Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 апреля 2021 г. N Ф10-1416/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А23-2741/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.01.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Заикиной Н.В., судей Капустиной Л.А. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., в отсутствие истца - управления по охране объектов культурного наследия Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1154028002204, ИНН 4028060590), ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (г. Калуга, ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства культуры Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7705851331, ОГРН 1087746878295), министерства культуры Калужской области (г. Калуга, ИНН 4028043682, ОГРН 1084028003168), Централизованной православной религиозной организации - Калужская Епархия Русской православной церкви (Московский Патриархат) (г. Калуга, ИНН 4027023098, ОГРН 1024000008471), надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2020 по делу N А23-2741/2019 (судья Старостина О.В.),
УСТАНОВИЛ:
управление по охране объектов культурного наследия Калужской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях) с иском о понуждении исполнить обязательства в области сохранения и использования выявленного объекта культурного наследия в натуре.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство культуры Российской Федерации, министерство культуры Калужской области, Централизованная православная религиозная организация - Калужская Епархия Русской православной церкви (Московский Патриархат).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика в срок до 01.09.2021 исполнить обязательства в области сохранения, использования объекта культурного наследия федерального значения "Собор Успения, XV - XVI вв." ("Успенский собор", реестровый номер федерального имущества: П12420001882), расположенного по адресу: Калужская область, с. Перемышль (далее - спорный объект культурного наследия) в натуре, а именно, организовать проведение работ по консервации спорного объекта культурного наследия в порядке требований статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), а именно:
в соответствии с пунктом 2 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ обратиться в адрес Управления с заявлением о составлении акта технического состояния объекта культурного наследия федерального значения "Собор Успения, XV - XVI вв." ("Успенский собор", реестровый номер федерального имущества: П12420001882), расположенного по адресу: Калужская область, с. Перемышль;
в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ обратиться в адрес Управления с заявлением о выдаче задания на проведение консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Собор Успения, XV -XVI вв." ("Успенский собор", реестровый номер федерального имущества: П12420001882), расположенного по адресу: Калужская область, с. Перемышль;
обеспечить разработку проектной документации на проведение консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Собор Успения, XV - XVI вв." ("Успенский собор", реестровый номер федерального имущества: П12420001882), расположенного по адресу: Калужская область, с. Перемышль, в специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
заключить договор с подрядной организацией на производство консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Собор Успения, XV - XVI вв." ("Успенский собор", реестровый номер федерального имущества: П12420001882), расположенного по адресу: Калужская область, с. Перемышль, в соответствии с проектной документацией;
заключить договор на осуществление авторского надзора и научного руководства за проведением консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Собор Успения, XV - XVI вв." ("Успенский собор", реестровый номер федерального имущества: П12420001882), расположенного по адресу: Калужская область, с. Перемышль, с проектной организацией;
заключить договор на осуществление технического надзора за проведением консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Собор Успения, XV - XVI вв." ("Успенский собор", реестровый номер федерального имущества: П12420001882), расположенного по адресу: Калужская область, с. Перемышль, с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
по окончанию проведения консервационных работ в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Собор Успения, XV - XVI вв." ("Успенский собор", реестровый номер федерального имущества: П12420001882), расположенного по адресу: Калужская область, с. Перемышль, организовать приемку работ с участием Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2020 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что истец не воспользовался порядком подготовки заявок на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета, регламентированным распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 22.10.2018 N Р-1465.
Также считает, что настоящее исковое заявление подано неуполномоченным лицом.
Истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, спорный объект культурного наследия постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" отнесен к объектам культурного наследия федерального значения с наименованием "Собор Успения, XV - XVI в.в.".
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) собственником спорного объекта культурного наследия является Российская Федерация.
Памятник истории и культуры находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается представленными в материалы дела заданием от 22.05.2017 N 19-2017, актом от 29.05.2017 N 19-2017 и не оспорено ответчиком.
Как следует из материалов дела, 24.07.2017 истцом в адрес ответчика было вынесено предписание N 19/1-2017 в целях устранения нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны спорного объекта культурного наследия.
Поскольку требования предписания ответчиком исполнены не были, а в настоящее время состояние спорного объекта культурного наследия является аварийным, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями (с учетом уточнений).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Законом N 73-ФЗ.
В преамбуле к Закону N 73-ФЗ отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Исходя из статьи 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Законом.
