г. Пермь |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А71-11385/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от истца Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар" - Мосолков А.Е., паспорт, доверенность от 01.09.2020, диплом; Терентьева Ю.В., паспорт, доверенность от 01.06.2020, диплом;
от ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики - Гараева Э.Ф., паспорт, доверенность от 13.03.2020, диплом (в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел");
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 ноября 2020 года
по делу N А71-11385/2019
по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар" (ОГРН 1051801287251, ИНН 1805000069)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228), Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689)
о взыскании 742 753 руб. 12 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Коммунар" (далее - истец, СПК "Коммунар", кооператив) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики (далее - ответчик, Министерство сельского хозяйства) убытков в сумме 742 753 руб. 12 коп., образовавшихся в результате действий (бездействий) должностных лиц ответчика (с учетом уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы истец указывает на то, что применение Министерством размера ставки для расчета субсидии 0,68 руб. на 1 кг молока и уменьшение суммы субсидии на возмещение уже понесенных заявителем затрат произведено необоснованно, что подтверждается актом проверки Минфина УР от 02.08.2019, представлением Минфина УР от 03.10.2019 N 4912/07-06/15, постановлении о назначении административного наказания от 23.08.2019 N 56, решении Первомайского районного суда г. Ижевска от 08.11.2019 по делу N 12-832/2019, которыми установлены нарушения при установлении размера ставки для расчета субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. При этом 100 000 000 руб. из общего объема доведенных на данное направление денежных средств, Министерство незаконно выдало только тем сельхозтоваропроизводителям, кто отвечал вновь введенным условиям (утративший законную силу приказ от 29.03.2019 N 143). Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года N 96 установлено, что весь объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных в 2019 году Министерству как получателю бюджетных средств на предоставление субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в размере 748 503 700 руб., должен был быть рассчитан Министерством по единой ставке. Размер субсидии по ставке 0,85, которую бы получил кооператив при условии соблюдения Министерством установленного действующими нормативными правовыми актами порядка и размера расчета единой для всех сельхозтоваропроизводителей ставки субсидии составил бы на 742 753,12 руб. больше. Вина Министерства заключается в том, что в 2019 году им нарушено федеральное и региональное законодательство, регулирующее вопрос предоставления субсидий; в 2019 году в связи с превышением полномочий должностными лицами Министерства доведенный объем лимитов бюджетных обязательств на повышение продуктивности в молочном скотоводстве незаконно распределен между хозяйствующими субъектами, осуществляющими одну и ту же предпринимательскую деятельность, имеющими равные права.
В судебном заседании представители истца на доводах апелляционной жалобы и письменных пояснений к ней настаивали; ранее заявленные ходатайства не поддержали.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия УР и Министерством финансов УР представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых ответчики возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства сельского хозяйства в судебном заседании доводы, изложенные в письменном отзыве, поддержал.
Минфин УР, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, что на основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой заключено соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта от 28.01.2019 N 082-08-2019-30 по направлению "Повышение продуктивности в молочном скотоводстве" в размере 363 287 700 руб. (далее - Соглашение).
На основании Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года N 96 (далее - Положение) истец обратился 08.04.2019 в уполномоченный орган - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики для получения субсидии с приложением необходимых документов.
К заявлению СПК "Коммунар" на предоставление субсидии приложена справка-расчет субсидии, в которой истец рассчитал размер субсидии исходя из ставки 0,68, в связи с чем, размер субсидии ставил 5 050 721,22 руб.
Министерство приняло решение о предоставлении истцу субсидии в целях возмещения недополученных доходов по ставке 0,68, что составило 5 050 721,22 руб.
На основании заключенного между истцом и ответчиком договора N 45 от 11.04.2019 о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - договор), субсидия в указанном размере выдана истцу (платежные поручения N36120 от 16.04.2019, N344178 от 16.04.2019).
