г. Владивосток |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А51-10902/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГлавМонтажОбъединение",
апелляционное производство N 05АП-8005/2020
на решение от 29.10.2020
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-10902/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная производственная компания "ГлавМонтажОбъединение" (ИНН 2511075063, ОГРН 1112511003780)
к администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600)
о признании незаконным постановления от 13.05.2020 N 1102 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:8864,
при участии:
от ООО "ГлавМонтажОбъединение": Костин А.М. по доверенности от 03.02.2020 сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката;
администрация Уссурийского городского округа не явилась, извещена надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная производственная компания "ГлавМонтажОбъединение" (далее - заявитель, общество, ООО СПК "ГлавМонтажОбъединение") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Уссурийского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным постановления от 13.05.2020 N 1102 об отказе в предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:8864 и обязании предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства для земельного участка с кадастровым 25:34:017401:8864 с установлением вида разрешенного использования - многоквартирные жилые дома, предельное количество этажей - от 6 и более.
Решением арбитражного суда Приморского края от 29.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В доводах апелляционной жалобы заявитель указывает, что приложение "Г" Свода правил СП 42.13330.2011 утратило силу с 01.07.2017, в связи с изданием приказа Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр. Указанным Приказом утвержден СП 42.133320.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* и изменена этажность домов среднеэтажной зоны застройки - зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от пяти до восьми этажей, включая мансардный), что противоречит Правилам землепользования и застройки Уссурийского городского округа, устанавливающим предельное количество этажей - от 4 до 5.
Также указывает, что ни расчетная плотность населения, ни фактическая его плотность не устанавливают ограничений для застройщиков территории в части получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Уссурийского городского округа решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явилась, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела судом установлено, что ООО СПК "ГлавМонтажОбъединение" является собственником земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:8864, площадью 2 053 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Бирюкова, д. 7, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.05.2020 N 99/2020/329910352.
ООО СПК "ГлавМонтажОбъединение" обратилось 22.01.2020 в Администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:8864: многоквартирные жилые дома, предельное количество этажей - от 6 и более.
По данному заявлению 26.02.2020 состоялись публичные слушания, согласно заключению о результатах которых предложений и замечаний по вопросам, вынесенным на обсуждение, не поступило.
Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки 30.03.2020 рекомендовано отказать ООО СПК "ГлавМонтажОбъединение" в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, на которую разработана и утверждена документация по планировке территории в соответствии с постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 07.12.2010 N 1970 "Об утверждении документации по планировке территории", которой произведен расчет потребности и обеспеченности объектами жилищного строительства исходя из расчетной численности населения, согласно которого земельный участок с кадастровым номером 25:34:017401:8864 предназначен для размещения многоквартирного жилого дома с предельным количеством этажей - 5.
На основании рекомендаций Комиссии главой Администрации принято постановление от 13.05.2020 N 1102, которым ООО СПК "ГлавМонтажОбъединение" отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:8864.
Не согласившись с данным решением ответчика, посчитав, что оно не соответствует нормам градостроительного и земельного законодательства, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, при этом для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Статьей 11 ЗК РФ, статьей 8 ГрК РФ вопрос утверждения правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Частью 1 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Частью 3 указанной статьи установлено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
При этом, в силу положений части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Частью 6 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Кодекса.
Частью 1 статьи 39 ГрК РФ физическому или юридическому лицу, заинтересованному в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлено право направления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (часть 3 статьи 39 ГрК РФ).
В силу части 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
По изложенному, предоставление на условно разрешенный вид использования земельных участков относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты.
Однако из системного анализа положений статьи 39 ГрК РФ следует, что заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации соответствующей комиссии носят рекомендательный характер, соответственно принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков не может основываться только на положительном заключении публичных слушаний.
Из чего следует, что принятие положительного решения по заявлению общества не является обязанностью администрации.
Судом установлено, что ООО СПК "ГлавМонтажОбъединение" на основании зарегистрированного в законном порядке права имеет в пользовании земельный участок с кадастровым номером 25:34:017401:8864, площадью 2 053 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Бирюкова, д. 7, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, который в соответствии с заключенным обществом с Администрацией Соглашением от 25.10.2019 N 40/19 образован в результате перераспределения земельного участка площадью 1 242 кв.м с кадастровым номером 25:34:017401:353 из земель, государственная собственность та которые не разграничена.
Согласно градостроительному плану N RU25311000- 0000000000008844, разработанному Администрацией по заявлению от 10.01.2020 N 400881 общества, земельный участок с кадастровым номером 11 А51-10902/2020 25:34:017401:8864 расположен в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (ЖЗ).
Исходя из сведений Генерального плана Уссурийского городского округа, утвержденного решением Думы Уссурийского городского округа от 26.05.2009 N 52, информация о котором размещена на официальном сайте администрации Уссурийского городского округа (https://old.admussuriisk.ru/upioads/ugo_09_.osnovnoy-chertezh.jpg) земельный участок с кадастровым номером 25:34:017401:8864 расположен в зоне жилой застройки и выделен соответствующим цветом.
Из Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа, утвержденным решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.11.2004 N 104 следует, что для данной территориальной зоны (ЖЗ) предусмотрен вид разрешенного использования "многоквартирные жилые дома", для которого установлен минимальный размер земельного участка - 800 кв.м, предельное количество этажей - от 4 до 5.
Также для территориальной зоны (ЖЗ) установлен условно разрешенный вид использования "многоквартирные жилые дома", для которого установлен минимальный размер земельного участка - 1 000 кв. м, количество этажей - от 6 и более.
По итогам рассмотрения обращения, Администрацией постановлением от 13.05.2020 N 1102 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:8864, с установлением вида разрешенного использования - многоквартирные жилые дома, предельное количество этажей - от 6 и более, сославшись положения Генерального плана Уссурийского городского округа, документацию по планировке, утвержденную Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 07.12.2010 N 1970 и нормативы градостроительного проектирования на территории Уссурийского городского округа, утвержденных решением Думы Уссурийского городского округа от 25.12.2018 N 934-НПА.
Испрашиваемый земельный участок расположен на территории, на которую разработана и утверждена документация по планировке территории в соответствии с постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 07.12.2010 N 1970 "Об утверждении документации по планировке территории".
Вышеуказанной документацией произведен расчет потребности и обеспеченности объектами жилищного строительства, исходя из расчетной численности населения, согласно которого земельный участок с кадастровым номером 25:34:017401:8864 предназначен для размещения многоквартирного жилого дома с предельным количеством этажей - 5.
Решением Думы Уссурийского городского округа от 25.12.2018 N 934-НПА утверждены местные нормативы градостроительного проектирования на территории Уссурийского городского округа (далее - МНГП на территории Уссурийского городского округа), которые содержат совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, относящимися к областям, указанным в части 4 статьи 29.2 ГрК РФ, в статье 3 Закона Приморского края от 10.02.2014 N 356-КЗ "О видах объектов краевого и местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования Приморского края и документах территориального планирования муниципальных образований Приморского края", иными объектами местного значения Уссурийского городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Уссурийского городского округа.
МНГП на территории Уссурийского городского округа разработаны в целях обеспечения пространственного развития территории, соответствующего качеству жизни населения, предусмотренному документами стратегического планирования Приморского края и Уссурийского городского округа, определяющими и содержащими цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования.
Согласно МНГП на территории Уссурийского городского округа параметры жилой застройки определяются из максимальной расчетной плотности населения территории жилой застройки, соответствующей предполагаемой высотности жилых зданий и уровню комфорта.
Расчетная плотность населения позволяет определить максимальную численность населения в границах рассматриваемой территорий и, соответственно, потребность в размещении объектов социальной, инженерной инфраструктуры необходимой мощности для этой территории; применяется при разработке Генерального плана городского округа, проектов планировки территорий городского округа, населенных пунктов.
Исходя из расчетной плотности населения элемента планировочной структуры и в соответствии с документацией по планировке территории, плотность населения составляет 289 чел/га.
Согласно местным нормативам Градостроительного проектирования для элемента планировочной структуры от 10-40 га расчетная плотность населения составляет 270 чел/га.
Кроме того, обеспеченность социальной инфраструктуры квартала рассчитана на плотность населения 289 чел/га.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, в силу статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:34:017401:8864 будет противоречить утвержденной документации по планировке территории, а также требованиям технических регламентов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление от 13.05.2020 N 1102 было принято при наличии к тому правовых оснований, с правильным применением действующего законодательства, в связи с чем оспариваемые постановление не противоречат закону и не нарушают права и законные заявителя.
Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.10.2020 по делу N А51-10902/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10902/2020
Истец: ООО "ГЛАВМОНТАЖОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА