г. Челябинск |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А47-11128/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Баканова В.В., рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленинский жилищно-коммунальный сервис"-6 на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 ноября 2020 г. по делу N А47-11128/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Эцезис" (далее - истец, ООО "ПО "Эцезис") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ленинский жилищно-коммунальный сервис"-6 (далее - ответчик, ООО "Ленинский ЖКС"-6) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.05.2019 по 23.06.2020 в размере 12 143 руб. 76 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.11.2020 (резолютивная часть объявлена 27.10.2020) исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Ленинский ЖКС"-6 обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик указывает на неправомерное взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2020 по 23.06.2020, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 424) введен мораторий на взыскание штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов. Требование о начислении неустойки может быть удовлетворено за период до 05.04.2020.
Кроме того, ответчик полагает, что истец неправомерно начислил проценты за пользование чужими денежными средствами с момента подачи ООО "ПО "Эцезис" искового заявления в суд по делу N А47-6934/2019 о взыскании задолженности по договору от 01.09.2014 N 008/Д на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов в ноябре, декабре 2018 г. в размере 171 185 руб. 08 коп., считает, что они подлежат начислению с момента вступления решения суда по делу NА47-6934/2019 в законную силу, то есть с 11.03.2020.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "ПО "Эцезис" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. По мнению истца, до 01.01.2019 услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) не относится к коммунальным услугам, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен переходный период до 01.01.2019, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
В связи с изложенным, предусмотренный Постановлением N 424 мораторий на оказанные ООО "ПО "Эцезис" услуги не распространяется.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2019 по делу N А47-6934/2019 исковые требования ООО "ПО "Эцезис" удовлетворены, суд взыскал с ООО "Ленинский ЖКС"-6 в пользу ООО "ПО "Эцезис" 171 185 руб. 08 коп. основного долга, а также 6 136 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.19.2019 по делу N А47-6934/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Ленинский ЖКС"-6 - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2020 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2019 по делу N А47-6934/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Ленинский ЖКС"-6 - без удовлетворения.
Истец, указывая, что решение суда было исполнено ответчиком 23.06.2020, начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 12 143 руб. 76 коп. за период с 23.05.2019 по 23.06.2020. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор возмездного оказания услуг N 008/Д заключен сторонами 01.09.2014, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (01.06.2015), ответственность заказчика за просрочку оплаты оказанных услуг не предусмотрена, в связи с чем истец вправе самостоятельно принимать решение о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Факт пользования ответчиком чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, сбережения за счет истца подтвержден материалами дела, оснований для освобождения ООО "Ленинский ЖКС"-6 от ответственности в виде уплаты процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, не имеется. Довод ответчика об установлении моратория в отношении неустойки, подлежавшей начислению в период с 06.04.2020 до 01.01.2021 за несвоевременное (неполное) исполнение обязательства по оплате коммунальных ресурсов на основании разъяснения по вопросу 7 Обзора Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020 N 2, судом отклонен, поскольку истцом заявлены ко взысканию проценты, а не договорная неустойка, которые по своей правовой природе являются разными мерами ответственности.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора исходит из следующего. Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО ПО "Эцезис" предоставляет услуги по размещению (захоронению) отходов на основании лицензии от 21.10.2016 N (56)-1940-СТУР, выданной Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области.
Основным видом деятельности общества "Ленинский ЖКС"-6 является деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 17.04.2015 N 00016, выданной Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области.
Между истцом и ответчиком был заключен договор возмездного оказания услуг от 01.09.2014 N 008/Д (далее - договор) на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов (ТКО).
В процессе жизнедеятельности образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), к которым относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Эти отходы в силу негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подлежат сбору, вывозу, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и осуществляться в соответствии с санитарными требованиями (статья 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 01.2002 N 7-ФЗ, статья 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, сбор и вывоз твердых бытовых отходов являются составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, то есть жители многоквартирных домов несут расходы по оплате данных услуг в составе тарифа на содержание помещения.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Проанализировав положения указанных правовых актов, суд пришел к выводу о том, что организация мероприятий по размещению мусора и его вывозу является прямой обязанностью ООО "Ленинский ЖКС"-6 и направлена на реализацию возложенных на него функций по управлению многоквартирным домом (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судами в рамках дела N А47-6934/2019 установлено, что во исполнение указанных требований, между сторонами был заключен договор возмездного оказания услуг N 008/Д от 01.09.2014, на оказание услуг по размещению (захоронению) ТКО. Оплата услуг производится в следующем за расчетным месяце, через ЗАО "ЮУЭСК" с учетом поступивших от населения средств. В 2018 г., несмотря на истечение срока действия договора, стороны продолжили его фактическое исполнение, тем самым истец фактически продолжил оказывать услуги по размещению (захоронению) ТКО, а ответчик продолжил их оплачивать. Начиная с апреля 2018, в связи с расторжением ответчиком договора с ЗАО "ЮУЭСК перестал оплачивать услуги через ЗАО "ЮУЭСК", и начал оплачивать услуги исходя из объема ТКО 400 м3. в месяц.
Удовлетворяя требования ООО "ПО "Эцезис" о взыскании 171 185 руб. 08 коп. задолженности за оказание услуг по размещению (захоронению) ТКО за период ноябрь, декабрь 2018 г., суды исходили из того, что материалами дела подтвержден факт оказания истцом услуг в отсутствие доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг. Принимая во внимание, что договор на оказание услуг по размещению (захоронению) ТКО между сторонами в спорный период заключен не был, истцом ответчику оказывались услуги, которые были приняты ООО "Ленинский ЖКС"-6, суды пришли к выводу, что между сторонами сложились фактические отношения оказания услуг, регулируемые главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе стандарта организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, путем заключения договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указано в пункте 148 (7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2019 установлен переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой обращение с ТКО должно осуществляться только по договорам с региональным оператором.
На время переходного периода до начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, плата за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, на момент спорных отношений являются единственным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
Проанализировав положения указанных правовых актов, суды пришли к выводу о том, что организация мероприятий по размещению мусора и его вывозу является прямой обязанностью ООО "Ленинский ЖКС"-6 и направлена на реализацию возложенных на него функций по управлению многоквартирным домом (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Отсутствие договора на оказание услуг по размещению (захоронению) ТКО с региональным оператором в письменной форме не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО, на стороне ответчика имелось неосновательное обогащение.
Указанные обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N А47-6934/2019 Арбитражного суда Оренбургской области являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Согласно абзацу 1 пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). В силу пункта 1 статьи 155 названного Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
Как отмечено выше, плата за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов в переходный период до начала оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, является составной частью платы за жилое помещение, наряду с иными видами платежей, предусмотренными статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соответственно, нарушение ответчиком обязанности по внесению указанной платы влечет применение санкций, предусмотренных статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что договор возмездного оказания услуг N 008/Д заключен сторонами 01.09.2014, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ (01.06.2015), ответственность заказчика за просрочку оплаты оказанных услуг не предусмотрена, в связи с чем истец вправе самостоятельно принимать решение о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует признать ошибочными.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что по смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагает истец, и должен рассматривать заявленное требование, исходя из фактических правоотношений сторон. Суд определяет правильную правовую квалификацию исковых требований и может их удовлетворить, если это не изменяет фактического основания и предмета иска, а также не влияет на объем заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы также утверждает, что Постановлением N 424 установлен мораторий на начисление пеней и штрафов в случае несвоевременной и (или) внесенной не в полном размере оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги с 06.04.2020 до 01.01.2021. Указанные доводы ООО "Ленинский ЖКС"-6 следует признать обоснованными.
Статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 01.01.2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление N 424, которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 06.04.2020.
Согласно пункту 3 Постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021. Пунктом 4 Постановления N 424 также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 01.01.2021.
Кроме того, пунктом 5 Постановления N 424 приостановлено до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт. Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период. Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) формирования задолженности, по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии оснований для освобождения ответчика от начисления финансовых санкций в виде неустойки в период с 06.04.2020 по 23.06.2020. При этом суд апелляционной инстанции разъясняет истцу о его праве на обращение в суд с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория. Апелляционный суд считает обоснованным в данном случае применение к спорным правоотношениям положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, что не влечет отмену судебного акта и отказ в удовлетворении иска, поскольку согласно расчету суда апелляционной инстанции неустойка за период с 23.05.2019 по 05.04.2020 по части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации составляет 14 270 руб. 91 коп.
Расчет неустойки произведен судом следующим образом:
Расчёт пеней по задолженности, возникшей 23.05.2019 | |||||||
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
||
с |
по |
дней |
|||||
171 185,08 |
23.05.2019 |
21.06.2019 |
30 |
4,25 % |
0 |
171 185,08 30 0 4.25% |
0,00 р. |
171 185,08 |
22.06.2019 |
20.08.2019 |
60 |
4,25 % |
1/300 |
171 185,08 60 1/300 4.25% |
1 455,07 р. |
171 185,08 |
21.08.2019 |
05.04.2020 |
229 |
4,25 % |
1/130 |
171 185,08 229 1/130 4.25% |
12 815,84 р. |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
14 270,91 р. |
Сумма основного долга: 171 185,08 руб. | |||||||
Сумма пеней по всем задолженностям: 14 270,91 руб. |
Таким образом, предъявление истцом ко взысканию санкции в меньшем размере - 12 143 руб. 76 коп., но за больший период - до 23.06.2020 права ответчика не нарушает.
Довод подателя жалобы о том, что судом неправомерно определено начало течения периода начисления финансовой санкции - с 23.05.2019 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в указанный период у ответчика имелась установленная законом обязанность по оплате задолженности за оказание услуг истцом по размещению (захоронению) ТКО за период ноябрь, декабрь 2018 г., и о наличии данной обязанности ответчик был осведомлен.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить юридически значимые обстоятельства по делу.
Безусловные основания для отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренные часть 4 статьи 270 АПК, судом апелляционной инстанции не установлены. С учетом приведенных обстоятельств, имеются основания для изменения мотивировочной и резолютивной части решения суда первой инстанции без отмены принятого по делу судебного акта. Поскольку судом апелляционной инстанции заявленные истцом материально-правовые требования о взыскании с ответчика санкции за неисполнение обязательства по оплате задолженности за оказанные услуги по размещению (захоронению) ТКО, оказанных с ноября по декабрь 2018 г. признаны обоснованными, размер взыскиваемой неустойки в сумме 12 143 руб. 76 коп. является прежним, при этом, изменена лишь правовая квалификация исковых требований, расходы по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе распределяются между сторонами на основании положений статьи 110 АПК РФ и относятся на ООО "Ленинский ЖКС"-6.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 ноября 2020 г. по делу N А47-11128/2020 изменить, изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Эцезис" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ленинский жилищно-коммунальный сервис"-6 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Эцезис" 12 143 руб. 76 коп. неустойки, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 руб.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11128/2020
Истец: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЭЦЕЗИС"
Ответчик: ООО "Ленинский жилищно-коммунальный сервис"-6