Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 апреля 2021 г. N Ф10-956/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А62-2355/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.01.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Грошева И.П. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Спецавтохозяйство" - Булановой Д.И. (доверенность N 91 от 17.07.2020), в отсутствие в судебном заседании иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.10.2020 по делу А62-2355/2020 (судья Соловьева А.В.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "Спецавтохозяйство" (г. Смоленск, ИНН 6731069440, ОГРН 1086731007615) к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер" (г. Смоленск, ИНН 6730056543, ОГРН 1056758336271), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Жилищно-строительный кооператив N 7 (г. Смоленск, ИНН 6731022515, ОГРН 1026701449213); 2) Товарищество собственников жилья "2-й Краснинский переулок" (г. Смоленск, ИНН 6730069775, ОГРН 1076700005381); 3) Жилищно-строительный кооператив N 11 (г. Смоленск, ИНН 6731009264, ОГРН 1026701440260); 4) Товарищество собственников жилья "Уют" (г. Смоленск ИНН 6730036378, ОГРН 1056758312588); 5) Товарищество собственников жилья "Буревестник" (г. Смоленск, ИНН 6731009377, ОГРН 1036758305671); 6) Товарищество собственников недвижимости "Попова, 128" (г. Смоленск, ИНН 6732118594, ОГРН 1166733051033); 7) Товарищество собственников недвижимости "Юбилейный" (г. Смоленск, ИНН 6732151915, ОГРН 1176733018538); 8) Жилищно-строительный кооператив N 8 (г. Смоленск, ИНН 6731017681, ОГРН 1026701450016); 9) Товарищество собственников жилья "Согласие" (г. Смоленск, ИНН 6732072533, ОГРН 1146733007310); 10) Жилищно-строительный кооператив "Рубин" (г. Смоленск, ИНН 6731013341, ОГРН 1026701447992) о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтохозяйство" (далее - истец, АО "СпецАТХ") обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ответчик, ООО "Партнер") о взыскании задолженности за оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в размере 196 065, 72 рублей (с учетом заявления об уточнении исковых требований, протокол судебного заседания от 30.10.2020).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищно-строительный кооператив N 7, Товарищество собственников жилья "2-й Краснинский переулок", Жилищно-строительный кооператив N 11, Товарищество собственников жилья "Уют", Товарищество собственников жилья "Буревестник", Товарищество собственников недвижимости "Попова, 128", Товарищество собственников недвижимости "Юбилейный", Жилищно-строительный кооператив N 8, Товарищество собственников жилья "Согласие", Жилищно-строительный кооператив "Рубин".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.10.2020 исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением, ответчиком подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции проигнорирована переписка, предшествующая заключению договора N 671800958И. Заявитель также указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции об обязанности управляющей организации в спорный период оказывать жильцам услуг по обращению с ТКО и намеренной подмене понятия "ресурсоснабжающая организация" вместо "региональный оператор". Также полагает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО незаключен между сторонами договора, в связи с поданным ответчиком протоколом разногласия. Указал также на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка отзывам третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
АО "Спецавтохозяйство" представило отзыв, в котором возражало против доводов апелляционной жалобы, просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить без изменения обжалуемое решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области по результатам проведенных торгов 06.04.2018 между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и Акционерным обществом "Спецавтохозяйство" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Смоленской области.
Данным соглашением Акционерное общество "Спецавтохозяйство" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Смоленской области с 01.01.2019 сроком на 10 лет; информация о проведенных торгах размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: torgi.gov.ru, в разделе "Архив", номер извещения 270218/0649673/01.
Из материалов дела также следует, что ООО "Партнер" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными в г. Смоленске и Смоленском районе Смоленской области по адресу: г. Смоленск, пер. 2-й Краснинский, д. 6Б; г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 52; г. Смоленск, ул. Академика Петрова, д. 14; г. Смоленск, ул. Бакунина, д. 7Б; г. Смоленск, ул. Гагарина, д. 26; г. Смоленск, ул. Гагарина, д. 30; г. Смоленск, пер. Запольный, д. За; Смоленская обл., Смоленский район, д. Киселевка, д. 4а; Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, д. 5; Смоленская област, Смоленский р-н, д. Киселевка, д. 8Б; Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, д.13а, Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, д. 15а; г. Смоленск, ул. Крупской, д.44б, г. Смоленск, ул. Ломоносова, д. 16А; г. Смоленск, ул. Ломоносова, д. 19а; Смоленская область, Смоленский р-н, д. Киселевка, ул. Луговая, д. 3 и д.4; Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, ул. Никольская, дома 2; 3, 4, 5, 6, 7, г.Смоленск, ул. Павлика Морозова, д. 11В; г. Смоленск, ул. Попова, д. 128, г.Смоленск, проспект Строителей, д. 8а; Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, ул. Раздольная, дома 12,3,4,7,9,10,11,12; г. Смоленск, ул. Румянцева, д 9, г. Смоленск, ул. Рыленкова, дома 2, 11а, 38а, 71, г. Смоленск, ул. Соколовского, д. 13а; г. Смоленск, ул. Толмачева, д. 11; г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 38а; г. Смоленск, ул. Шевченко, д.3; Смоленск, ул. Шевченко, д. 64.
