город Омск |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А46-10939/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12687/2020) общества с ограниченной ответственностью "БИТУМАВТО" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2020 по делу N А46-10939/2020 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БИТУМАВТО" (ИНН 0400003888, ОГРН 1170400002277, 644024, Омская область, г. Омск, ул. Маршала Жукова, 21, ком. 1) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939, 644010, Омская область г. Омск, пр. Карла Маркса, 12А) о признании недействительным решения от 28.05.2020 N055/07/3-489/2020 (в части),
при участии деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия города Омска "Пассажирское предприятие N 8", общества с ограниченной ответственностью "Омская областная газовая компания", общества с ограниченной ответственностью "Управление АЗС", общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-корпоративные продажи", акционерного общества "СГ-Трейдинг", акционерного общества "ОТС",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "БИТУМАВТО" - Луконин А.Л. по доверенности от 22.06.2020 сроком действия один год;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Стрельникова С.А. по доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021;
от муниципального предприятия города Омска "Пассажирское предприятие N 8" - Лингер О.А. по доверенности от 26.06.2019, сроком действия три года;
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Омская областная газовая компания", общества с ограниченной ответственностью "Управление АЗС", общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-корпоративные продажи", акционерного общества "СГ-Трейдинг", акционерного общества "ОТС", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БИТУМАВТО" (далее - ООО "Битумавто", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 28.05.2020 N 055/07/3-489/2020 в части выдачи муниципальному предприятию города Омска "Пассажирское предприятие N 8" (далее - МП г. Омска "ПП N 8") предписания об аннулировании аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС (извещение N 32009092842) без уточнения времени проведения аукциона, предписание в отношении которого было выдано, и без указания на обязанность заказчика закупки перейти к рассмотрению вторых частей заявок участников аукциона, проведенного 15.05.2020 с 06.00 час. по 06.14 час. МСК и обязании устранить нарушение прав ООО "Битумавто".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МП г. Омска "ПП N 8", общество с ограниченной ответственностью "Омская областная газовая компания" (далее - ООО "Омская областная газовая компания"), общество с ограниченной ответственностью "Управление АЗС" (далее - ООО "Управление АЗС"), общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-корпоративные продажи" (далее - ООО "Газпромнефть-корпоративные продажи"), акционерное общество "СГ-Трейдинг" (далее - АО "СГ-Трейдинг"), акционерное общество "ОТС" (далее - АО "ОТС").
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2020 по делу N А46-10939/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы общество указывает, что ООО "Битумавто", подавая ценовое предложение в ходе аукциона, начавшегося 15.05.2020 в 6.00 час. по московскому времени, имеет право на подведение итогов именно этого аукциона. Согласно доводам жалобы ввиду того, что нарушений при проведении этого аукциона установлено не было (доказательств технического сбоя в работе электронной торговой площадки не имеется), именно этот аукцион с теми ценовыми предложениями, которые при его проведении поступили, должен быть завершен, повторный аукцион должен быть аннулирован. Оснований для аннулирования аукциона, начавшегося в 06.00 час. по московскому времени, не имеется.
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения.
Третьи лица, за исключением МП г. Омска "ПП N 8", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание суда не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) коллегия апелляционного суда приступила к рассмотрению жалобы в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Битумавто" поддержаны доводы жалобы. Представители Омского УФАС России и МП г. Омска "ПП N 8" просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав общество, антимонопольный орган и третье лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 20.04.2020 в Единой информационной системе (далее - ЕИС) МП г. Омска "ПП N 8" размещено извещение N 32009092842 о проведении закупки. Согласно извещению предметом закупки является право на заключение договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС. Аналогичное извещение размещено на сайте оператора ЭТП "Otc-tender" (извещение N 4493064).
Прием заявок на участие в аукционе осуществлялся заказчиком с 20.04.2020 по 13.05.2020. Дата рассмотрения заявок на участие в аукционе: 14.05.2020. Дата подведения итогов аукциона: 18.05.2020.
Согласно протоколу от 14.05.2020 N U4493064-7884933-1 на участие в закупке поступило 5 заявок (идентификационные номера NN 1565762, 1565730, 1565502, 1565359, 1565370). Все заявки, поданные на участие в аукционе, к участию допущены.
Проведение аукциона было назначено на 15.05.2020 в 06:00 (МСК). Прогнозируемое время завершения аукциона: 15.05.2020 в 07:00 (МСК).
Согласно протоколу о результатах закупки от 18.05.2020 N U4493064-7884933-4 закупка состоялась и победителем аукциона признано АО "СГ-Трейдинг".
20.05.2020 в Омское УФАС России поступила жалоба ООО "Битумавто" на действия МП г. Омска "ПП N 8" при проведении конкурентной процедуры. Согласно жалобе при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) заказчиком нарушен порядок проведения процедуры, что повлекло ущемление прав и охраняемых законом интересов участника.
Обществом представлен скриншот экрана из личного кабинета на ЭТП "Отс-tender", согласно которому по результатам проведенного в установленные документацией дату и время аукциона (15.05.2020 в 06:00 МСК) предложение ООО "Битумавто" признано лучшим.
Вместе с тем, во время проведения закупки в адрес оператора ЭТП "Otc-tender" поступило обращение заказчика с просьбой перенести начало аукциона на 15.05.2020 на 11:15 (МСК). Оператор ЭТП "Otc-tender" удовлетворил просьбу МП г. Омска "ПП N 8" и внес изменения (начало проведения аукциона перенесено на 11:15 (МСК) 15.05.2020). Одновременно оператор ЭТП "Otc-tender" уведомил всех участников закупки о внесенных изменениях по адресам электронной почты, указанной участниками при регистрации.
По результатам контрольных мероприятий 28.05.2020 антимонопольным органом принято решение N 055/07/3-489/2020 о признании обоснованной жалобы ООО "Битумавто" на действия МП г. Омска "ПП N 8" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС (извещение N 32009092842) и о выдаче третьему лицу предписания об аннулировании аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС (извещение N 32009092842).
28.05.2020 Омским УФАС России выдано предписание N 055/07/3-489/2020, согласно которому МП г. Омска "ПП N 8" предписано в течение 5 рабочих дней со дня получения предписания аннулировать аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС (извещение N 32009092842).
Не согласившись с решением от 28.05.2020 N 055/07/3-489/2020 в части выдачи МП г. Омска "ПП N8" предписания об аннулировании аукциона без уточнения времени его проведения и без указания на обязанность заказчика закупки перейти к рассмотрению вторых частей заявок участников аукциона, проведенного 15.05.2020 с 06.00 час. по 06.14 час. МСК, ООО "Битумавто" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков провозглашены целью принятия Закона о защите конкуренции.
Статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на антимонопольный органа возлагается обязанность обеспечить государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов. Кроме того закреплена обязанность выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения.
В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган уполномочен, помимо прочего, возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдавать организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частями 14, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в настоящем случае при проведении электронного аукциона МП г. Омска "ПП N 8" руководствовалось положением о закупках товаров, работ, услуг заказчика, утвержденным директором в 2019 году (далее - Положение о закупках).
Положением о закупках предусматривается, что изменения, вносимые в извещение и документацию, протоколы, составляемые в ходе проведения закупки, разъяснения положений закупочной документации размещаются в ЕИС в течение 3 дней со дня принятия решений о внесении изменений, подписания протоколов, предоставления разъяснений (пункт 2.5). В соответствии с пунктами 9.7.1.9 - 9.7.1.10 Положения о закупках заказчик вправе внести изменения в извещение и (или) в аукционную документацию. Изменения, вносимые в извещение и (или) в аукционную документацию, а также измененная редакция извещения и (или) аукционной документации размещаются в ЕИС в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении таких изменений. В случае внесения изменений в извещение и (или) в аукционную документацию, срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в ЕИС внесенных изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее 8 дней. Если с момента внесения изменений в извещение и (или) в аукционную документацию до даты окончания срока подачи заявок остается 8 и более дней, продление срока подачи заявок не требуется.
