г. Ессентуки |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А63-3304/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 18.01.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О.,
при участии в судебном заседании от заявителя - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ОГРН 1022601934630, ИНН 2635040105) - Карташова Ю.В. (доверенность от 29.12.2020), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Гаджиевой Л.А. (доверенность от 16.12.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2020 по делу N А63-3304/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее - заинтересованное лицо, Фонд) от 19.11.2019 N90 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением от 02.11.2020 требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение в части не принятия к зачету расходов в сумме 20 041,24 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано. В удовлетворенной части судебный акт мотивирован тем, что заявителем доказаны реальность трудовых отношений и фактическое выполнение застрахованными лицами должностных обязанностей, наступление страховых случаев, выплата начисленных пособий.
Фонд обжаловал решение суда, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела, просит отменить судебный акт в удовлетворенной части и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению управления, для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо обязано представить листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Обязанность по проверке правильности оформления листка нетрудоспособности лежит на страхователе, следовательно, страхователь обязан знать нормативные требования, предъявляемые к оформлению листка нетрудоспособности, так как данный листок является документом первичного бухгалтерского учета. Общество не приняло никаких мер к проверке спорных листков нетрудоспособности (не направило соответствующие запросы в медицинские организации), следовательно, риск наступления неблагоприятных последствий лежит на обществе. Расходы общества, не подтвержденные надлежащими документами и произведенные с нарушением требований действующего законодательства, не подлежат возмещению за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В отзыве общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела оспариваемое решение вынесено на основании проведенной документальной выездной проверки страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
19 ноября 2019 года государственным учреждением принято решение N 90 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения но обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Проверкой выявлено и в оспариваемом решении указывается, что 2 листка нетрудоспособности, выданы с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности, установленного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении правил Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Приказ N 624н). По итогам проверки сумма, не принятая к зачету по листкам нетрудоспособности составила 22 950,84 рубля.
Указанным решением не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные учреждением с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, в сумме 22 950,84 рубля.
Не согласившись с решениями фонда общество обратилась в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Установлена гарантия каждого на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Пунктом 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 предусмотрено, что одной из его основных задач является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Обеспечением по обязательному социальному страхованию (страховым обеспечением) является исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 3 Закона N 165-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона N 165-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) к видам государственных пособий гражданам относятся, в том числе пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. При этом право на пособие имеют женщины, подлежащие государственному социальному страхованию (ст. 6 Закона N 81-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Пунктом 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Основанием для выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 22 Закона N 165-ФЗ).
Согласно п. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица. Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 3 Закона N 255-ФЗ).
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Выявленные проверкой нарушения порядка оформления листков нетрудоспособности, допущенные медицинскими учреждениями, не изменяют правовой природы пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так же не являются безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ) и пункт 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок).
Как видно из материалов дела и установлено судом, основанием для отказа в принятии к зачету сумм страховых взносов явился факт выдачи лечебными учреждениями листков нетрудоспособности, оформленных с нарушением установленного Порядка.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в листке нетрудоспособности N 239938298822 на имя Буленко А.Н. за период с 12.09.2016 по 26.09.2016 дата выдачи листка не соответствует дате выписке после стационарного лечения. По данному листку не принимается к зачету сумма пособия 10 911 рублей.
В листке нетрудоспособности N 239930169561 на имя Габибулаева Н.Ф. за период с 23.09.2016 по 10.10.2016 запись "Дата выдачи" (23.09.2016) не соответствует записи даты начала и окончания стационарного лечения в строке 4 "Находился в стационаре" (с 23.09.2016 по 10.10.2016), где дата выдачи должна соответствовать дате выписки. По данному листку не принимается к зачету сумма пособия 12 039,84 рубля.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон, суд обоснованно пришел к выводу, что факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений у фонда не вызывали. Доказательства недостоверности листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии заболеваний у работников общества фонд не представил. Создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда в ходе проведения проверки не установлено.
Таким образом, суд верно заключил, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства возлагаются непосредственно на них, а не на страхователя, который правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Из вышеизложенного следует, что оснований непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ввиду нарушения оформления листков нетрудоспособности, относительно Габибулаева Н.Ф. в сумме 12 039,84 рубля и Буленко А.Н. в сумме 8 001,40 рубля, не имеется в виду отсутствия занижения со стороны ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" базы для исчисления страховых взносов, как и не имеется оснований в отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, относительно непринятых Фондом расходов по временной нетрудоспособности ввиду нарушения оформления листков нетрудоспособности, относительно Габибулаева Н.Ф. и Буленко А.Н. в общей сумме 20 041,24 рубля.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12.
К доводу фонда о том, что страховые выплаты по листкам нетрудоспособности в сумме 20 041,24 рубля, имеющим неточности и (или) помарки, выполнены с нарушением законодательства, суд относится критически, поскольку фондом не оспорены факты выдачи листков нетрудоспособности, факты наступления страховых случаев, все записи в листках нетрудоспособности читаемы и не вызывают неоднозначного толкования или искажения фактов.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, тогда как негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Таким образом, учитывая тот факт, что нарушения требований, предъявляемых к порядку заполнения листков нетрудоспособности, допущены непосредственно медицинскими учреждениями, суд приходит к выводу о том, что в данном случае, у отделения фонда отсутствовали правовые основания для непринятия к зачету расходов страхователя по спорным листкам нетрудоспособности.
Следовательно, не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая.
Сам по себе факт наличия ошибок в листках нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов.
Если фондом социального страхования признается, что трудовые отношения с застрахованным лицом имеются, страховой случай наступил и есть листок нетрудоспособности, подтверждающий его наступление, а претензии связаны исключительно с неточностями в порядке заполнения медучреждением листка нетрудоспособности, то отказ а зачете расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по таким листкам неправомерен.
Отказ Фонда социального страхования в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы выплаченных пособий, поскольку ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Такие ошибки фактически не влекут отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности (определение Верховного суда от 16.12.2014 N 309-КГ14-2606).
Следовательно, доводы отделения фонда основаны на неправильном применении норм материального права, противоречат сложившейся судебной практике.
Суд относится критически к доводу заинтересованного лица, о том, что заявитель мог самостоятельно выявить нарушения в листках нетрудоспособности и обратиться за выдачей дубликатов, ввиду следующего.
Порядок выдачи дубликатов листков нетрудоспособности установлен пунктом 56 Приказа N 624-н. Действующее законодательство не содержит запрета на дооформление и внесение исправлений в листки нетрудоспособности, равно как и не устанавливает период внесения исправления в данные документы и их замены.
Если листки нетрудоспособности выданы взамен испорченных, то допущенные нарушения при оформлении листка нетрудоспособности устранимы и не искажают содержащихся в них сведений. Выдача дубликата листка нетрудоспособности взамен испорченного листка после выплаты организацией работнику пособия по временной нетрудоспособности не исключает возможности учета такого листка нетрудоспособности в качестве подтверждающего право страхователя на зачет произведенных расходов.
Квалификация фондом выявленных нарушений не соответствует законодательству Российской Федерации, так как нормативно-правовые акты, в том числе Приказ N 624-н не содержат как понятия ошибки (грубой ошибки) в листке нетрудоспособности, так и определенного перечня ошибок, в результате которых листок считается испорченным (абзац 5 пункта 56 Приказа N 624-н).
Более того, из письма ФСС от 30.09.2011 N 14-03-11/15-11575 следует, что наличие в листке, заполненном рукописно, технических недочетов заполнения не является основанием для работодателя требовать переоформления листка нетрудоспособности и отказывать в назначении и выплате пособий, если при этом все записи в листке нетрудоспособности читаются. В непринятых к зачету листках нетрудоспособности записи читаемы и не вызывают неоднозначного толкования или искажения фактов.
Нарушения допущены не заявителем, а медицинским учреждением. Возложение фондом ответственности за допущенные медицинскими учреждениями ошибки на страхователя не соответствует законодательству Российской Федерации и принципу наступления ответственности за совершение виновных действий (статья 40 закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 68 приказа N 624-н за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылка фонда на Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок, которыми якобы определена обязанность работодателя по проверке листка нетрудоспособности не состоятельна, ввиду того, что документ не имеет признаков нормативного правового акта (не порождает новых правовых норм, не соответствует форме и порядку принятия нормативных правовых актов издан и распространяет свое действие в отношении Фонда при проведении им проверок), в связи с чем, не содержит обязательных к исполнению заявителем правовых норм.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования в этой части.
Выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, исследованным согласно ст. 71 АПК РФ, и основаны на правильном применении норм права.
Взыскивая с фонда уплаченную обществом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на фонд обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации обществу денежной суммы, равной понесенным им судебным расходам.
То обстоятельство, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, не является основанием для отказа обществу в возмещении его судебных расходов, Законодательство не предусматривает освобождения государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Таким образом примененный судом порядок распределения судебных расходов соответствует правилам статьи 110 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2020 по делу N А63-3304/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3304/2020
Истец: ГУП СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВРОПОЛЬКРАЙВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ГУ СТАВРОПОЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