25.12.2018 ООО "Партнер" обратилось к АО "СпецАТХ" с заявкой (исх. N 758 от 24.12.2018) на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО на период с 01.01.2019 по 28.02.2019.
Для заключения договора в адрес ответчика региональным оператором направлен проект договора N 671800958И.
В ответ на проект договора управляющей компанией 31.01.2019 направлен протокол разногласий с изложением пунктов 1.5, 1.7, 2.2, 2.4, 2.5, 7.2, 7.3 договора в новой редакции.
Ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 8 (15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора, истец предъявил ответчику к оплате за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 универсальные передаточные документы на общую сумму 1 377 810, 84 рублей.
Ответчиком произведена частичная оплата услуг в размере 1 173 164, 94 рублей, непогашенной осталась задолженность в сумме 204 645, 90 рублей.
Претензией от 18.12.2019 N 131091 истец обратился к ответчику с требованием об уплате образовавшейся задолженности.
Отказ от добровольного удовлетворения предъявленных требований послужил основанием для обращения ООО "СпецАТХ" с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 3 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с твердыми коммунальными отходами обеспечивается региональным оператором; юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как указано в части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
При этом согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Судом первой инстанции установлено, что с 01.01.2019 организация деятельности по обращению с ТКО на территории Смоленской области обеспечивается региональным оператором - АО "СпецАТХ".
ООО "Партнер" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, находящимися в зоне деятельности АО "СпецАТХ".
ООО "Партнер" в апелляционной жалобе ссылается на то, что обязанными лицами по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором и оплате заявленной задолженности являются непосредственно собственники помещений в МКД, а не управляющая компания. Управляющая компания, обосновывая свою позицию, ссылалось на принятие собственниками МКД, обслуживаемыми обществом, решений о переходе на прямые договоры, о чем сообщалось АО "СпецАТХ". В связи с чем, по мнению ответчика ООО "Партнер" не приобрело для жильцов статус исполнителя коммунальной услуги по сбору, вывозу и утилизации ТКО.
Указанные доводы ООО "Партнер" были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им дана соответствующая правовая оценка с учетом следующего.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Условия и порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 148 (4) Правил N 354, условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 148 (11) названных Правил.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги.
Пунктом 148 (7) Правил N 354, установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) названных Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Из приведенных правовых норм, судом области сделан правомерный вывод, что именно управляющая организация обязана предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем она обязана заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
В силу пункта 148 (8) Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148 (11) названных Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) названных Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в жилых помещениях в многоквартирных домах - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу, именно управляющая компания обязана обеспечить предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, путем заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по такому договору.
ООО "Партнер" и в суде первой инстанции, и в апелляционной жалобе ссылалается на принятие собственниками МКД решений о переходе на прямые договоры с региональным оператором, что, по мнению ответчика, свидетельствует о том, что обязанным лицом по оплате оказанных услуг являются собственники МКД, а не управляющая организация.
В подтверждение заявленного довода ООО "Партнер" представило копии протоколов общих собраний собственников помещений МКД, состоявшихся в 2016, 2017, 2018 гг.
Из представленных протоколов следует, что собственники помещений в отдельных многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, приняли решение с момента заключения договора с региональным оператором производить оплату за вывоз твердых коммунальных отходов напрямую ресурсоснабжающей организации (МКД по адресу: г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 52; г. Смоленск, ул. Академика Петрова, д. 14; г. Смоленск, ул. Гагарина, д. 30;; Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, д. 5; Смоленская область, Смоленский р-н, д. Киселевка, д. 8Б; Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, д.13а, Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, д. 15а; Смоленский район, д.Киселевка, ул.Изумрудная, д. 1, г. Смоленск, ул. Крупской, д.44б, г. Смоленск, ул. Ломоносова, д. 16А; г. Смоленск, ул. Ломоносова, д. 19а; Смоленская область, Смоленский р-н, д. Киселевка, ул. Луговая, д. 3 и д.4; Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, ул. Никольская, дома 1, 3, 5, г.Смоленск, ул. Павлика Морозова, д. 11В; г. Смоленск, ул. Попова, д. 128, г.Смоленск, проспект Строителей, д. 8а; Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Киселевка, ул. Раздольная, дома 1,2,3,4,7,9,10,11,12; г. Смоленск, ул. Рыленкова, дома 2, 11а, 38а, 71, г. Смоленск, ул. Соколовского, д. 13а; г. Смоленск, ул. Фрунзе, д. 38а; г. Смоленск, ул. Шевченко, д.3, г.Смоленск, 2-й Краснинский пер., д.6Б).
Между тем, из текста указанных протоколов с учетом его буквального толкования не следует принятие собственниками решения о заключении от своего имени напрямую договора с региональным оператором.
Волеизъявление собственников на осуществление прямых платежей напрямую региональному оператору соответствовало пункту 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующему на момент принятия таких решений, которым устанавливалось, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признавалось выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечала перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд области правомерно указал, что волеизъявление собственников, зафиксированное в протоколах собраний собственников помещений МКД, по осуществлению оплаты услуг напрямую региональному оператору не изменяло обязанное лицо по оплате соответствующих услуг региональному оператору, которым выступала управляющая организация.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" статья 44 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.4, предусматривающем возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в том числе договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом внесение платы за коммунальные услуги региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Кроме того, как следует из пункта 1 части 7 статьи 157.2. Жилищного кодекса Российской Федерации договоры между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 ст. 157.2. Жилищного кодекса Российской Федерации, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, пунктом 1 части 7 статьи настоящей статьи ресурсоснабжающей организации предоставлено право перенести срок заключения прямого договора, утвержденного собранием собственников МКД, но не более чем на три календарных месяца.
Прямые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, действующие в период с 01.01.2019 по 31.03.2019, между собственниками помещений в МКД, находящихся в управлении ответчика, и региональным оператором не заключались, следовательно, обстоятельства осуществления прямых расчетов, на чем настаивает ответчик, согласно изложенному в протоколах собраний решению также не наступили. Квитанции на оплату соответствующих услуг собственникам помещений от своего имени выставляло ООО "Партнер", платежи производились конечными потребителями на банковский счет ООО "Партнер".
У регионального оператора отсутствовали прямые правоотношения с собственниками помещений в МКД, находящихся в управлении ответчика, исполнителем коммунальной услуги перед собственниками выступало ООО "Партнер", которое 25.12.2018 обратилось к АО "СпецАТХ" с заявкой (исх. N 758 от 24.12.2018) на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пункта 3 статьи 308 ГК РФобязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в спорный период (с 01.01.2019 по 31.03.2019) обязанным лицом по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору является ООО "Партнер".
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что факт того, что в протоколе разногласий к договору общество определило условия о его действии в порядке обязательств поручения, в данном случае не имеют правового значения, поскольку при отсутствии принятого собственниками решения в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ о заключении прямых договоров либо при их не заключении в период согласованной трехмесячной отсрочки (пункта 1 части 7 статьи 157.2.), о чем свидетельствует направление ООО "Партнер" заявки на заключение договора, выставление собственникам помещений в МКД квитанций на оплату услуг от своего имени, оплата услуг конечными потребителями без возражений ООО "Партнер" (преимущественно в полном объеме), обязанным лицом по оплате услуг в силу закона является управляющая организация.
Представленным в материалы дела приложением N 1 к лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 026 от 14.04.2015 подтверждается и ответчиком не оспаривается осуществление функций управления МКД, в отношении которых истцом заявлены требования в рамках настоящего судебного спора.
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации по общему правилу обязывает его как исполнителя коммунальных услуг предоставлять их конечным потребителям и производить расчет за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с региональным оператором за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором.
Согласно пункту 8 (17) Правил N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Судом установлено, что на основании заявки ООО "Партнер" на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в адрес ответчика региональным оператором направлен проект договора N 671800958И. В ответ на проект договора управляющей компанией 31.01.2019 направлен протокол разногласий с изложением пунктов 1.5, 1.7, 2.2, 2.4, 2.5, 7.2, 7.3 договора в новой редакции.
ООО "СпецАТХ" протокол разногласий к договору N 671800958И не подписало, с исковым заявлением об урегулировании разногласий по договору стороны в суд не обращались.
При таких обстоятельствах, суд области пришел к обоснованному выводу, что в соответствии с пунктом 8 (15) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами считается заключенным на условиях типового договора.
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 1156.
В соответствии с пунктом 1 типового договора по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 5 типового договора).
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 18.12.2018 N 218 для АО "СпецАТХ" с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлен предельный единый тариф на услуги регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 1 человека в месяц в размере 92,26 руб.
Согласно представленным ООО "Партнер" сведениям, общее количество лиц, зарегистрированных в многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком, в январе составляло 4979 человек, в феврале - 4943 человека, в марте - 4919 человек.
