составляет 100% от общего числа требований кредиторов, обладающих правом голоса. Кворум для принятия решений имелся.
По второму вопросу повести дня собранием кредиторов принято следующее решение: в соответствии со ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) передать муниципальному образованию г.о. Кинешма имущество МУП "ОК и ТС", участвующее в генерации и передаче тепловой энергии, после завершения проведения конкурсных процедур по заключению концессионного соглашения. Установлена дата передачи имущества - 01.07.2019.
Вместе с тем указанное имущество в срок до 01.07.2019 администрации муниципального образования г.о. Кинешма не было передано.
Концессионное соглашение N 5 в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования городской округ Кинешма заключено только 17.06.2020, сторонами концессионного соглашения выступают Муниципальное образование городской округ Кинешма, ООО "Теплоснабжающая компания", Субъект Российской Федерации "Ивановская область".
Акт приема-передачи объектов муниципальной собственности из хозяйственного ведения на муниципальное имущество (участвующее в генерации и передаче тепловой энергии) подписан сторонами 30.06.2020 на основании Постановления администрации г.о. Кинешма от 22.06.2020 года N 679-п "О прекращении права хозяйственного ведения на муниципальное имущество" прекращено право хозяйственного ведения за МУП "ОК и ТС".
Уполномоченный орган, полагая, что неисполнение конкурсным управляющим решения по второму вопросу протокола собрания кредиторов должника от 06.09.2018, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.
По смыслу данной нормы права основанием для удовлетворения жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действием (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В ходе процедуры банкротства в конкурсную массу должника было включено имущество, принадлежащее должнику на праве хозяйственного ведения, участвующее в генерации и передаче тепловой энергии.
Указанное имущество не было реализовано посредством процедур, предусмотренных Законом о банкротстве, в связи с чем подлежало передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Закона о банкротстве.
Частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что передача прав владения (или) пользования централизованными системами горячего, холодно водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем находящимися в государственной или муниципальной собственности осуществляется по договорам аренды объектов водоснабжения и (или) водоотведения или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
При этом частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения, который введен в эксплуатацию более чем за 5 лег до даты опубликования извещения о проведении конкурса, осуществляется только по концессионным соглашениям.
Аналогичные нормы предусмотрены для объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч.1 и 3 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения могут быть переданы только по концессионному соглашению соблюдением порядка проведения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Таким образом, передача имущества МУП "ОК и ТС", участвующего генерации и передаче тепловой энергии, возможна после проведения конкурсных процедур по передаче прав на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения по концессионному соглашению.
Собранием кредиторов должника от 06.09.2018 также было принято решение по второму вопросу повести дня о передаче муниципальному образованию г.о. Кинешма имущества МУП "ОК и ТС", участвующего в генерации и передаче тепловой энергии, после завершения проведения конкурсных процедур по заключению концессионного соглашения в соответствии со статьей 132 Закона о банкротстве. Также собранием кредиторов установлена дата передачи имущества - 01.07.2019.
Между тем из материалов дела следует, что в ответ на письмо арбитражного управляющего от 17.06.2019 о передаче имущества МУП "ОК и ТС" администрация г.о. Кинешма письмом от 19.06.2019 сообщила о проведении мероприятий по подготовке концессионного соглашения и планировании мероприятий по принятию имущества с 01.01.2020.
Аналогичное по содержанию письмо направлено администрацией г.о. Кинешма 30.12.2019 на письмо арбитражного управляющего от 30.12.2019.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что арбитражным управляющим принимались меры к передаче имущества должника муниципальному образованию, однако администрация г.о. Кинешма сообщала о невозможности принятия имущества в связи с проведением процедур по заключению концессионного соглашения, что соответствует решению, принятому на собрании кредиторов 06.09.2018.
Каких-либо доказательств того, что именно по вине арбитражного управляющего концессионное соглашение не заключено и имущество не передано 01.07.2019 материалы дела не содержат, заключение концессионного соглашения не входит в круг обязанностей конкурсного управляющего.
При этом, как отмечается самим уполномоченным органом, МУП "ОК и ТС" является субъектом естественных монополий топливно-энергетического комплекса, вследствие чего не может отказаться от исполнения договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Необходимость продолжения осуществления хозяйственной деятельности обусловлена социальной значимостью должника, в связи с чем передача имущества администрации г.о. Кинешма конкурсным управляющим в отсутствие заключенного концессионного соглашения и получения концессионером соответствующих лицензий, формирования и утверждения тарифов, привело бы к нарушению прав третьих лиц.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем не доказаны обстоятельства, указывающие на наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает права и законные интересы кредитора.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ивановской области от 23.10.2020 по делу N А17-1331/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Шаклеина |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1331/2005
Истец: МУП г. Кинешмы "ОК и ТС"
Ответчик: МУП г. Кинешмы "ОК и ТС"
Третье лицо: к/у Рябов А.А., УФНС России по Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9143/20