Согласно пункту 9.7.4.2 Положения о закупке дата и время аукциона устанавливается в аукционной документации. Проведение аукциона может быть осуществлено не позднее чем через 30 дней со дня окончания срока подачи заявок, но не раньше рассмотрения заявок на участие в аукционе.
В соответствии с пунктами 3 - 4 раздела 2 документации о проведении аукциона заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника закупок вправе принять решение о внесении изменений в документацию. Изменения, вносимые в документацию, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. В случае внесения изменений в документацию об аукционе в электронной форме срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Пунктом 2 раздела N 6 документации о проведении аукциона установлено, что закупка в электронной форме проводится на электронной торговой площадке в день и время, указанные в документации.
Комиссией Омского УФАС России в результате рассмотрения дела N 055/07/3-489/2020 установлено, что в ЕИС и в карточке аукциона на ЭТП "Otc-tender" указана разная информация о его проведении. Фактические обстоятельства изменения указанных сведений установлены, подтверждены материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле. Произвольно изменив время проведения аукциона в нарушение установленной процедуры, заказчик фактически принял решение о повторном проведении конкурентной процедуры (электронного аукциона), уведомив об изменениях посредством ЭТП "Otc-tender" только участников, подавших заявки. Указанные действия МП г. Омска "ПП N 8" расценены антимонопольным органом как нарушение порядка проведения аукциона, повлекшее нарушение прав и охраняемых законом интересов участников торгов. Изложенное выступило основанием принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения и выдачи заказчику предписания.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Битумавто" участвовало в аукционе и подавало предложение о цене договора. В 06.14 час. МСК на электронную почту заявителя поступило уведомление от электронной торговой площадки о том, что аукцион завершен. Одновременно заявителю поступило сообщение от электронной торговой площадки о том, что в информацию по аукциону были внесены изменения, касающиеся времени их проведения. Из сообщения следовало, что начало аукциона назначено на 11.15 час. МСК. Впоследствии, по утверждению заявителя, аукцион начал проводиться повторно, и по результатам проведения аукциона его победителем было признано АО "СГ-Трейдинг".
По мнению заявителя, Омское УФАС России должно было выдать предписание об аннулировании повторного аукциона, состоявшегося 15.05.2020 с 11.15 час. МСК по 12.13 час. МСК, и возложить на МП г. Омска "ПП N 8" обязанность рассмотреть вторые части заявок с целью последующего определения победителя закупки. Однако, как следует из резолютивной части оспариваемого решения, антимонопольный орган выдал заказчику закупки предписание аннулировать аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС (извещение N 32009092842), не конкретизируя его статус как "повторный".
Как следует из части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания. Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом при выдаче предписания предъявляются обязательные для исполнения требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
По смыслу приведенных норм при выявлении нарушений порядка организации и проведения торгов антимонопольным органом совершаются публично-распорядительные юридически значимые действия, направленные на устранение выявленных нарушений.
В настоящем случае с целью устранения допущенных заказчиком нарушений Омское УФАС России обоснованно приняло решение о выдаче предписания от 28.05.2020 N 055/07/3-746/2019 об аннулировании закупки, установив, что электронный аукцион, проведенный в 06:00 час. и 11:15 час. 15.05.2020, является единой закупкой, при проведении которой МП г. Омска "Пассажирское предприятие N 8" допущено существенное нарушение порядка организации и проведения торгов.
При установленных обстоятельствах решение антимонопольного органа от 28.05.2020 N 055/07/3-489/2020 в части выдачи МП г. Омска "ПП N 8" предписания об аннулировании аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку сжиженного углеводородного газа (СУГ) через АГЗС (извещение N 32009092842) не противоречит требованиям закона и соответствует установленным фактическим обстоятельствам.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба ООО "Битумавто" не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ООО "Битумавто", излишне уплаченная сумма государственной пошлины 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БИТУМАВТО" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2020 по делу N А46-10939/2020 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "БИТУМАВТО" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 383 от 05.11.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10939/2020
Истец: ООО "БИТУМАВТО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ОТС", АО "СГ-ТРЕЙДИНГ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА ОМСКА "ПАССАЖИРСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ N 8", ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ - КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОДАЖИ", ООО "ОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ", ООО "Управление АЗС"