Исходя из представленных сведений за январь 2019, стоимость услуг составила 459 362, 54 рублей, за февраль 2019 года - 2456041, 18 рублей, за март 2019 года - 453 826, 94 рублей, всего 1 369 230, 66 рублей.
Поскольку ответчик частично оплатил оказанные услуги в сумме 1 173 164, 94 рублей, непогашенной осталась задолженность в размере 196 065, 72 рублей, в связи с чем, вывод суда о том, что требование истца о взыскании с ответчика долга по оплате оказанных услуг в сумме 196 065, 72 рублей обоснованно, является правильным.
Ссылка ответчика на то, что судом проигнорирована переписка, предшествующая заключению договора N 671800958И, не принимается судом во внимание, поскольку вопреки позиции апеллянта в обжалуемом решении суд дал надлежащую правовую оценку всем доводам ответчика.
Так, из обжалуемого решения следует, что 25.12.2018 ответчик обратился к региональному оператору с заявкой (исх. N 758 от 24.12.2018) о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Из анализа указанной заявки следует, что ответчик подает заявку от своего имени, соответственно, именно ответчик является инициатором заключения указанного договора (том 1, л. д. 142 - 148).
В силу возложенных как на регионального оператора обязательств, АО "СпецАТХ" не вправе было отказать ответчику в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления", ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).
На основании поданной ответчиком заявки от 25.12.2020 АО "СпецАТХ" направило в адрес ООО "Партнер" проект договора от 31.01.2019 N 671800958И. Со стороны ООО "Партнер" данный договор подписан с протоколом разногласий.
В соответствии с пунктом 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением от 12 ноября 2016 года N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что договор между истцом и ответчиком следует считать заключенным на условиях типового договора, т.е. в редакции регионального оператора.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу том, что у регионального оператора отсутствовали прямые правоотношения с собственниками помещений в МКД, находящихся в управлении ответчика, исполнителем коммунальной услуги перед собственниками выступало ООО "Партнер", которое 25.12.2018 обратилось к АО "СпецАТХ" с заявкой (исх. N 758 от 24.12.2018) о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
При таких обстоятельствах, в спорный период (с 01.01.2019 по 31.03.2019) обязанным лицом по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору является ООО "Партнер".
Кроме того, судебная коллегия, считает необходимым отметить следующее. Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" если сторона приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе недобросовестно ссылаться на то, что договор является незаключенным (пункт 3 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, региональным оператором предъявлены ответчику к оплате универсальные передаточные документы за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 на общую сумму 1 377 810,84 рублей, ответчиком произведена частичная оплата услуг в размере 1 173 164, 94 рублей, непогашенной осталась задолженность в сумме 204 645, 90 рублей.
С учетом частичной оплаты по договору, говорить о незаключенности договора не приходится.
Довод заявителя жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции об обязанности управляющей организации в спорный период оказывать жильцам услугу по обращению с ТКО и намеренной подмене судом понятия "ресурсоснабжающая организация" вместо "региональный оператор" подлежит отклонению, поскольку основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Как ранее было указано, пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В силу пункта 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Условия и порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 148 (4) Правил N 354, условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с 7 управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 148 (11) названных Правил.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги.
Пунктом 148 (7) Правил N 354, установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) названных Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Из приведенных правовых норм судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что именно управляющая организация обязана предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с этим именно управляющая компания обязана заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
А также, что именно управляющая компания обязана обеспечить предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме, путем заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по такому договору.
Таким образом, все перечисленные, учтенные и примененные к правоотношениям сторон нормы права содержат понятие "региональный оператор", соответственно подмены терминов, имевшей место по мнению ответчика, судебным решением не допущено.
Иные доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В силу ст. 110 АПК РФ госпошлина за подачу жалобы подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.10.2020 по делу N А62-2355/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2355/2020
Истец: АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: ООО "ПАРТНЕР"
Третье лицо: АО "СпецАТХ", Жилищно-строительный кооператив "Рубин", Жилищно-строительный кооператив "Рубин", Жилищно-строительный кооператив N 8, Жилищно-строительный кооператив N11, Жилищно-строительный кооператив N7, представитель истца-Балашов М.С., Товарищество собственников недвижимости "Попова, 128", Товарищество собственников недвижимости "Юбилейный", Товарищество собственников недвижимости "Попова, 128", Товарищество собственников недвижимости "Юбилейный", ТСЖ "2-Й КРАСНИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК", ТСЖ "Буревестник", ТСЖ "Согласие", ТСЖ "УЮТ", ТСЖ "Буревестник", ТСЖ "Согласие", ТСЖ "Уют"