город Ростов-на-Дону |
|
15 января 2021 г. |
дело N А53-19808/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Лукьянов В.Д., доверенность от 20.11.2019;
от ответчика - представитель Колисниченко В.И., доверенность от 01.11.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Азова на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.11.2020 по делу N А53-19808/2020
по иску ООО "Управляющая компания "Радуга"
к ответчику - администрации г. Азова
при участии третьего лица - Горохова В.С.
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Радуга" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к администрации г. Азова о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 32666 руб. 52 коп., задолженности за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 2482 руб. 02 коп.
Определением от 21.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Горохов Валерий Сергеевич.
Решением от 10.11.2020 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 32666 руб. 52 коп. задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, 2482 руб. 02 коп. задолженности за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Решение мотивировано тем, что ответчик как собственник нежилого помещения в многоквартирном жилом доме не исполнил обязанность по оплате расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных ресурсов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что по договору купли-продажи N 91/ВП от 20.12.2017 встроенное нежилое помещение по адресу: г. Азов, ул. Васильева, 89, передано в собственность Горохову В.С. Судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Департамента имущественно-земельных отношений г. Азова для дачи пояснений по делу. Не учтена судебная практика по аналогичным делам (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2018 по делу N А78-7239/2017).
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель истца в судебном заседании отклонил доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица - Горохова В.С. в заседание не явился. Горохов В.С. о судебном заседании извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, муниципальное образование город Азов является собственником нежилого помещения общей площадью 175,4 кв. м, кадастровый номер: 61:45:0000295:1994, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Азов, ул. Васильева, 89 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости - т. 1 л.д. 43-44).
На основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом N 1/2017 от 19.11.2017 (т. 1 л.д. 10-11), между собственниками помещений в многоквартирном доме по ул. Васильева, 89 и ООО "УК Радуга" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирным домом N 53 от 01.01.2018, согласно которому управляющая организация обязалась в течение срока действия договора предоставлять собственнику услуги по управлению и выполнять работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома N 89 по ул. Васильева, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным пользующимся помещениями в указанном доме лицам, а также предоставлять иные услуги, связанные с обеспечением комфортных условий проживания, а собственник обязался оплачивать работы и услуги.
В соответствии с пунктом 5.11 договора срок внесения платежей за содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальных услуг ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Решением общего собрания собственников, оформленного протоколом N 1/2017 от 19.11.2017, утвержден тариф за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах тарифов, утвержденных администрацией города Азова, в размере 15 руб. 52 коп.
В связи с неисполнением администрацией г. Азова обязанности по оплате расходов за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома за период с апреля 2018 года по март 2019 года, ООО "УК Радуга" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из буквального толкования указанной правовой нормы, а также из части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязательность для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме решения общего собрания этих собственников, принятого в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Это решение обязательно и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
В пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Из названных правовых норм следует, что собственники жилых и нежилых помещений, вступившие в договорные отношения с управляющей организацией либо не имеющие соответствующего договора с управляющей организацией, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Установление размера таких платежей относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Таким образом, бремя расходов по содержанию общего имущества возлагается на всех собственников как жилых, так и нежилых помещений.
Возражений по методике расчета задолженности в апелляционной жалобе не заявлено, расчет по методике не оспорен.
Поскольку доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, требование о взыскании задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.
Довод о том, что по договору купли-продажи N 91/ВП от 20.12.2017 встроенное нежилое помещение по адресу: г. Азов, ул. Васильева, 89, передано в собственность Горохову В.С., отклоняется апелляционным судом.
Из материалов дела следует, что между Департаментом имущественно-земельных отношений г. Азова (продавец) и Гороховым В.С. (покупатель) 20.12.2017 заключен договор купли-продажи N 91/ВП, согласно которому продавец обязался передать покупателю имущество, находящееся в муниципальной собственности г. Азова: встроенное нежилое помещение общей площадью 175,4 кв.м, расположенное в здании по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 89, а покупатель обязался оплатить продавцу цену имущества и принять его в собственность.
По акту приема-передачи от 20.12.2017 (т. 1 л.д. 109) помещение передано Горохову В.С.
Между сторонами 05.08.2019 подписано дополнительное соглашение о расторжении договора купли-продажи N 91/ВП от 20.12.2017 с 05.08.2019 (т. 1 л.д. 111).
В соответствии с пунктом 2 соглашения покупатель обязался оплатить за период с 20.12.2017 по 05.08.2019 все платежи, в том числе связанные с коммунальными услугами, содержанием и ремонтом нежилого помещения, а также содержанием общего имущества многоквартирного дома.
При этом, согласно пункту 4 соглашения договор купли-продажи N 91/ВП от 20.12.2017 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области не зарегистрирован, сведения о собственности покупателя в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами (пункт 2 статьи 551 Кодекса).
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.
Для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.
Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом. Например, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статьи 58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (пункт 4 статьи 218 ГК РФ).
В данном случае переход права собственности на спорное помещение в период с апреля 2018 года по март 2019 года в установленном порядке не зарегистрирован.
Кроме того, названный договор купли-продажи от 20.12.2017 расторгнут по соглашению от 05.08.2019 (т. 1 л.д. 111).
Поскольку собственником помещения является муниципальное образование город Азов, обязанности по оплате предъявленной к взысканию задолженности обоснованно возложены на администрацию г. Азова.
Довод о том, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Департамент имущественно-земельных отношений г. Азова для дачи пояснений по делу, отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции администрацией заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Департамента имущественно-земельных отношений г. Азова.
Согласно статье 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются: стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из содержания указанных норм следует, что к лицам, участвующим в деле, законодатель относит субъектов, обладающих материально-правовым и (или) процессуально-правовым интересом.
Из названной нормы права следует, что юридический интерес, наличие которого является предпосылкой привлечения субъекта к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выражается в возможности влияния судебного акта на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Письменные пояснения Департамента имущественно-земельных отношений г. Азова в связи с рассмотрением настоящего дела в арбитражном суде имеются в материалах дела (т. 1 л.д. 104-105).
В обжалуемом решении отсутствуют какие-либо выводы о правах и обязанностях Департамента имущественно-земельных отношений г. Азова. Департамент о нарушении своих прав обжалуемым решением не заявлял.
В связи с отсутствием оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Департамент имущественно-земельных отношений г. Азова, в удовлетворении соответствующего ходатайства судом первой инстанции отказано обоснованно.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.11.2020 по делу N А53-19808/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19808/2020
Истец: ООО "Радуга", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ РАДУГА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. АЗОВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация города Азова
Третье лицо: Горохов Валерий Сергеевич