Истец, полагая, что вправе получить указанную субсидию в ином размере, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о возмещении убытков, рассчитанных как разница между полученной и недополученной суммой субсидии (0,85 руб./кг - 0,68 руб./кг), что составляет 742 753,12 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности материалами дела совокупности условий, необходимых для привлечения Удмуртской Республики в лице уполномоченных органов к ответственности в виде взыскания убытков.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьями 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ. Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ не содержит.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2015 N 96 утверждено Положение о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - Положение N 96), определяющее условия и порядок предоставления субсидий в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве путем возмещения части затрат на 1 кг произведенного или реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока за отчетный финансовый год (далее - субсидия).
В силу пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, порядок расчета ставки и размер ставки субсидии в текущем финансовом году определяется органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанных полномочий Минсельхозом Удмуртской Республики издан приказ от 26.03.2019 N 130 "Об утверждении порядка расчета ставки и размера ставки субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год" (далее - Приказ N 130), в который приказом Минсельхоза Удмуртской Республики от 29.03.2019 N 143 внесены изменения, установлен следующий порядок размера ставок субсидий:
- ставка субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0,68 руб. за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молоко и (или) козьего молока;
- ставка субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в размере 0,85 руб. за 1 кг произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока, сельскохозяйственному товаропроизводителю, обеспечившему прирост произведенного и реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока и (или) козьего молока.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что СПК "Коммунар", обращаясь в Минсельхоз Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении субсидии, рассчитал размер субсидии исходя из ставки 0,68 руб./кг, заключило с Минсельхозом Удмуртской Республики договор от 11.04.2019 N 45 с указанием на ставку 0,68 руб./кг, со стороны Минсельхоза Удмуртской Республики нарушений условий договора от 11.04.2019 N 45 не имело место быть, поскольку субсидия в испрашиваемом размере 5 050 721,22 руб. перечислена кооперативу 16.04.2019.
Оснований для применения в отношении СПК "Коммунар" ставки 0,85 руб./кг судом не установлено; напротив, выявлено, что на основании протеста Прокуратуры Удмуртской Республики от 28.06.2019 N Прот 7-51-2019 подпункт 1 пункта 1 Приказа N 130, которым установлена дополнительная ставка в размере 0,85 руб./кг, признан утратившим силу на основании приказа Минсельхоза Удмуртской Республики от 02.07.2019 N 350, в связи с чем общая ставка на субсидию на 1 кг молока в 2019 г. стала равной 0,68 руб.
Указанное позволило суду сделать выводы об отсутствии на стороне СПК "Коммунар" отыскиваемых убытков, а также об отсутствии совокупности условий, необходимых для привлечения Удмуртской Республики в лице уполномоченных органов к ответственности в виде взыскания убытков.
Суд первой инстанции принял во внимание, что предоставление субсидий из бюджета имеет заявительный характер, и то обстоятельство, что на момент обращения в Минсельхоз Удмуртской Республики с заявкой о предоставлении субсидии кооперативу достоверно было известно об условиях предоставления субсидии (Положение N 96 и Приказ N 130 были размещены на официальном сайте Министерства) и ее размере, им собственноручно произведен расчет размера субсидии по ставке 0,68 руб./кг., при этом рассчитанный кооперативом размер убытков (недополученной субсидии 742 753,12 руб. исходя из ставки 0,85 руб./кг) превышает размеры ставки субсидии, установленной Приказом N 130 с учетом удовлетворения протеста Прокуратуры Удмуртской Республики от 28.06.2019 N Прот 7-51-2019.
В действиях Министерства по предоставлению субсидии истцу противоправность отсутствует, вина Министерства не доказана. Министерство в полном объеме исполнило свои обязательства по перечислению субсидии (копии платежных документов имеются в материалах дела). Истцом были приняты обязательства по указанному договору в полном объеме в момент его подписания.
Ссылки кооператива на введение Минсельхозом Удмуртской Республики новых правил предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве как нарушение бюджетного законодательства были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка с учетом полномочий, предоставленных Минсельхозу Удмуртской Республики Положением N 96.