В силу статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.
Согласно статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - это есть меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 41 Закона N 73-ФЗ - консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В целом, консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.
Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.
В состав научно-проектной документации в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 "Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования" входит, в том числе, раздел "Предварительные работы".
При необходимости, в составе предварительных работ разрабатывается проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий, включающий пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы. Техническое состояние памятника, в том числе его аварийное состояние, подтверждается на основании акта технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия) (далее - Акт).
Акт составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения. При выявлении на этапе предварительных работ аварийного технического состояния объекта культурного наследия (частей объекта) Акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных мероприятий.
Таким образом, противоаварийные работы проводятся на памятнике на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ на объекте культурного наследия, разработанной в рамках раздела "Предварительные работы" научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия. В рамках неотложных мер по сохранению памятника необходимо проведение противоаварийных работ для предотвращения полной его утраты параллельно с продолжающейся разработкой научно-проектной документации, предусмотренной заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. После завершения разработки полного объема научно-проектной документации, предусмотренной заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, она подлежит согласованию в установленном порядке.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, изложен в статье 45 Закона N 73-ФЗ.
Так, в соответствии с положениями статьи 45 Закона N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия. Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей.
Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей. Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Положениями пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Таким образом, в силу статей 47.2, 47.3 и 47.6 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязаны обеспечивать сохранность объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Как установлено судом, спорный объект культурного наследия федерального значения находится в собственности Российской Федерации, расположен на территории Калужской области.
В соответствии с положением о МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 471, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором последнее осуществляет свою деятельность.
Таким образом, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях осуществляет полномочия собственника в отношении вышеназванного объекта культурного наследия.
В соответствии с положениями пункта 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 статьи 48 Закона N 73-ФЗ договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ, соблюдать установленный статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения.
Действие настоящего пункта распространяется на случаи заключения договоров, предусматривающих передачу прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, между лицами, которые приобрели указанное право на основании договоров, и третьими лицами (договор субаренды и другие договоры).
Таким образом, отсутствие охранного обязательства в отношении спорного объекта культурного наследия не освобождает ответчика от обязательств по его сохранению, установленных Законом N 73-ФЗ.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что спорный объект культурного наследия, находится в федеральной собственности; сведения об исключении спорного объекта культурного наследия из реестра объектов культурного наследия, и отчуждении/передачи объекта недвижимости в материалы дела не представлено; аварийное состояние спорного объекта культурного наследия подтверждено фотоматериалами; действия, о понуждении которых заявлен настоящий иск, предусмотрены Законом N 73-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обоснованности и правомерности заявленных исковых требований.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что иск подан неуполномоченным лицом, не основана на законе и опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Факты ненадлежащего содержания МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, осуществляющего полномочия собственника спорного объекта культурного наследия, отраженные в акте по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 29.05.2017 N 19-2017, на устранение которых направлено предписание от 24.07.2017 N 19-/1-2017, заявителем апелляционной жалобы по существу не оспариваются.
В силу пункта 7 статьи 11 Закона N 73-ФЗ мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с указанной нормой права Управлением на основании обращения Иванова А.В. от 09.02.2017 N 09-И/25-17 оформлено задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 22.05.2017 N 19-2017.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что Управлением проверка была проведена в соответствии со статьей 11 Закона N 73-ФЗ.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что иск подан уполномоченным органом, поскольку задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 22.05.2017 N 19-2017, акт по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 29.05.2017 N 19-2017, предписание от 24.07.2017 N 19-/1-2017 выданы в предусмотренном Законом N 73-ФЗ порядке органом, уполномоченным на осуществление полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны спорного объекта культурного наследия.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда является неисполнимым вследствие того, что истец не воспользовался порядком подготовки заявок на финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия за счет средств федерального бюджета, регламентированным распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 22.10.2018 N Р-1465, несостоятелен, поскольку Управление не осуществляет полномочия собственника спорного объекта культурного наследия и не несет обязанностей, установленных законом, по финансированию и содержанию объекта культурного наследия федерального значения.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2020 по делу N А23-2741/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2741/2019
Истец: Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленских областях
Третье лицо: Министерство культуры Калужской области, Министерство культуры Российской Федерации, Централизованная православная -Калужская Епархия Русской Православной церкви Московский патриархат