Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2021 г. N Ф07-4226/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
16 января 2021 г. |
Дело N А42-3708/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: предст. Звездина Е.С. - доверенность от 17.06.2020
от заинтересованного лица: предст. Романов Е.Д. - доверенность от 21.10.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26085/2020) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.07.2020 по делу N А42-3708/2020 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "СКФ ГЕО"
к Мурманской таможне
о признании незаконными решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СКФ ГЕО" (далее - заявитель, Общество, ООО "СКФ ГЕО") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными решений Мурманской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) по результатам таможенного контроля от 24.03.2020 N 10207000/210/240320/Т000028/001 и N 10207000/210/240320/Т000028/002, а также просило обязать Таможню осуществить возврат взысканных денежных средств в размере 578007 руб. 04 коп.
Решением суда от 22.07.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда первой инстанции от 22.07.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 N 864 "Об установлении случаев, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля" не могут нивелировать обязанность по совершению соответствующих таможенных операций и прохождения таможенного контроля при совершении убытия (прибытия) из (в) пункты пропуска, предусмотренную международным договором - Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) (статья 92 ТК ЕАЭС). Податель жалобы также полагает, что вывезенное 11.08.2018 и 16.08.2018 дизельное топливо на судне "Guard Celena", которое предназначалось для снабжения судна "Иван Губкин", не является припасами, указанными в подпункте 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС; декларация на припасы в соответствии с пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС не представлялась, таможенным органом данное топливо припасами не признавалось. Как указывает податель жалобы, спорное дизельное топливо не было задекларировано на отход судна "Guard Celena" 11.08.2018 и 16.08.2018, таким образом являлось незаконно перемещенным товаром согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, соответственно в силу пункта 5 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
В дополнениях к апелляционной жалобе Таможня также ссылается на постановление Первомайского районного суда города Мурманска от 07.08.2020 по делу N 5-1410/2020, оставленное без изменения решением Мурманского областного суда от 13.10.2020, которым установлено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ по факту незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС транспортного средства международной перевозки морского судна "Guard Celena" с находящимся на судне товаром - дизельным топливом в количестве 65 тонн при выходе данного судна из порта Мурманск 11.08.2018. Кроме того, податель жалобы также дополнительно ссылается на положения подпункта 8 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции Федерального закона от 01.05.2019 N 72-ФЗ).
На основании определения заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 произведена замена состава суда, рассматривающего дело N А42-3708/2020, судья Фуркало О.В. в связи с болезнью заменена на судью Протас Н.И.; рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала (статья 18 АПК РФ).
В судебном заседании 23.11.2020 представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к жалобе. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ООО "Газпромнефть-Сахалин" (Заказчик) и ООО "СКФ ГЕО" (Подрядчик) был заключен договор от 24.11.2017 N 15-17 на проведение морских сейсморазведочных работ на Северо-Западном лицензионном участке в акватории шельфа Баренцева (Печорского) моря с использованием исследовательского судна "Иван Губкин", вспомогательных судов "Guard Celena", "Bravo Topaz" (Приложение N 8 к договору от 24.11.2017 N 15-17).
ООО "СКФ ГЕО" (Заказчик) также заключило тайм-чартер договор от 04.07.2018 N 10-18 с компанией "Tananger Offshore AS" (Исполнитель) на оказание Заказчику посредством судна "Guard Celena" услуг сопровождения/снабжения/буксира и смены экипажа сейсмического судна при обеспечении сейсморазведочных работ, проводимых судном Заказчика "Иван Губкин" в Баренцевом море, на период около 40 дней, начиная с 10.07.2018 с возможностью ранней демобилизации или увеличения срока оказания услуг более 40 дней по согласованию сторон.
Согласно акту завершения мобилизации судна от 15.07.2018 по тайм-чартер договору от 04.07.2018 N 10-18 Заказчик (ООО "СКФ ГЕО") принял судно "Guard Celena" 15.07.2018 в порту Норвегии; на момент начала мобилизации на борту судна "Guard Celena".
20.07.2018 с целью помещения товара "морское судно обеспечения "Guard Celena" ИМО 9500168" под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) таможенным представителем "КМТ-Сервис" (договор таможенного представителя от 23.07.2012 N 2012/024) на таможенный пост Морской порт Мурманской таможни была подана декларация на товары (ДТ) N 10207050/200718/0001743 (декларант и получатель - ООО "СКФ ГЕО").
23.07.2018 судно "Guard Celena" выпущено таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и сроком временного ввоза до 30.09.2018.
23.07.2018 судно "Guard Celena" прибыло в порт Мурманск, судовое дело N 10207050/230718/0001389; на приход судна была оформлена декларация транспортного средства N 10207050/230718/100002774.
Согласно декларации о судовых припасах на борту указанного судна находилось 690,2 тонн дизельного топлива.
Судно "Иван Губкин" (ИМО 9610171), судовладельцем которого является Общество, прибыло в порт Мурманск 16.07.2018 (судовое дело N 1020750/160718/0001338; на приход оформлена декларация транспортного средства N 10207050/160718/100002681); судно "Иван Губкин" осуществило рейсы в следующие даты: 19.07.2018 - выход из порта Мурманск, 29.08.2018 - приход в порт Мурманск.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 N 813 Пограничным управлением по Западному Арктическому региону на судно "Guard Celena" было выдано разрешение от 17.07.2018 на неоднократное пересечение иностранным судном Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) контроля сроком действия до 30.09.2018.
В рамках исполнения договора от 24.11.2017 N 15-17 и тайм-чартер договора от 04.07.2018 N 10-18 при оказании услуг сопровождения/снабжения/буксира и смены экипажа сейсмического судна при обеспечении сейсморазведочных работ, проводимых судном "Иван Губкин" в Баренцевом море, судно "Guard Celena" неоднократно выходило из порта Мурманск и приходило в порт Мурманск в следующие даты: 03.08.2018 выход из порта Мурманск, 07.08.2018 приход в порт Мурманск, 11.08.2018 выход из порта Мурманск, 15.08.2018 приход в порт Мурманск, 16.08.2018 выход из порта Мурманск, 22.08.2018 приход в порт Мурманск (в указанные даты таможенное оформление и таможенный контроль в отношении судна "Guard Celena" не осуществлялись).
29.08.2018 с целью помещения товара "морское судно обеспечения "Guard Celena" ИМО 9500168" под таможенную процедуру реэкспорт таможенным представителем "КМТ-Снервис" (договор таможенного представителя от 23.07.2012 N 2012/024) на таможенный пост Морской порт Мурманской таможни была подана ДТ N 10207050/290818/0002101, выпуск разрешен 29.08.2018; судно "Guard Celena" убыло из порта Мурманск 31.08.2018.
В период с 29.10.2019 по 14.02.2020 в отношении ООО "СКФ ГЕО" Таможней была проведена камеральная таможенная проверка на предмет проверки факта помещения товаров под таможенную процедуру при перемещении их через таможенную границу Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) на судне "Guard Celena" в целях обеспечения деятельности судна "Иван Губкин" в период с 03.08.2018 по 22.08.2018, соблюдения иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств членов (подпункты 1, 7 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС).
В ходе проверки Таможней установлены факты убытия 11.08.2018, 16.08.2018 без разрешения таможенного органа с таможенной территории ЕАЭС судна "Guard Celena" с находящимся на нем дизельным топливом в количестве 65 и 120 тонн, предназначенным для судна "Иван Губкин"
Таможней установлено, что 11.08.2018 при выходе судна "Guard Celena" на его борту находилось 65 тонн дизельного топлива, предназначенного для судна "Иван Губкин" (указанное количество топлива было приобретено ООО "СКФ ГЕО" в рамках договора от 07.05.2018 N 04/18 с ООО "СКФ Менеджмент Сервисиз (Санкт-Петербург)", договора поставки судовых припасов от 11.10.2016 N МБР-16/27100/00226/Д между ООО "СКФ Менеджмент СПб" и ООО "Газпромнефть Марин Бункер", по товарной накладной от 09.08.2018 N В0809/16 и счету-фактуре от 09.08.2018 N В0809/16; грузополучатель - ООО "СКФ ГЕО"). Указанное топливо в соответствии с накладной на поставку бункерного топлива от 09.08.2018 N 516 было поставлено на борт судна "Guard Celena" и впоследствии передано на судно "Иван Губкин" за пределами территориальных вод РФ (12-мильной зоны) по бункеровочной расписке от 13.08.2018 N 03/2018.
16.08.2018 при выходе судна "Guard Celena" на его борту находилось 120 тонн дизельного топлива, предназначенного для судна "Иван Губкин" (указанное количество топлива было приобретено ООО "СКФ ГЕО" в рамках договора от 07.05.2018 N 04/18 с ООО "СКФ Менеджмент Сервисиз (Санкт-Петербург)", договора поставки судовых припасов от 11.10.2016 N МБР-16/27100/00226/Д между ООО "СКФ Менеджмент СПб" и ООО "Газпромнефть Марин Бункер", по товарной накладной от 15.08.2018 N В0815/05 и счету-фактуре от 15.08.2018 N В0815/05; грузополучатель - ООО "СКФ ГЕО"). Указанное топливо в соответствии с накладной на поставку бункерного топлива от 15.08.2018 N 525 было поставлено на борт судна "Guard Celena" и впоследствии передано на судно "Иван Губкин" за пределами территориальных вод РФ (12-мильной зоны) по бункеровочной расписке от 20.08.2018 N 04/2018.
Рассчитав, что при выходе в рейсы 11.08.2018 и 16.08.2018 топлива на борту судна "Guard Celena" было в достаточном для рейсов количестве (11.08.2018 - 726,5 тонн, 16.08.2018 - 755,4 тонн), а также установив, что 65 и 120 тонн дизельного топлива предназначались для другого судна, таможенный орган пришел к выводу, что спорное дизельное топливо было незаконно перемещено через таможенную границу ЕАЭС, не подпадает под понятие припасов и должно было быть помещено под процедуру экспорта (пункт 1 статьи 139 ТК ЕАЭС) с уплатой вывозных таможенных пошлин при выходе судна 11.08.2018 в размере 176568 руб. 89 коп., при выходе судна 16.08.2018 в размере 323389 руб. 72 коп.
По результатам таможенной проверки Таможней составлен акт камеральной таможенной проверки от 14.02.2020 N 10207000/210/140220/А000028, на основании которого с учетом представленных Обществом возражений и составленного таможенным органом заключения по возражениям ООО "СКФ ГЕО" были приняты решения от 24.03.2020 N 10207000/210/240320/Т000028/001 и N 10207000/210/240320/Т000028/002, в соответствии с которыми:
- в связи с незаконным вывозом 11.08.2018 с таможенной территории ЕАЭС на борту судна "Guard Celena" дизельного топлива в количестве 65 тонн принято решение об уплате и взыскании с ООО "СКФ ГЕО" вывозной таможенной пошлины в размере 176568 руб. 89 коп., а также пени за просрочку уплаты данных таможенных платежей;
- в связи с незаконным вывозом 16.08.2018 с таможенной территории ЕАЭС на борту судна "Guard Celena" дизельного топлива в количестве 120 тонн принято решение об уплате и взыскании с ООО "СКФ ГЕО" вывозной таможенной пошлины в размере 323389 руб. 72 коп., а также пени за просрочку уплаты данных таможенных платежей.
На основании решений от 24.03.2020 N 10207000/210/240320/Т000028/001 и N 10207000/210/240320/Т000028/002 с Общества были взысканы (списаны с Единого лицевого счета) денежные средства в общей сумме 578007 руб. 04 коп. (176568,89 руб. таможенных платежей и 27679,12 руб. пени по решению N10207000/210/240320/Т000028/001, а также 323389,72 руб. таможенных платежей и 50369,31 руб. пени по решению N 10207000/210/240320/Т000028/002).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 22.07.2020 в связи со следующим.
Главой 39 ТК ЕАЭС установлены особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ТК ЕАЭС припасов.
Пунктом 1 статьи 281 ТК ЕАЭС установлено, что припасы перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за пределами таможенной территории Союза в порядке, установленном настоящей главой, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в порядке, установленном иными главами настоящего Кодекса.
При этом в подпункте 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что "припасы" - товары:
- необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования;
- предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам;
Согласно положениям пункта 2 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры.
В силу положений пункта 7 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы перемещаются через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения мер защиты внутреннего рынка при условии использования в соответствии со статьей 283 ТК ЕАЭС с соблюдением запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Припасы, предназначенные для потребления и использования пассажирами и членами экипажей водных судов, и (или) припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Союза, в том числе во время ремонта водных судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, в количестве, соответствующем численности пассажиров, членов экипажей и (или) продолжительности стоянки. Припасы, находящиеся на бортах водных и воздушных судов или в поездах, с разрешения таможенного органа могут временно выгружаться, передаваться на другие водные и воздушные суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, при соблюдении условий, предусмотренных главой 39 ТК ЕАЭС. Иностранные товары, выпущенные в качестве припасов, могут использоваться на таможенной территории Союза в целях, не предусмотренных главой 39 ТК ЕАЭС, при условии их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС (пункты 1, 5, 9 статьи 283 ТК ЕАЭС).
Таким образом, из определения понятия "припасы", установленного в подпункте 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, следует, что основным признаком припасов является их предназначение для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования. При этом из данного определения не следует, что товар может рассматриваться в качестве припасов исключительно в случае использования на том же транспортном средстве, на которое был первоначально загружен.
Исходя из положений статьи 283 ТК ЕАЭС припасы, находящиеся на бортах водных судов, могут передаваться на другие водные суда, при этом обязательное получение разрешения таможенного органа на передачу припасов на иное транспортное средство установлено статьей 283 ТК ЕАЭС только для использования припасов на территории ЕАЭС (в отношении передачи припасов за пределами территории ЕАЭС такого разрешения не требуется).
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) установлено, что режим Государственной границы включает правила, в том числе, пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.
Статьей 9 Закона N 4730-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что иностранные суда, осуществляющие плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также иностранные суда, убывающие из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, с последующим прибытием в российские порты, а равно в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 N 864 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлены случаи, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, в числе которых поименовано:
- убытие иностранных судов из российских портов на континентальный шельф Российской Федерации в целях выполнения работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, обеспечения функционирования морских плавучих платформ, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, а также в целях создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, в том числе морских стационарных платформ, на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 N 864 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 N 813 Пограничным управлением по Западному Арктическому региону на судно "Guard Celena" было выдано разрешение от 17.07.2018 на неоднократное пересечение иностранным судном Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) контроля для осуществления снабжения и совместных работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородного сырья с исследовательским судном "Иван Губкин" на лицензируемом участке "Северо-Западный" (срок действия разрешения до 30.09.2018). Из представленного в материалы дела письма Пограничного управления по Западному Арктическому региону от 09.04.2020 N 21/107/11-1213 следует, что при выдаче указанного разрешения были выполнены, в том числе требования о направлении копии данного разрешения по электронной почте в таможенный орган в регионе деятельности которого находится морской порт.
Факт выхода судна "Guard Celena" 11.08.2018 и 16.08.2018 из порта Мурманск в целях, указанных в разрешении Пограничного управления по Западному Арктическому региону от 17.07.2018, и последующее прибытие в порт Мурманск подтверждается материалами дела и таможенным органом не оспаривается.
Из материалов дела следует, что 11.08.2018 при выходе судна "Guard Celena" на его борту находилось 65 тонн дизельного топлива, предназначенного для судна "Иван Губкин", которое было передано на судно "Иван Губкин" по бункеровочной расписке от 13.08.2018 N 03/2018.
16.08.2018 при выходе судна "Guard Celena" на его борту находилось 120 тонн дизельного топлива, предназначенного для судна "Иван Губкин", которое также было передано на судно "Иван Губкин" по бункеровочной расписке от 20.08.2018 N 04/2018.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на судне "Guard Celena" в рамках тайм-чартер договора от 04.07.2018 N 10-18 с компанией "Tananger Offshore AS" и договора от 24.11.2017 N15-17 с ООО "Газпромнефть-Сахалин" на проведение морских сейсморазведочных работ на Северо-Западном лицензионном участке в акватории шельфа Баренцева (Печорского) моря 11.08.2018 и 16.08.2018 доставлялись припасы (дозельное топливо) для эксплуатации судна "Иван Губкин".
