город Томск |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А27-2616/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.
судей: Сластиной Е.С.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого в онлайн-режиме с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Власовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (N 07АП-11962/2020) на решение от 22.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Федотов А.Ф.) по делу N А27-2616/2020, по иску публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650036, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Ленина, дом 90/4, ИНН 4205109214 ОГРН 1064205110133) к муниципальному образованию Новокузнецкий муниципальный район в лице Администрации Новокузнецкого муниципального района (654216, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий район, село Атаманово, улица Центральная, дом 109А, ИНН 4238004496 ОГРН 1024202128246) о взыскании 71 475,03 рублей долга, 1 545,97 рублей пени,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Новокузнецкого муниципального района (654216, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий район, село Атаманово, улица Центральная, дом 109А, ИНН 4238022015 ОГРН 1084238000274),
при участии в судебном заседании:
от истца - Суханова О.А. по доверенности от 27.06.2020, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кузбассэнергосбыт" (далее - истец, ПАО "Кузбассэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Муниципальному образованию Новокузнецкий муниципальный район в лице Администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - ответчик) о взыскании 29 079,03 рублей задолженности за переданную электрическую энергию за период июль - октябрь 2019, с учетом перерасчета в ноябре 2019 за июль - октябрь 2019 по договору N 101011 от 01.01.2017, а также 1 768,92 рублей неустойки.
Определением суда от 21.07.2020 дело N А27-2616/2020 и дело N А27- 9970/2020 объединены в одно производство. Делу присвоен номер А27-2616/2020.
Решением от 22.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 8 499,03 рублей долга, 339,98 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования ПАО "Кузбассэнергосбыт" удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела; стороны предусмотрели внесение платы за потребленные коммунальные услуги непосредственно наймодателю (Администрации Новокузнецкого муниципального района); судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что представленные договоры не подтверждают передачу жилых помещений гражданам, поскольку ответчиком не представлены доказательства того, что данные договоры являются действующими.
В обоснование апелляционной жалобы истец также ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что здание по адресу: Новокузнецкий район, поселок Елань, улица Советская, дом 1, не имеет статуса многоквартирного жилого дома; техническая документация, подтверждающая статус вышеуказанного здания ответчиком не предъявлена; суд не принял во внимание, что договоры, предоставленные Администрацией Новокузнецкого муниципального района в качестве подтверждения передачи помещений, своевременно в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" не направлялись; также собственником помещений не велась работа с лицами, которым помещения были переданы по договорам, на предмет своевременного обращения в ресурсоснабжающую организацию за открытием лицевых счетов, в связи с чем ПАО "Кузбассэнергосбыт" не имело и не имеет по настоящий момент технической возможности открытия лицевых счетов с целью начисления объема и стоимости потребленной электроэнергии, поскольку отсутствуют сведения о приборах учета и об их показаниях, а также о гражданах, осуществляющих потребление электроэнергии.
Отзыв Администрации Новокузнецкого муниципального района, поступивший в арбитражный апелляционный суд 11.01.2021, судом не принимается во внимание и не учитывается при вынесении судебного акта, поскольку при его направлении не соблюдены требования абзаца 2 части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав участника процесса, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 244 от 30.06.2015 "О гарантирующих поставщиках на территории Кемеровской области" ПАО "Кузбассэнергосбыт" является Гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Кемеровской области, в том числе в городе Новокузнецке.
В реестре муниципальной собственности муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" входит следующее имущество:
Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий муниципальный район, село Безруково, улица Школьная, дом 4-1; дом 4-2; дом 4-4;
Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий муниципальный район, поселок Тальжино, улица Вокзальная, дом 46-1.
Собственником муниципального имущества заключены договора найма жилых помещений по следующим адресам:
Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий муниципальный район, село Безруково, улица Школьная, дом 4-1 (Гущин А.А., 06.01.1992 г.р.);
Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий муниципальный район, село Безруково, улица Школьная, дом 4-2 (Богданова Н.С., 16.04.1981 г.р.);
Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий муниципальный район, село Безруково, улица Школьная, дом 4-4 (Соткина В.В., 24.10.1959 г.р.).
Администрацией Новокузнецкого муниципального района в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" направлены заверенные копии договоров социального найма.
Ответчиком, как собственником муниципального имущества предпринимались возможные меры для определения надлежащего лица по взысканию образовавшейся задолженности (потребителя электрической энергии).
Администрацией Новокузнецкого Муниципального района управляющая организация для многоквартирных жилых домов и общежитий по вышеуказанным адресам не выбраны, осуществлялось его собственником - Муниципальным образованием "Новокузнецкий городской округ" в лице администрации Новокузнецкого Муниципального района.
Ввиду того, что фактическое потребление электрической энергии по вышеуказанным адресам осуществлялась, а заявка от Администрации Новокузнецкого муниципального района или иных лиц для заключения договора ресурсоснабжения в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" не поступала, ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило оферту договора энергоснабжения в адрес собственника общежития в лице Администрации Новокузнецкого Муниципального района, однако от подписания муниципальных контрактов ответчик уклонился.
Получение Ответчиком указанного контракта подтверждается отметкой на сопроводительном письме.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 8 к муниципальному контракту N 101011 за период июль-октябрь 2019 ответчик обязан был произвести расчет за принятую электрическую энергию на основании выставленных счетов - фактур, согласно тарифам, утвержденным РЭК Кемеровской области, по тарифной группе: "Потребители, приравненные к населению". На 2019 тарифы утверждены Постановлением РЭК N 733 от 25.12.2018.
В порядке, предусмотренном пунктом 5.6. договора, ответчик обязан произвести окончательный расчет за принятую электрическую энергию до 18 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет или в кассу Гарантирующую поставщика.
Показания общедомовых приборов были переданы истцу Сетевыми организациями. По адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий муниципальный район, поселок Тальжино, улица Вокзальная, дом 46-1, расчет объема и стоимости потребленной электроэнергии произведен в соответствии с пунктами 59,60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов (утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011) исходя из норматива потребления в связи с отсутствием показаний приборов учета.
Подробный расчет приведен в расшифровках к счетам-фактурам, содержащий сведения об объемах и стоимости отпущенной ответчику электрической энергии по каждому дому за период июль-октябрь 2019.
В ноябре 2019 был произведен перерасчет объема потребленной электроэнергии за период июль 2017 - октябрь 2019 в связи с тем, что в рамках рассмотрения дела А27-23331/2019 Администрацией Новокузнецкого Муниципального района были предоставлены документы относительно нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, а также сведения об управляющих организациях, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами по адресам, ранее включенных в договор N 101011 от 01.01.2018, в связи с указанным обстоятельством были составлены служебные письма и выставлены корректировочные счета-фактуры.
В соответствии со счетами-фактурами, корректировочными счетами-фактурами и расшифровками к ним, за июль-октябрь 2019 с учетом перерасчета в ноябре 2019 за июль-октябрь 2019, истцом было отпущено, а ответчиком принято 14 973 кВт электрической энергии.
Общая стоимость поставленной электрической энергии составила 35 934,20 рублей.
В нарушение своих обязательств, ответчик оплату за потребленную электроэнергию не произвел, вместе с тем, 04.12.2019 платежным поручением N 604411 УФК по Кемеровской области произвел оплату на сумму 38 365,03 рублей по решению суда по делу А27-8593/2019.
В связи с произведенным перерасчетом у ответчика образовалась переплата, которая была отнесена в счет погашения задолженности за последующие периоды.
Сумма задолженности за потребленную электроэнергию за период июль-октябрь 2019 с учетом перерасчета в ноябре 2019 за июль-октябрь 2019, составила 29 079,03 рублей.
Задолженность, по оплате ресурса, включая неустойку на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, составила 30 874,95 рублей.
В целях досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика были направлены претензии с требованием оплаты задолженности, ответчиком получены и оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В суде первой инстанции ответчик представил в материалы дела дополнения к ранее направленному отзыву на исковое заявление, в котором пояснил относительно части заселенных квартир в отсутствие заключенных договоров социального найма, а также пояснения относительно квартиры, расположенной по адресу: Кемеровская область- Кузбасс, Новокузнецкий муниципальный район, село Безруково, улица Школьная, дом 4-4, договор социального найма по которому не предоставлен, с учетом данных пояснений относительно наличия заключенного договора социального найма указанного жилого помещения; пояснения относительно передачи помещений, расположенных по адресам на улице Вокзальной.
