город Омск |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А70-12605/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Краецкой Е.Б., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13287/2020) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.10.2020 по делу N А70-12605/2020 (судья Бадрызлова М.М.), по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (ОГРН 1027200811483, ИНН 7202028202) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) об обязании изъять из оперативного управления и принять в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества федеральной формы собственности,
в отсутствие представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (далее - истец, Университет, ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ответчик, МТУ Росимущества) об обязании изъять из оперативного управления и принять в казну РФ объект недвижимого имущества федеральной формы собственности: нежилое здание (учебное) назначение: нежилое здание, количество этажей 4, общая площадь 2491,6 кв.м, кадастровый номер 72:23:0219005:187, по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 42.
Решением от 20.09.2020 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.09.2020 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы МТУ Росимущества указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, при этом ссылается на следующее: федеральным бюджетом не заложены средства на содержание спорного объекта недвижимости; учитывая публичный характер и цели создания учреждения, обеспечивающего функции и полномочия государственных органов, а также разрешительного характера распоряжения имуществом, закрепленным за учреждением, любое распоряжение спорным имуществом, в том числе его перераспределение (изъятие), осуществляется по усмотрению собственника.
Университет в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" и МТУ Росимущества, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:0219005:24, площадью 10039 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Пермякова, д.40, запись регистрации права собственности 72-72-01/031/2008-493 от 01.04.2008.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся также в собственности Российской Федерации: нежилое здание (учебное) назначение: нежилое здание, количество этажей 4, общая площадь 2491,6 кв.м, кадастровый номер 72:23:0219005:187, по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 42.
Указанный объект недвижимости предоставлен ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" на праве оперативного управления, номер государственной регистрации права 72-72-01/092/2008-288 от 04.05.2008.
ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" при согласовании с Минобрнаукой России (письмо от 11.12.2019 N МН-2967/АС "О даче согласия на прекращение вещных прав в отношении объектов недвижимого имущества и земельного участка под ними") приняло решение об отказе от вещных прав на объекты федеральной недвижимости и передачи их в казну Российской Федерации, а именно:
- нежилое здание (учебное), расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 40,
- нежилое здание (учебное), расположенное по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 42,
- земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 40.
Реализуя свое право на отказ от вещных прав письмом от 12.12.2019 N 05-1100-04-02-207 "Об изъятии из оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования федерального имущества" истец обратился к ответчику с приложением соответствующего комплекта документов с целью издания распорядительного акта и принятием в казну Российской Федерации вышеперечисленных объектов недвижимого имущества.
Распоряжением от 29.01.2020 N 72-34-р "О прекращении права оперативного управления государственного имущества ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" МТУ Росимущества прекратило право оперативного управления на объект федерального имущества - нежилое здание (учебное), расположенное по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул. Пермякова, 40, кадастровый номер 72:23:0219005:184, общей площадью 7025,2 кв.м.
После получения распоряжения ответчика от 29.01.2020 N 72-34-р, с целью соблюдения требований действующего законодательства, истец обратился в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, с кадастровым номером 72:23:0219005:24, расположенный по адресу: г.Тюмень, ул. Пермякова, 40.
Управление Росреестра по Тюменской области в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) прекратило право постоянного (бессрочного) пользования ТИУ в отношении указанного земельного участка.
Письмом от 22.05.2020 N 05-1900-04-02-86 истец повторно обратился к ответчику с просьбой о рассмотрении ранее направленного пакета документов от 12.12.2019 N 05-1100-04-02-207 и принятии решения о прекращении права оперативного управления и передаче в казну Российской Федерации здания, расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул. Пермякова, 42, кадастровый номер 72:23:02190005:187.
В ответ на данный запрос ответчик письмом от 16.06.2020 N 72-ПС-01/6447 сообщил, что вопрос о прекращении права оперативного управления Университета на данное здание и закрепление его за новым правообладателем будет рассмотрен после проведения кадастровых работ по разграничению помещений, занятых третьими лицами.
Ссылаясь на принятое решения об отказе от права оперативного управления, бездействие МТУ Росимущества в отношении принятия спорного имущества в казну Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 209, 216, 236, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Как следует из материалов дела, на основании положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ Университет реализовал право на отказ от имущества, находящегося у него на праве оперативного управления (письмо от 12.12.2019 N 05-1100-04-02-207 (л.д. 10), и такой отказ был в установленном порядке согласован с Минобранауки России (письмо от 11.12.2019 (л.д. 9).
Утверждение истца о том, что имущество не используется учреждением в его деятельности, ответчиком не опровергнуто.
То обстоятельство, что в спорном здании проживают физические лица, основанием для отказа в удовлетворении требований истца не является.
Как усматривается из материалов дела, данный объект недвижимого имущества был принят ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" в оперативное управление в результате реорганизации ГОУ СПО "Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий" и заселенные ранее жильцы не являлись препятствием для закрепления имущества на праве оперативного управления за ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет".
Физические лица, проживающие в вышеуказанном здании, были заселены ГОУ СПО Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий".
Как пояснил истец суду первой инстанции, в настоящее время названные физические лица не являются работниками ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет", соответственно, не имеют к нему отношения, и у Университета перед данными лицами нет никаких обязательств.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, устранение каких-либо препятствий в пользовании помещением в целях передачи его в казну, в том числе проведение кадастровых работ по разграничению помещений, занятых третьими лицами или их выселение, не входит в компетенцию и не является обязанностью истца. Сам собственник в лице уполномоченного органа обладает таким правом, в том числе на последующую передачу помещений иным лицам.
Доказательства того, что проживающие в здании лица, имеют отношение к ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" (являются его работниками), и у истца есть перед ними обязательства, ответчиком не представлены.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства от 05.06.2008 N 432, оно наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Положением от 19.12.2016 N 466, утвержденным названным выше Агентством, установлено, что МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономной округе самостоятельно осуществляет, в частности, следующие полномочия: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства, связанные с тем, что от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении спорного имущества осуществляет ответчик, он обладает необходимой компетенцией по распоряжению этим имуществом, в том числе правом его изъятия из постоянного (бессрочного) пользования и оперативного управления, на котором данное имущество закреплено за истцом.
При этом, поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом не требуется.
Изложенные полномочия в сфере деятельности ответчика свидетельствуют о неправомерности бездействия МТУ Росимущества, выраженного в непринятии в казну имущества, не используемого истцом.
В связи с изложенным выше, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Принимая во внимание наличие у ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления, передачу его МТУ Росимущества по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса изъятия у истца спорного имущества из оперативного управления с Минобранауки России, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия ответчика по принятию спорных объектов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для обязания МТУ Росимущества принять имущество в казну Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что удовлетворив исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение иска и апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как истец в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.10.2020 по делу N А70-12605/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12605/2020
Истец: Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования "Тюменский Индустриальный Университет"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