Следовательно, международная перевозка или реализация указанного топлива, перемещаемого на судне "Guard Celena" 11.08.2018 и 16.08.2018, не осуществлялись, статусом иностранного товара данное топливо не обладало. При этом, капитан судна "Guard Celena" направлял капитану морского порта Мурманск заявления 10.08.2018 и 16.08.2018 на выход из морского порта с указанием, в том числе количества судовых запасов топлива. В свою очередь капитан морского порта Мурманск направлял данные заявления на выход из порта Мурманск судна "Guard Celena" в адрес таможенного поста Морской порт Мурманск, на что прямо указано в акте камеральной таможенной проверки от 14.02.2020 N 10207000/210/140220/А000028. Соответственно, таможенный орган был проинформирован о каждом выходе судна "Guard Celena" из порта Мурманск.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, исходя из обстоятельств данного дела (условий договоров от 04.07.2018 N 10-18, от 24.11.2017 N15-17, наличия разрешения Пограничного управления по Западному Арктическому региону от 17.07.2018 и обстоятельств передачи дизельного топлива на судно "Иван Губкин"), а также из буквального толкования положений подпункта 30 пункта 1 статьи 2, пунктов 1, 5, 9 статьи 283 ТК ЕАЭС, спорное топливо, перемещаемое 11.08.2018 и 16.08.2018 на судне "Guard Celena" подпадает под определение "припасы" (предназначены для нормальной эксплуатации судна "Иван Губкин"), перемещение которых через таможенную границу ТК ЕАЭС осуществляется без уплаты таможенных платежей.
Учитывая назначение припасов, заявленное Обществом, и последующее их использование, спорное топливо не может рассматриваться как припасы для судна "Guard Celena" и рассчитываться исходя из потребностей и технических характеристик данного судна. Вместе с тем, потребности в топливе судна "Иван Губкин" таможенным органом при проверке не проверялась и не рассчитывалась.
При этом суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным применение Обществом при расчете потребности судна в топливе положений решения Коллегии ЕЭК от 01.11.2016 N 131 "Об определении количественных норм бункерного топлива, перемещаемого в качестве припасов водными судами через таможенную границу Евразийского экономического союза".
Сам по себе факт выхода судна "Guard Celena" из порта Мурманск 11.08.2018 и 16.08.2018 и нахождение в исключительной экономической зоне Российской Федерации не возлагает на ООО "СКФ ГЕО" обязанности по помещению топлива, вывозимого в качестве припасов другому судну, под таможенную процедуру экспорта, в соответствии с которой товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС для постоянного нахождения за ее пределами. В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что спорное топливо использовалось Обществом для собственных нужд, не отчуждалось в пользу третьих лиц и было использовано для эксплуатации и возвращения судна "Иван Губкин" в порт Мурманск (обратное таможенным органом не доказано).
При этом, отсутствие предусмотренного пунктом 10 статьи 92 ТК ЕАЭС разрешения таможенного органа на убытие судна "Guard Celena" (при наличии разрешения Пограничного управления по Западному Арктическому региону от 17.07.2018 на неоднократное пересечение иностранным судном Государственной границы Российской Федерации без прохождения таможенного контроля (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и при подаче капитаном судна заявлений на выход из порта Мурманск судна "Guard Celena", которые в последующем передавались капитаном морского порта Мурманск в адрес таможенного поста Морской порт Мурманск) не изменяет статус спорного топлива как "припасы" и не может служить основанием для возложения на Общество обязанности по уплате таможенных платежей.
Ссылки подателя жалобы на подпункт 8 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции Федерального закона от 01.05.2019 N 72-ФЗ) не принимаются судом апелляционной инстанции поскольку, указанные изменения в Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" вступили в силу с 01.06.2019, а порядок представления письменного обязательства о целевом использовании вывозимого из Российской Федерации топлива и последующего подтверждения целевого использования топлива утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 N 1666.
Ссылки подателя жалобы на постановление Первомайского районного суда города Мурманская от 07.08.2020 по делу N 5-1410/2020, оставленное без изменения решением Мурманского областного суда от 13.10.2020, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку правовая квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному заявителем деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда; арбитражный суд не связан выводами суда общей юрисдикции о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм (пункт 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 308-АД15-8967 по делу N А32-38213/2014, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2019 N 306-КГ18-19998 по делу N А65-7944/2017).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования, признал незаконными решения Таможни по результатам таможенного контроля от 24.03.2020 N 10207000/210/240320/Т000028/001 и N 10207000/210/240320/Т000028/002, а также обязал Таможню осуществить возврат Обществу взысканных денежных средств в размере 578007 руб. 04 коп. (возражений по размеру уплаченных Обществом сумм таможенных платежей и пени сторонами не заявлено).
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 22.07.2020 отсутствуют. 0
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 июля 2020 года по делу N А42-3708/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3708/2020
Истец: ООО "СКФ ГЕО"
Ответчик: Мурманская таможня