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий. Положением (постановление Правительства УР от 10.03.2015 года N 96) определены:
1. категории юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - получателей субсидии (юридические лица, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, крестьянские (фермерские) хозяйства);
2. условия предоставления субсидии (общие - отсутствие задолженности перед бюджетом УР и по налоговым и иным обязательным платежам, осуществление производственной деятельности на территории УР; специальные - наличие поголовья коров и (или) коз, сохранение поголовья в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующим отчетному);
3. порядок предоставления субсидии (представление в определенные сроки определенного перечня документов, заключение договора о предоставление субсидии).
Указанным Положением Правительство Удмуртской Республики возложило на Министерство полномочие утверждать порядок расчета размера ставки и размер ставки, исходя их чего, доводы истца о незаконном введении Министерством новых правил предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве является необоснованным.
Доказательств обоснованности расчета ставки субсидии для СПК "Коммунар" в размере, превышающем 0,78 руб./кг, судам не представлено.
Проанализировав отчеты о реализации продукции животноводства, суд выявил отсутствие у кооператива правовых оснований для применения повышенной ставки, в том числе и по состоянию на сегодняшний день, обоснованно указав, что исковые требования направлены по существу на изменение установленного порядка предоставления субсидии.
СПК "Коммунар" получена субсидия, рассчитанная с применением действующей на тот момент, не отмененной и не оспоренной ставки 0,68 руб./кг.
Ссылки СПК "Коммунар" на пункт 4 Приказа N 130, в соответствии с которым в случае увеличения Минсельхозу Удмуртской Республики в 2019 г. бюджетных ассигнований и (или) возникновения по состоянию на 1 октября 2019 г. нераспределенного остатка лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству на цели, указанные в пункте 1 Положения, размер ставки субсидии на коровье молоко и (или) субсидии на козье молоко в 2019 г. пересчитывается по формуле, указанной в пункте 3 настоящего Порядка, не принимаются судом, поскольку из материалов дела не следует наличие оснований для перерасчета размера ставки субсидии на момент обращения кооператива с заявкой на предоставление субсидии и заключения соответствующего договора.
Ссылки заявителя на представление Министерства финансов Удмуртской Республики от 03.10.2019 N 49/2/07-06/15, выписку из акта выездной проверки в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 02.08.2019, на ответ Государственного контрольного комитета Удмуртской республики от 19.11.2019 N1340 по результатам проверки Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики отклоняются апелляционным судом, так как выводов суда о правомерности применения ставки 0,68 не опровергают, и выводы, содержащиеся в указанных документах, не свидетельствуют о противоправности поведения Министерства при предоставлении субсидии истцу в указанном размере.
В обоснование своих доводов истец также ссылается на решение Первомайского районного суда от 08 ноября 2019 года по делу N 12-832/19, которым министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики привлечен к административной ответственности за совершения правонарушения, установленного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ. Однако указанный факт не свидетельствует о нарушении права истца из числа предусмотренных бюджетным законодательством, или о неправомерных действий Министерства и его должностных лиц, являющихся основанием для взыскания убытков. Также указанный судебный акт не содержит и конкретный обоснованный расчет размера убытков, заявляемых истцом.
Судом обоснованно отмечено, что финансовые последствия, связанные с неполучением субсидии, не могут квалифицироваться как убытки в виде упущенной выгоды (статья 15 ГК РФ), поскольку по смыслу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов, в связи с чем субсидии не являются результатом какой-либо экономической деятельности истца и не являются доходом в смысле, придаваемом гражданским законодательством.
Необходимой совокупности доказательств, в том числе причинно-следственной связи между указанными истцом в качестве виновных, противоправных действий ответчика и предполагаемых им убытков, истцом не представлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2020 года по делу N А71-11385/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11385/2019
Истец: Сельскохозяйственный "Коммунар"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики