город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2021 г. |
дело N А32-27864/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2020 по делу N А32-27864/2020
по иску министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
к ответчику - НАО "Дорожно-строительное управление N 1"
при участии третьего лица - ГКУ КК "Краснодаравтодор"
о взыскании штрафа
УСТАНОВИЛ:
министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к непубличному акционерному обществу "Дорожно-строительное управление N 1" о взыскании неустойки в размере 569416 руб. 96 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор".
Решением от 02.11.2020 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 100000 рублей штрафа. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что поскольку допущенные ответчиком нарушения не имели стоимостного выражения, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 7.2 контракта, не имеется. Судом применена к ответчику ответственность, предусмотренная пунктом 7.2.1 контракта, с ответчика взыскан штраф в размере 200000 рублей за устранение недостатков с нарушением установленного срока. Сумма штрафа уменьшена до 100000 рублей, исходя из компенсационного характера ответственности, с учетом принципа соразмерности, так как ответчик нарушил срок исполнения предписания на 1 день по двум предписаниям.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указан на незаконность решения в части отказа в иске, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по контракту установлен специалистами Контрольно-счетной палаты Краснодарского края по результатам мониторинга информации, размещенной в социальной сети Инстаграм. Ответчику направлено требование о выполнении переустройства нижнего слоя проезжей части из крупнозернистой асфальто-бетонной смеси толщиной 7 см на участке ПКО+60 по ПК1+00 (справа) площадью 160 кв.м. данные работы имеют стоимостное выражение в соответствии со сметой к спорному контракту. Требование о взыскании неустойки заявлено правомерно.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края не явился.
Министерство извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Представитель НАО "Дорожно-строительное управление N 1 " в заседание не явился. Общество извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Как следует из отзыва, ответчик доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Представитель третьего лица в заседание не явился. ГКУ Краснодарского края "Краснодаравтодор" о рассмотрении апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Как следует из отзыва, третье лицо поддерживает позицию заявителя жалобы.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.10.2019 между сторонами заключен государственный контракт N 689 (л.д. 45-49), согласно которому Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (заказчик) обязалось принять и оплатить, а НАО "Дорожно-строительное управление N 1" (подрядчик) обязалось выполнить работы: "Ремонт объекта: "Автомобильная дорога ст. Динская - ст.Васюринская, км2-481 - км 5+613 в Динском районе" по утвержденной технической и сметной документации, в объеме и в сроки, определенные настоящим контрактом.
В пункте 2.1 определена цена работ в размере 215102444 руб. 40 коп.
Календарные сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 31.07.2020 (пункт 3.2).
В соответствии с пунктом 6.4 контракта контроль качества работ выполняется сторонами в соответствии с требованиями нормативных документов. Любое отклонение от требований нормативных документов является недостатком (дефектом).
Для проверки предоставленных подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком как своими силами так и с привлечением экспертов, экспертных организаций. При обнаружении недостатка (дефекта) в процессе выполнения работ к подрядчику применяются меры ответственности, предусмотренные настоящим контрактом. При этом составляется соответствующий акт с участием представителя подрядчика и заказчика, по которому подрядчик принимает необходимые меры к исправлению а свой счет без возмещения затрат заказчиком. В случае выявления несоответствия условиям контракта заказчик вправе не отказывать в приемке результатов исполнения контракта (отдельного этапа), если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено подрядчиком. Оформление акта приемки выполненных работ осуществляется после предоставления подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств, которое предоставляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в порядке, установленном контрактом, не позднее даты окончания выполнения работ, указанной в пункте 3.2 настоящего контракта.
Согласно пункту 7.1 контракта в случае выявления в процессе приемки выполненных работ недостатков (ненадлежащего исполнения), допущенных по вине подрядчика, последний обязан за свой счет устранить недостатки, допущенные по его вине в выполненных работах.
В пункте 7.2 контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, взыскивается штраф в размере определенном согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнение или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063":
1-й этап - 500000 рублей, что составляет 1 % цены контракта (этапа);
2-й этап - 825512 руб. 22 коп., что составляет 0,5 % цены контракта (этапа).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств) взыскивается штраф в размере 100000 рублей (пункт 7.2.1).
По дополнительному соглашению N 1 от 25.12.20219 к контракту изменена стоимость работ по контракту - 214267188 рублей (л.д. 83-84).
Изменена редакция пунктов 7.2 контракта:
"За неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, взыскивается штраф в размере определенном согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнение или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063":
1-й этап - 500000 руб. 01 коп., что составляет 1 % цены контракта (этапа);
2-й этап - 571335 руб. 93 коп., что составляет 0,5 % цены контракта (этапа)".
По дополнительному соглашению N 2 от 03.02.2020 к контракту изменена стоимость работ по контракту - 213883393 руб. 20 коп. (л.д. 85-86).
