Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2021 г. N Ф07-1229/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А26-7520/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Баженова Ю.С.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33355/2020) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.10.2020 по делу N А26-7520/2020, вынесенное в виде резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 05.11.2020), принятое в порядке упрощенного производства
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (196247, город Санкт - Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н, ОГРН: 1047855175785, ИНН: 7802312751)
о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Ответчик, Общество) о взыскании 879 руб. задолженности по арендной плате по сроку платежа на 15.07.2020 по договору аренды лесного участка N 75 от 02.10.2017.
Определением от 01.09.2020 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства на основании ст.ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.10.2020, вынесенным в виде резолютивной части, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что лесной участок не возвращен в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, и фактически используются Обществом в целях эксплуатации воздвигнутого им линейного объекта.
05.11.2020 по заявлению Министерства на основании ч.2 ст.229 АПК РФ изготовлено мотивированное решение.
Извещенное надлежащим образом о принятии жалобы Министерства к производству апелляционного суда Общество направило в суд отзыв на апелляционную жалобу с возражениями против ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее
На основании договора аренды лесного участка от 02.10.2017 N 75 Общество являлось арендатором лесного участка площадью 6,61 га (66 081 кв.м.), расположенного по адресу: Республика Карелия, Беломорский муниципальный район, Беломорское лесничество, Хвойное участковое лесничество, Хвойное лесничество (по лесоустройству) в кварталах N 150, 151, 182, 183, 184 (части кварталов), кадастровые номера: 10:00:0000000:241, 10:11:0090703:456, предоставленного в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - линии электропередачи (реконструкция распределительной сети ВЛ-10 кВ Л-21-03 с устройством отпайки, установкой ТП-10/0,4 кВ и строительством сети 0,4 кВ, д. Ендогуба Беломорского района (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 5 Договора арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Расчет приведен в Приложении N 3 к Договору. Арендная плата составляет 63 681 руб. в год.
Согласно пунктом 7 Договора арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением N 4 к Договору. В первый и последний год действия Договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году.
В подпункте "е" пункта 9 Договора указано, что арендодатель обязан принять от арендатора в день окончания срока действия договора лесной участок по акту приема-передачи лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия договора.
В силу положений пункта 18 Договора его действие прекращается в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "с", "у" пункта 11 Договора арендатор обязан в день окончания срока действия договора передать арендодателю лесной участок по актам приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками, установленными проектом освоения лесов; освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов.
Пунктом 22 Договора срок его действия установлен в 11 месяцев с момента подписания. Договор считаются возобновленным на неопределенный срок, но не более предельного срока, установленного лесным законодательством, если арендатором не исполнены обязанности, установленные подпунктами "с" и "у" пункта 11 Договора, и последний продолжает использовать лесной участок в порядке пункта 4.
Актом N 5/50/2018 от 30.09.2018 года объект - ВЛ-10 кВ Л-21-03 (165 опор, из них 163 из пропитанной древесины, 2 - анкерно - угловые из оцинкованного металла, провод СИП-3) протяженностью по трассе 7,939 км., ВЛ-0,4 кВ (3 опоры из пропитанной древесины, провод Сип-2), общей протяженностью по трассе 0,045 км.) введен в эксплуатацию. В п.2 данного акта указано на то, что разрешение на строительство объекта не требовалось.
Согласно акту осмотра от 26.09.2018, составленному должностными лицами ГКУ РК "Беломорское центральное лесничество", в ходе натурного осмотра выявлено: участок лесного фонда пройден рубкой полностью, вырубленная древесина уложена в штабеля, порубочные остатки сложены в кучи. На лесном участке проходит линия электропередачи, имеются установленные опорные столбы, на которых закреплены провода.
Составленный обществом акт от 01.09.2018 приема-передачи (возврата) лесного участка по договору возвращен Министерством без подписания с указанием на то, что на лесном участке находится недвижимое имущество (опоры), и договор считается действующим.
Письмом от 17.10.2019 Общество заявило об одностороннем отказе от исполнения договора, возобновленного на неопределенный срок, пояснив, что объекты недвижимого имущества на лесном участке отсутствуют, участок освобожден от строительной техники и готов для возврата арендодателю. Общество просило подписать акт приема-передачи (возврата) лесного участка.
Письмо получено Министерством 21.10.2019. Однако акт приема-передачи Министерство не подписало, считая договор действующим.
Претензии Министерства о погашении задолженности, в том числе по арендной плате по Договору по сроку платежей на 15.07.2020 были оставлены Обществом без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав на надлежащее исполнение Обществом обязательств по внесению арендной платы по спорным Договорам на дату прекращения их действия.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Право аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 ЛК РФ).
Из статьи 71 ЛК РФ следует, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3); к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4).
На основании статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В рассматриваемом деле договоры аренды лесных участков были заключены сторонами в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Поскольку по истечении 11 месяцев с подписания договоров арендатор продолжал пользоваться лесными участками, то договоры были возобновлены на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 ГК РФ, согласно которому, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Исходя из пункта 2 статьи 610 ГК РФ, в случае заключения договора аренды на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Право арендатора на расторжение договора в одностороннем порядке предусмотрено пунктом 21 Договора. Указанному праву корреспондирует обязанность известить об этом Арендодателя в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения, при отсутствии недоимок по арендной плате.
Обязанность арендатора сообщить арендодателю о намерении расторгнуть договор не позднее, чем за 90 дней предусмотрена и в подпункте "т" пункта 11 Договора.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 11 и пункта 21 Договора Общество уведомило Министерство об отказе от Договора, направив 17.10.2019 в адрес Министерства соответствующее заявление с приложением акта приема-передачи (возврата) лесного участка. Письмо получено Министерством 21.10.2019.
Таким образом, возобновленный на неопределенный срок Договор прекратил свое действие по истечении 90 дней с даты получения Министерством вышеуказанного письма - с 22.01.2020.
На момент окончания срока действия Договора все работы, связанные со строительством линейного объекта на лесном участке, были завершены, строительные материалы и техника вывезены, лесной участок готов для возврату Арендодателю в состоянии, обусловленном договором.
Законных оснований для отказа в приемке лесного участка Министерство не представило.
Министерство обосновывает ненадлежащее состояние возвращаемого Обществом имущества вследствие непроведения демонтажа ЛЭП неисполнением Арендатором подпункта "у" пункта 11 Договоров, в котором предусмотрено освобождение лесного участка от объектов недвижимого имущества и объектов, созданных для освоения лесного участка.
Как указывает Общество, линии электропередачи напряжением 0,4-10 кВ не являются объектами недвижимости, равно как и опоры, входящие в их состав. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Довод о необходимости сноса ЛЭП как объектов, созданных для освоения лесного участка, является несостоятельным. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р воздушная ЛЭП входит в состав объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Демонтаж ЛЭП не входит в мероприятия по рекультивации лесного участка (пункт 5 статьи 13 ЗК РФ).
Таким образом, состояние лесного участка по завершении срока действия договора обусловлено целью его использования согласно пункту 4 Договора, в том числе эксплуатацией линейного объекта - линии электропередачи.
Поскольку на участке лесного фонда находятся опоры, размер платы за пользование ими после прекращения договора аренды подлежит определению исходя из площади, занятой опорами линии электропередачи, в границах, установленных в соответствии с Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее - Правила N 486).
Согласно пункту 3 Правил N 486 минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.
Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации (пункт 5 Правил N 486).
По расчету Общества, не оспоренному Министерством, размер арендной платы за июль 2020 года, исходя из совокупной площади участков непосредственно под опорами ЛЭП, меньше имеющейся по указанному Договору переплаты за 2020 год со стороны Общества.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Министерства отказано обосновано.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.10.2020 по делу N А26-7520/2020, принятое путем подписания судьей резолютивной части решения (мотивированное решение изготовлено 05.11.2020) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7520/2020
Истец: государственное казенное учреждение Республики Карелия "Беломорское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"