г. Санкт-Петербург |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А56-7641/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Кузнецовой Н.С.,
при участии:
от заявителя: Маркеев А.Г. по доверенности от 17.12.2020;
от ответчика: Титус Д.Р. по доверенности от 15.01.2020;
от ООО "Интерхолод": не явился, извещен;
от АО "Электронкомплекс" - Морозова М.А. по доверенности от 11.01.2021;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29541/2020) ООО "Инкас-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2020 г. по делу N А56-7641/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инкас-Сервис"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-и лица: общество с ограниченной ответственностью "Интерхолод"; акционерное общество "Электронкомплекс"
о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инкас-Сервис" (далее -заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее -ответчик, УФАС, антимонопольный орган) от 04.10.2019 г. по делу N 1-00-16/8-05-17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Интерхолод" и акционерное общество "Электронкомплекс".
Решением суда от 26.08.2020 г. в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ООО "Инкас-Сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.08.2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, комиссией УФАС нарушен регламент по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, в части процедуры пересмотра решения и предписания антимонопольного органа, не дана оценка представленному доказательству в обоснование заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель УФАС жалобу не признал.
Представитель АО "Электронкомплекс" жалобу не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
ООО "Интерхолод" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, отзыв не представило.
В ходе судебного заседания ООО "Инкас-Сервис" заявлено ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с необходимостью ознакомления с отзывом АО "Электронкомплекс".
Из пояснений представителя АО "Электронкомплекс" следует, что отзыв на жалобу был направлен в адрес ООО "Инкас-Сервис" Почтой России, а также продублирован по официальному электронному адресу.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении, поскольку не нашел оснований для отложения судебного разбирательства, указанных в статье 158 АПК РФ. Вместе с тем, с учетом доводов представителя ООО "Инкас-Сервис" в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен краткосрочный перерыв для предоставления возможности представителю Общества ознакомиться с отзывом АО "Электронкомплекс". После перерыва судебное заседание было продолжено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС рассмотрела вопрос о нарушении ООО "Инкас-Сервис" пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.20104 (далее - Правила N 861), выразившимся в совершении Обществом действий по препятствию перетоку электроэнергии на принадлежащий АО "Электронкомплекс" объект.
По результатам рассмотрения комиссия УФАС вынесла решение от 19.12.2017 по делу N 1-00-16/78-05-17 о нарушении ООО "Инкас-Сервис" пункта 6 Правил N 861 и предписание от 19.12.2017 по делу N 1-00-16/78-05-17 о совершении действий, направленных на устранение выявленного нарушения пункта 6 Правил N 861, и обязала Общество восстановить энергоснабжение принадлежащего АО "Электронкомплекс" объекта.
Решение и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу были обжалованы в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-60625/2018.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2018 года по делу N А56-60625/2018 решение и предписание Управления по делу N 1-00-16/78-05-17 признаны законными, в удовлетворении заявленных ООО "Инкас-Сервис" требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В Управление поступило заявление ООО "Инкас-Сервис" от 20.08.2019 исх. N 38-Г (вх. N 27481/19 от 12.09.2019) на основании статьи 51.2 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) о пересмотре принятого антимонопольным органом решения и выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с выявлением обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу N1-00-16/78-05-17, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела N1-00-16/78-05-17.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС вынесла решение об отказе в пересмотре решения и(или)выданного на его основании предписания по делу N 1-00-16/78-05-17 от 04.10.2019.
Полагая вынесенное решение незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198-201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение участвующих в деле лиц, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 51.2 Закона о защите конкуренции, пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется по следующим основаниям:
1) выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела;
2) фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения и (или) выдачу на его основании предписания.
Обращаясь с заявлением о пересмотре решения УФАС по вновь открывшимся обстоятельством, ООО "Инкас-Сервис" сослалось на экспертное заключение Научно-экспертного совета при рабочей группе по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при Совете Федерации собрания РФ от 11.06.2019 N 003-06-19 (далее - экспертное заключение), которым дана оценка решению УФАС по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1-00-16/78-05-17 и судебному делу N А56-60625/2018.
Выводы эксперта позволили Обществу полагать ложными сведения о том, что энергопринимающее устройство АО "Электронкомплекс" мощностью 350 кВА было надлежащим образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, присоединено к электрическим сетям сетевой организации ПАО "Ленэнерго" опосредованно транзитом через РП-9355, что является в силу положений статьи 51.2 Закона о защите конкуренции основанием для пересмотра решения УФАС по вновь открывшимся обстоятельствам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что на момент подачи заявления о пересмотре решения и выданного предписания, уже было вынесено постановление от 11.07.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А56-60625/2018, в котором дана правовая оценка обстоятельствам рассмотренного антимонопольного дела N 1-00-16/78-05-17, в том числе информации о надлежащем технологическом присоединении объекта к электросетям АО "ПСК", учитывая фактическое обслуживание РП-9355 "Инкас-Сервис.
Судом также принято во внимание, что постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.02.2020 дело N А56-60625/2018 было направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Апелляционная коллегия также обращает внимание на следующее обстоятельство.
В экспертном заключении от 11.06.2019 N 003-06-19, которое послужило основанием для обращения Общества в антимонопольный орган с заявлением пересмотре ранее вынесенного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, дана правовая оценка правоотношениям между собственником РП1 (ООО "Интерхолод"), ПАО "Ленэнерго" и АО "АПСК", и сделан вывод о том, что договор энергоснабжения заключен с ненадлежащим собственником, в связи с чем ООО "Инкас-сервис" не может быть привлечен к ответственности за препятствование транзита электроэнергии; кроме того, в процессе смены собственника РП-1 были допущены отклонения от процедуры при заключении нового договора энергоснабжения; условия для подачи транзитной электроэнергии для АО "Электрокомплекс" со стороны собственника РП-1 мощности 350 кВт отсутствуют, так как данным лицом не исполнена обязанность по предоставлению документов, подтверждающих выполнение со своей стороны процедуры технологического присоединения. Также в экспертном заключении содержится вывод о том, что правило об обязанности гарантирующего заключить договор поставки с потребителем (часть 4 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ), у которого отсутствует непосредственное присоединение к сети сетевой организации, не распространяется на сетевую организацию, которая не обязана, и не вправе оформить (переоформить) технологическое присоединение с опосредованно подключенным потребителем без согласия и участия владельца электрической сети, непосредственно присоединенной к сети сетевой организации.
Проанализировав содержание указанного экспертного заключения, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что экспертом в основном дана правовая оценка взаимоотношениям сторон и представленным им документам. Однако, принимая во внимание, что решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19.12.2017 по делу N 1-00-16/78-05-17 явилось предметом судебной оценки и на момент обращения Общества с заявлением о пересмотре решения УФАС решение суда по делу N А56-60625/3028 уже вступило в законную силу, у эксперта отсутствовали правовые основания в силу статьи 16 АПК РФ подвергать сомнению вступивший в законную силу судебный акт, а у антимонопольного органа не имелось оснований для пересмотра своего решения, законность которого проверялась в судебном порядке.
Следует также отметить, что правовая оценка взаимоотношения сторон является прерогативой суда, а не эксперта в области электроэнергетики, и на сегодняшний день такая оценка дана судом первой инстанции при новом рассмотрении дела А56-60625/2018 в решении от 21.08.2020, которое в настоящий момент обжалуется в апелляционном порядке. При этом, ООО "Инкас-Сервис" при новом рассмотрении не было лишено возможности приводить в суде доводы и представлять доказательства в обоснованием своей позиции.
Оснований полагать в рассматриваемой ситуации, что вышеупомянутое экспертное заключение, а также сделанные экспертом выводы могли быть восприняты антимонопольным органом в качестве основания для пересмотра своего ранее принятого решения в порядке статьи 51.2 Закона N 135-ФЗ, не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества, признав законным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 04.10.2019 г. по делу N 1-00-16/8-05-17.
Нарушения УФАС регламента по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, апелляционная коллегия также не усматривает, более того, даже если признать, что антимонопольным органом в своем решении не дана оценка представленному экспертному заключению, это не привело к нарушению прав заявителя, что в силу положений статей 198-201 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленного требования.
Судом первой инстанции правильно применены и истолкованы нормы материального права, дана надлежащая оценка обстоятельствам рассматриваемого дела, не допущено нарушений процессуальных норм, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на подателя жалобы в размере 1500 руб., излишне уплаченная государственной пошлины в сумме 1500 руб. на основании платежного поручения от 16.09.2020 г. N 105 подлежит возврату ООО "Инкас-Сервис" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 августа 2020 года по делу N А56-7641/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инкас-Сервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Инкас-Сервис" из федерального бюджета РФ 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.09.2020 г. N 105.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7641/2020
Истец: ООО "ИНКАС-СЕРВИС"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: АО "ЭЛЕКТРОНКОМПЛЕКС", ООО "Интерхолод"