Согласно ответа начальника Управления муниципальных имущественных отношений администрации Новокузнецкого муниципального района N 4343-20/40 от 14.10.2020 в здании, расположенном по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий район, поселок Елань, улица Советская, дом 1 - 24 муниципальные комнаты:
N 2 - договор N 1803-соц от 27.02.2014, заключен с Казаниной И.А.;
N 3 - договор не заключен;
N 4 - договор N 1996-соц от 07.08.2014, заключен с Белоусовым С.Н.;
N 6 - договор N 1818-соц от 14.03.2014, заключен с Просветовым А.А.;
N 7 - договор N 01-С-14 от 14.05.2014, заключен со Спицыным Д.О.;
N 9 - договор N 1781-соц от 27.02.2014, заключен с Хмелевой Н.В.;
N 10 - договор N 7 от 06.07.2016, заключен с Кодовой О.В.;
N 11 - договор N 1817-соц от 14.03.2014, заключен с Осьмушкиным А.А.;
N 12 - заключение межведомственной комиссии от 01.08.2019 о капитальном ремонте, договор не заключен;
N 13 - договор N 01-С-14 от 02.06.2014, заключен с Поповым В.А.;
N 16 - договор не заключен;
N 17 - договор N 1833-соц от 11.04.2014, заключен с Петрухиным Д.Ф.;
N 18 - договор N 1813-соц от 13.03.2014, заключен с Пачкория Н.В.;
N 20 - договор N 1838-соц от 21.04.2014, заключен с Максимовым Д.С.;
N 21 - договор не заключен;
N 25 - договор N 1834-соц от 11.04.2014, заключен с Батуриной А.А;
N 27 - договор N 1815-соц от 14.03.2014, заключен с Раковым М.А.;
N N N 28, 29, 30 - договор не заключен;
N 31 - договор N 10/18 от 05.03.2018, заключен с Костенко В.Ю.;
N 32 - договор не заключен;
N 33 - договор N 1816-соц от 14.03.2014, заключен с Кондратовым В.С.;
N 35 - договор N 1784-соц от 27.02.2014, заключен с Татаренко И.А..
В квартире, расположенной по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий район, село Безруково, улица Школьная, дом 4 - договор N 04-М-14 от 14.08.2014, заключен с Соткиной В.В., но наниматель умер, граждане, вселяющиеся вместе с нанимателем, уведомлены о перезаключении договора.
Относительно передачи помещений, расположенных по адресам на улице Вокзальной, п.ст. Тальжино, ответчик сообщил следующее:
п.ст. Тальжино, улица Вокзальная, дом 4а, квартиры 1,2,4,5 - договоры не заключены;
п.ст. Тальжино, улица Вокзальная, дом 46, квартира 3 - договор N 2219-соц от 15.09.2015, заключен с Анохиным Н.Г.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что муниципальное образование Новокузнецкий муниципальный район, являющееся собственником спорных жилых помещений, не является лицом, обязанным нести расходы по оплате коммунальных услуг по этим помещениям, так как они частично заселены по договорам социального найма, за исключением тех жилых помещений, по которым указанные договоры не представлены, и эти помещения находятся в собственности муниципального образования.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статей 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию в порядке, установленном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 163 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. На настоящий момент такой порядок не утвержден. В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Правоотношения по выбору управляющей организации путем проведения открытого конкурса урегулированы статьей 161 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации N 75 от 6 февраля 2006 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление N 75).
Как обоснованно пришел к выводу суд первой инстанции, достаточных оснований согласиться с доводами истца о том, что обязанным лицом осуществлять управление спорным жилым фондом лежит на муниципальном образовании в лице его уполномоченных органов, не имеется.
В статье 161 ЖК РФ закреплены общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации (далее - Правительство РФ) устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (пункт 2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем 50 %, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Постановлением N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД (далее - Правила N 75).
Постановлением Правительства РФ N 1616 от 21.12.2018 утверждены Правила определения управляющей организации для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений в МКД не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ.
Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном ЖК РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса (часть 17 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил (абзац второй пункта 30 Правил N 354).
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с тем, что фактическое потребление электрической энергии по вышеуказанным адресам осуществляется, а заявка от Администрации Новокузнецкого муниципального района или иных лиц для заключения договора ресурсоснабжения в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" не поступала, то в указанном случае у ПАО "Кузбассэнергосбыт" отсутствовали основания для направления оферты договора энергоснабжения в адрес собственника общежития в лице Администрации Новокузнецкого Муниципального района, и в силу вышеуказанных положений права ПАО "Кузбассэнергосбыт", должно в силу положений пункта 17 Правил N 354 приступить к управлению спорными жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Согласно статье 50 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 закона N 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения, отнесено к вопросам местного значения поселения.
В части 2 статьи 51 Закона N 131-ФЗ закреплено право органов местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать или совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных ЖК РФ (статья 60 ЖК РФ).
Согласно статье 678 ГК РФ и пункту 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного статьей 157.2 ЖК РФ при заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Пунктами 23, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 22 от 27.06.2017 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике". Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В суде первой инстанции, истцом был представлен альтернативный расчет, с исключением периодов, когда начисление платы за коммунальные услуги не должно производиться, а именно, за периоды с июля по октябрь 2019, с ноября 2019 по февраль 2020, такая плата подлежит начислению в размере 8 499,03 рублей и включает в себя жилые помещения, расположенные по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий район, село Безруково, улица Школьная, дом 4, кв. 3,4; Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий район, поселок Тальжино, улица Вокзальная, дом 4Б-1; Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий район, поселок Елань, улица Советская, дом 1, квартиры 3, 12, 14, 16, 28, 29, 30, 32.
В связи с нарушением сроков исполнения денежных обязательств по оплате электрической энергии, переданной в период с июля по октябрь 2019, истцом начислена неустойка в сумме 1 545,97 рублей за период с 16.08.2019 по 01.04.2020.
Учитывая представленный в материалы дела альтернативный расчет и отсутствие задолженности за указанный выше период в нем, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований в этой части.
Суд первой инстанции, на основании положений статьи 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу о том, что обязанными лицами по оплате потребленного за спорный период коммунальных услуг и коммунального ресурса, являются, как собственник спорных жилых помещений в лице уполномоченного органа, то есть Муниципальное образование Новокузнецкий муниципальный район в лице Администрации Новокузнецкого муниципального района, так и физические лица, занимающие часть спорных жилых помещений на основании, заключенных с ними договоров социального найма.
Как главный распорядитель муниципального бюджета, в силу положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обязанным лицом по оплате ресурса в отношении спорного жилого объекта является Администрация муниципального образования.
В данном случае механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3 - 242.6 БК РФ. К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 БК РФ, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 БК РФ распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы), поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что судом первой инстанции не дана оценка факту, что представленные договоры не подтверждают передачу жилых помещений гражданам, поскольку ответчиком не представлены доказательства того, что данные договоры являются действующими, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как между истцом и ответчиком сложились фактические отношения по энергоснабжению, отсутствие подписанного договора на энергоснабжение не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость потребленной электрической энергии.
В апелляционной жалобе истец также ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что здание по адресу: Новокузнецкий район, поселок Елань, улица Советская, дом 1, не имеет статуса многоквартирного жилого дома; техническая документация, подтверждающая статус вышеуказанного здания ответчиком не предъявлена.
Вместе с тем, факт того, что по данному адресу расположено общежитие, сторонами не оспаривается.
Так, истцом был произведен осмотр здания, расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий район, поселок Елань, улица Советская, дом 1, в результате которого было установлено, что указанное здание не является многоквартирным домом, а является общежитием.
Согласно Распоряжению Администрации Новокузнецкого муниципального района N 4893 от 30.09.2013 "О приеме объектов недвижимости в муниципальную собственность" жилой дом, расположенный по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий район, поселок Елань, улица Советская, дом 1, является зданием общежития.
При этом, здание общежития состоит из изолированных комнат разной площади, часть из которых предоставлены по договорам социального найма физическим лицам, а часть комнат находятся в собственности физических лиц, в подтверждение чего ответчиком были представлены соответствующие договоры.
В данном случае, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 23 Постановления N 22, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (далее - Обзор), ответчик несет бремя оплаты коммунального ресурса лишь в отношении пустующих помещений в общежитии, тогда как в остальной части соответствующая обязанность может быть возложена только на нанимателей.
Так, по общему правилу, при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе (ответ на вопрос N 4 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора, определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2015 N 305-ЭС15-8047).
В этой связи ресурсоснабжающая организация, осуществляя свои права и обязанности с достаточной степенью разумности и осмотрительности, вправе требовать от потребителей оплаты ресурса, а также штрафных санкций за нарушение сроков их уплаты (подпункт "а" пункта 32 Правил N 354) вне зависимости от оснований пользования помещениями.
Из сказанного следует, что факты непроведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации (в ситуации неразрешения этого вопроса жителями МКД самостоятельно) и отсутствия договора, регламентирующего порядок оплаты коммунальных услуг потребителями, заключенного в виде подписанного сторонами единого документа, сами по себе более не препятствуют защите ресурсоснабжающей организации своих прав путем взыскания соответствующей задолженности непосредственно с потребителей.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2616/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Е.С. Сластина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2616/2020
Истец: ПАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания"
Ответчик: Администрация Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области