Изменена редакция пунктов 7.2 контракта:
"За неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, взыскивается штраф в размере определенном согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнение или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063":
1-й этап - 500000 рублей, что составляет 1 % цены контракта (этапа);
2-й этап - 569416 руб. 96 коп., что составляет 0,5 % цены контракта (этапа)".
В ходе мониторинга специалистами Контрольно-счетной палаты Краснодарского края информации, размещенной в сети Интернет установлено, что издательством "РВС" размещена информация об укладка асфальтобетонного дорожного покрытия по ул. Красной (между ул. Гоголя и ул. Линейной) в ст. Динской во время и после обильных осадков. Издательством также размещены на страницах профиля издательства фото и видео материалами.
ГКУ Краснодарского края "Краснодаравтодор" выдало подрядчику предписание от 05.05.2020 об устранении нарушений правил производства дорожно-строительных работ (л.д. 14). Срок устранения выявленных нарушений установлен до 15.05.2020.
Письмом от 16.05.2020 N 262 подрядчик сообщил об устранении нарушений (л.д. 15).
ГКУ Краснодарского края "Краснодаравтодор" подрядчику выдано предписание от 13.05.2020 об устранении нарушений правил производства дорожно-строительных работ в срок до 18.05.2020 (л.д. 17).
Подрядчик сообщил об исполнении предписания письмом от 19.05.2020 исх. N 268 (л.д. 18).
Полагая, что в связи с нарушением технологии выполнения работ по второму этапу к подрядчику подлежит применению ответственность, предусмотренная пунктом 7.2 контракта, министерство транспорта и дородного хозяйства Краснодарского края обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей (пункт 2 названной статьи).
Из пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
При оценке законности и обоснованности заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае следует применить пункт 7.2.1 контракта, согласно которому за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения взыскивается штраф в размере 100000 рублей, если цена контракта не превышает 100000000 рублей.
В пункте 7.2 спорного контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом.
В силу подпункта "г" пункта 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в размере 100000 рублей, если цена контракта превышает 100000000 рублей.
Условия пункта 7.2.1 спорного контракта уточняют содержание пункта 7.2 контракта и более точно характеризуют нарушение, за которое установлен штраф.
В пункте 3.2 контракта предусмотрены календарные сроки выполнения работ с момента заключения контракта до 31.07.2020.
Предписания от 05.05.2020, 13.05.2020 об устранении недостатков исполнены подрядчиком, о чем сообщено письмами от 16.05.2020, от 19.05.2020.
На то, что недостатки не устранены заявитель жалобы не ссылается.
Нарушения устранены за счет средств подрядчика, не повлекли за собой нежелательных последствий, данные нарушения контракта не могут иметь стоимостного выражения, не являлись существенными и неустранимыми, ухудшившими результат работы либо сделавшими его не пригодным для предусмотренного в контракте использования.
Довод заявителя жалобы о том, что указанные в предписаниях от 05.05.2020, 13.05.2020 недостатки имеют стоимостное выражение в соответствии со сметой к контракту, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Данный расчет не приведен заявителем жалобы, указанные в предписания недостатки не могут быть тождественны стоимости работ по второму этапу, исходя из которой произведен расчет размера штрафа по пункту 7.2 контракта.
Кроме того, устранение недостатков в ходе выполнения работ в пределах срока выполнения работ по контракту квалифицируется в судебной практике как нарушение условий контракта, не имеющее стоимостного выражения, что следует из судебных актов по делам N А32-39151/2018 и N А32-47148/2018 с участием министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности предполагает установление ответственности за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Штраф, являясь мерой гражданско-правовой ответственности, носит компенсационный характер и не может служить источником обогащения лица, требующего ее уплаты.
Под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства подразумевается выплата кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Размер штрафа, начисленный истцом, носит карательный, а не компенсационный характер, несоразмерен последствиям нарушения обязательств с учетом устранения недостатков выполненной работы и сдачей/приемкой выполненных работ без замечаний в установленный контрактом срок.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании штрафа должны быть заявлены в размере 200000 рублей за устранение недостатков с нарушением установленного срока.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод необоснованным, к подрядчику подлежит применению ответственность за нарушение технологии выполнения работ, данное нарушение не имеет стоимостного выражения, в связи с чем к подрядчику подлежит применению ответственность, предусмотренная в подпункте "а" пункта 7.2.1 контракта в размере 200000 рублей (за два предписания).
Поскольку указанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения по существу, решение изменению или отмене не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2020 по делу N А32-27864/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27864/2020
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
Ответчик: НАО "Дорожно-строительное управление N1"
Третье лицо: ГКУ КК " Краснодаравтодор", Госудасрвтенное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор"