г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А56-23171/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: предст. Шамбасова Ю.А. - доверенность от 16.01.2020
от заинтересованного лица: предст. Гункин В.В. - доверенность от 09.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27409/2020) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2020 по делу N А56-23171/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация Главстрой - СПб"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 23.01.2020 N 05/2171-Р
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатация Главстрой - СПб" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 23.01.2020 N 05/2171-Р.
Решением суда от 21.08.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение от 21.08.2020, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что исходя из положений пункта 4 статьи 36, частей 1, 2, 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170 (далее - Правила N 170), в обязанности Общества по договору управления включено обеспечение надлежащего содержания земельного участка, недопущение самовольного размещения на нем построек. При этом, в соответствии с пунктами 2.1, 32-1 Положения о Государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N1849, Инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль, в соответствии с положениями статьи 196 ЖК РФ, в том числе должностные лица Инспекции наделены полномочиями по вынесению предписаний об устранении нарушений (часть 5 статьи 20 ЖК РФ). Как указывает податель жалобы, Инспекция не вменяет Обществу нарушение Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961); в рассматриваемом случае Общество, осуществляющее содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе земельного участка, своевременно не выявило незаконное размещение нестационарных торговых объектов, не предприняло мер к собственникам указанных объектов, тем самым не исполнило обязанность, предусмотренную частью 1 статьи 161 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Михаила Дудина, д. 23, корп. 1 (далее - МКД) на основании договора управления в соответствии с решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленным протоколом от 21.10.2011 N 1/05 и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании распоряжения от 18.12.2019 N 05/2170-р Инспекцией в период с 19.12.2019 по 23.01.2020 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с целю проверки фактов, изложенных в обращениях вх. N ОБ-5453-14/19-0-0 от 12.09.2019, N ОБ-6728-8/19-0-0 от 12.09.2019 о возможном нарушении Обществом лицензионных требований (законность размещения нестационарных торговых объектов у здания).
По результатам проверки Инспекцией составлен акт проверки от 23.01.2020 N 05/2171-Р, в котором отражены следующие обстоятельства:
В ходе проверки установлено, что Обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г.Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Михаила Дудина, д.23 корп. 1, и ООО "Нептун" заключен договор аренды от 01.08.2019 N ЭГС-А-108/19 (далее - Договор) на 2 части земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013101:94 (15 кв.м и 25 кв.м) под размещение торговых павильонов для коммерческих целей. Схема размещения некапитальных нестационарного строения и границы использования земельного участка оговорены в Приложении N 1 к Договору.
В Инспекцию Обществом представлен протокол общего собрания собственников помещений от 21.10.2011 N 1/05, согласно которому собственниками помещений приняты решения о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 5 и 6), что не противоречит пункту 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Нестационарный торговый объект (далее - НТО) в соответствии с договором на оказание услуг по управлению и эксплуатации многоквартирного жилого дома, не входит в состав общего имущества МКД и установлен арендатором самовольно.
В соответствии с пунктом 2.7 Приложения N 2 к Правилам N 961, некапитальные нестационарные строения и сооружения включая нестационарные торговые объекты (павильоны, палатки, киоски) отнесены к элементам благоустройства.
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения N 4 к Правилам N 961 размещение элементов благоустройства осуществляется на основании разработанного и согласованного проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга и Российской Федерации.
Как установлено Инспекцией, разработанный и согласованный проект благоустройства элемента благоустройства на НТО по адресу МКД в ООО "Нептун" отсутствует.
Обществом представлено письмо от 04.12.2019 N 04-07/19-1765 о том, что Общество дает согласие ООО "Нептун" на сдачу в субаренду земельного участка по адресу МКД с целью реализации овощной продукции и продуктов общественного питания.
ООО "Нептун" представлен договор субаренды от 01.08.2019, по которому ООО "Нептун" передает часть земельного участка, расположенного по адресу МКД площадью 15 кв.м. в субаренду ООО "Домашний Пекарь" для размещения торгового павильона в целях реализации овощной продукции и продуктов общественного питания.
Пункт 2.3.5.6.3 Правил N 961 предусматривает требования в отношении нестационарных торговых объектов, не включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, на которые требуется получение задания и разработка проекта благоустройства элементов благоустройства
В ходе проверки установлено, что информация в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга о согласовании по размещению и архитектурном облике НТО, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Михаила Дудина, д.23 корп. 1, отсутствует.
В ходе проверки ООО "Эксплуатация ГлавСтрой-СПб", ООО "Нептун", ООО "Домашний Пекарь" документы и согласование по размещению и архитектурном облике НТО, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Михаила Дудина, д.23 корп. 1, не представили.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу о том, что НТО, размещенный по адресу МКД на части земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013101:94, обладает признаками самовольно размещенного в нарушение законодательства Санкт-Петербурга о благоустройстве.
По результатам проверки Инспекцией выдано предписание от 23.01.2020 N 05/2171-Р, в котором отражено, что в отношении некапитальных нестационарных строений у Общества отсутствуют разработанный проект благоустройства в соответствии с Правилами N 961 для элементов благоустройства, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома, арендуемых ООО "Нептун" и ООО "Домашний пекарь", документы и согласование по размещению и архитектурном облике НТО, расположенного на земельном участке по адресу: г.Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Михаила Дудина, д.23 корп. 1, то есть нарушены части 1, 2 и 9 статьи 161 ЖК РФ. Обществу предписано устранить нарушение, принять меры к собственникам НТО по согласованию в установленном законом порядке проектов благоустройства в соответствии с Правилами N 961, либо принять меры к собственнику НТО по демонтажу торговых объектов.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось суд с настоящим заявлением
Суд первой инстанции признал предписание Инспекции от 23.01.2020 N 05/2171-Р недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда от 21.08.2020 в связи со следующим.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 20 ЖК РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 10 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 к общему имуществу МКД относится земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, а также принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Парголово, пр. Михаила Дудина, д. 23, корп. 1 (далее - МКД) на основании договора управления в соответствии с решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленным протоколом от 21.10.2011 N 1/05 и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленным протоколом от 21.10.2011 N 1/05, Общество уполномочено на принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений МКД (пункт 6).
Между Обществом и ООО "Нептун" был заключен договор аренды от 01.08.2019 N ЭГС-А-108/19 (далее - Договор) на 2 части земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013101:94 (15 кв.м и 25 кв.м) под размещение торговых павильонов для коммерческих целей. Схема размещения некапитальных нестационарного строения и границы использования земельного участка оговорены в Приложении N 1 к Договору.
Указанный Договор заключен Обществом в пределах предоставленных ему полномочий определенных решением общего собрания собственников помещений, оформленным протоколом от 21.10.2011 N 1/05, и не противоречит части 2 статьи 44 ЖК РФ.
В свою очередь ООО "Нептун" заключен договор субаренды от 01.08.2019, по которому ООО "Нептун" передает часть земельного участка, расположенного по адресу МКД площадью 15 кв.м. в субаренду ООО "Домашний пекарь" для размещения торгового павильона в целях реализации овощной продукции и продуктов общественного питания (указанный договор заключен с согласия Общества, письмо от 04.12.2019 N 04-07/19-1765).
При этом, НТО, размещенные ООО "Нептун" и ООО "Домашний пекарь" на арендованных у Общества земельных участках, не относятся к общему имуществу МКД, а являются собственностью ООО "Нептун" и ООО "Домашний пекарь".
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 961).
В силу пунктом 2.7, 2.7.2, 2.7.2.1 Приложения N 2 к Правилам N 961 некапитальные нестационарные строения и сооружения, в том числе, нестационарные торговые объекты: объекты в сфере мелкорозничной торговли: павильоны, палатки, киоски, относятся к элементам благоустройства.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Приложения N 4 к Правилам N 961 размещение элементов благоустройства осуществляется на основании разработанного и согласованного проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга и Российской Федерации, за исключением случаев, если такая разработка не предусмотрена приложением N 3 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 2.3.5.6.3 Приложения N 3 к Правилам N 961 в отношении нестационарных торговых объектов, не включенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, требуется получение задания и разработка проекта благоустройства элементов благоустройства.
В силу пункта 27.3 Приложения N 5 к Правилам N 961 на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка (размещение) элементов.
Вместе с тем, получение задания, разработка и согласование проекта благоустройства элементов благоустройства (НТО) осуществляются владельцем элементов благоустройства. В данном случае владельцами нестационарных торговых объектов - торговых павильонов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД, являются ООО "Нептун" и ООО "Домашний пекарь".
Поскольку Общество не является владельцем спорных элементов благоустройства, то на него не может быть возложена обязанность по получению задания, разработке и согласованию проекта благоустройства элементов благоустройства в соответствии с Правилами N 961. При этом, Общество в силу Правил N 961 также не наделено полномочиями по самостоятельному демонтажу элементов благоустройства, размещенных с нарушением Правил N 961.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, соблюдение требований законодательства Санкт-Петербурга о благоустройстве, в том числе Правил N 961, не относится к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, перечисленным в пункте 3 Положения о лицензировании. При этом как следует из текста оспариваемого предписания от 23.01.2020 N 05/2171-Р, Обществу вменено отсутствие разработанного проекта благоустройства в соответствии с Правилами N 961 для элементов благоустройства, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома, арендуемых ООО "Нептун" и ООО "Домашний пекарь". Таким образом, Обществу вменено нарушение именно Правил N 961. Ссылки Инспекции на нарушение Обществом требований частей 1, 2 и 9 статьи 161 ЖК РФ правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными, поскольку в ходе проверки нарушения указанных норм не выявлено (в акте проверки от 23.01.2020 N2171-Р конкретные нарушения указанных норм не отражены).
В свою очередь Инспекция не наделена полномочиями на проведение контроля за соблюдением законодательства Санкт-Петербурга о благоустройстве, в том числе Правил N 961, в рамках лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предписания от 23.01.2020 N 05/2171-Р.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал предписание Инспекции от 23.01.2020 N 05/2171-Р недействительным.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда от 21.08.2020 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 августа 2020 года по делу N А56-23171/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23171/2020
Истец: ООО "ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГЛАВСТРОЙ - СПБ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга