город Москва |
|
18 января 2021 г. |
дело N А40-40737/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 18.01.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Северное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2020 по делу N А40-40737/20
по заявлению ФГБУ "Северное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1112901011640)
к Федеральному агентству морского и речного транспорта (ОГРН 1047796291950) третье лицо: Министерство транспорта Российской Федерации
о признании незаконными решений;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Мальцев Г.С. по доверенности от 25.12.2020;
от третьего лица - Симкина Ю.В. по доверенности от 17.12.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2020 в удовлетворении заявленных ФГБУ "Северное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" требований о признании незаконными решений Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), оформленных N УТБ-1550 от 26.06.2019, N АТ-28/9877 от 23.08.2019, от 08.10.2019 N ЮЦ-П19-29/16380, об обязании Росморречфлота исключить научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" с реестровым номером МКС-0000341, научно-исследовательское судно "Иван Петров" с реестровым номером МКС-0000342, научно-исследовательское судно "Профессор Молчанов" с реестровым номером МКС-0000343 из реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, отказано.
Учреждение не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Министерство транспорта Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица и третьего лица в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ФГБУ "Северное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" письмом от 05.09.2019 N 01-18/5076 обратилось в Министерство транспорта Российской Федерации с просьбой дать указание Росморречфлоту решить вопрос об исключении указанных судов из реестра.
Письмом от 08.10.2019 N ЮЦ-П19-29/16380 заявителю сообщено о необходимости заявителю выполнять требования нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
В соответствии с п п. 5.4.7 - 5.4.8 Положения Росморречфлот осуществляет категорирование объектов транспортной инфраструктуры и ведение реестра в установленной сфере деятельности и является федеральным органом исполнительной власти, который самостоятельно осуществляет свою деятельность и выносит решения от лица Росморречфлота.
Из фактических обстоятельств дела следует, что заявитель использует указанные суда в целях, подпадающих под понятие торговое мореплавание, предусмотренное ст. 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), соответственно данные суда в силу требований подп. "г" п. 11 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" являются транспортными средствами, в связи с чем у Росморречфлота в данном случае отсутствуют основания для исключения судов из реестра.
В обосновании заявленных требований о признании незаконным оспариваемого решения заявитель ссылается на то, что на спорные суда, закрепленные на праве оперативного управления за ФГБУ "Северное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", не распространяются требования, установленные Законом о транспортной безопасности, ввиду того, что заявитель использует спорные суда для государственной (правительственной) некоммерческой службы, к которой в соответствии с ч. 2 ст. 3 КТМ РФ не применяются Правила торгового мореплавания.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Закона о транспортной безопасности под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2 Закона о транспортной безопасности, одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является категорирование объектов транспортной инфраструктуры.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 4 указанной статьи категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, установлен приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 23.07.2014 N 196.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено Законом о транспортной безопасности и иными федеральными законами.
Субъектами транспортной инфраструктуры в силу положений п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с подп. "г" п. 11 ст. 1 Закона о транспортной безопасности под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя суда, используемые в целях торгового мореплавания, за исключением судов, используемых для санитарного, карантинного и другого контроля, прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст. 12.3 настоящего Закона.
На основании п. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территории, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 678, настоящий документ применяется в отношении транспортных средств, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в том числе судов, используемых в целях торгового мореплавания, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст. 12.3 Федерального закона "О транспортной безопасности".
В соответствии со ст. 2 КТМ РФ под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии; рыболовства; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно- технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.
Заявитель использует спорные суда для проведения научно-исследовательских работ в области гидрометеорогологии и смежных с ней областях, мониторинга загрязнения окружающей среды.
Заявитель использует спорные суда в целях, подпадающих под понятие торгового мореплавания.
Согласно п. 3.5. Устава, утвержденного приказом Федеральной службы по гидрометеорогологии и мониторингу окружающей среды от 05.12.2017 N 628, учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации основной цели деятельности, указанной в п. 3.1. настоящего Устава, может осуществлять приносящую доход деятельность по договорам на возмездной основе с заинтересованными лицами по ценам, регулируемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
В соответствии с п. 3.3.14. Устава учреждения одним из видов деятельности, не являющейся основным и соответствующий целям деятельности учреждения, является перевозка и экспедирование грузов, в том числе опасных и пассажиров морским транспортном и внутренним водным транспортом.
Заявитель указывает, что использует суда для обеспечения функционирования и жизнедеятельности труднодоступных полярных метеостанций.
Данный вид деятельности предполагает доставку грузов, перевозку пассажиров.
Таким образом, учитывая, что заявитель прямо указывает, что спорные суда используются, в том числе для доставки грузов и перевозки пассажиров, а также данная
деятельность разрешена Уставом учреждения, следовательно, заявитель осуществляет спорными судами перевозку грузов, пассажиров и их багажа на морской линии, что в соответствии со ст. 2 КТМ РФ является торговым мореплаванием.
Данные суда относятся к транспортным средствам, которые в соответствии с п. 3 Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.01.2010 N 22, подлежат включению в реестр.
Росморречфлот является компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в силу п. 4 ст. 6 Закона о транспортной безопасности и п. 5.4.8. Положения, 22.07.2011 на основании решения N СК-28/7258 и правомерно внесены в реестр научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов", научно-исследовательское судно "Иван Петров", научно-исследовательское судно "Профессор Молчанов" с реестровыми номерами МКС-0000341, МКС-0000342, МКС-0000343 с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий присвоена 4 категория транспортной безопасности.
Поскольку основания, по которым Росморречфлотом внесены данные суда в реестр не отпали, исключать эти суда из реестра нецелесообразно.
Не является основанием для исключения спорных судов из реестра и довод ФГБУ "Северное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о том, что в настоящее время он не осуществляет перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности.
Несостоятелен довод ФГБУ "Северное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о том, что его транспортные средства морского транспорта осуществляют государственную (правительственную) некоммерческую службу, следовательно, не используются в целях торгового мореплавания.
Согласно ч. 2 ст. 3 КТМ РФ правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы.
Вместе с тем, закрепление права осуществлять деятельность, приносящую доход
в Уставе организации, противоречит условию использования судна только для правительственной некоммерческой службы.
Таким образом, возможность заявителя осуществлять деятельность, приносящую доход, закрепленная в п. 3.5. Устава ФГБУ "Северное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" противоречит условию об использовании судов только для правительственной некоммерческой службы, следовательно, ч. 2 ст. 3 КТМ РФ не применима к спорным правоотношениям.
Выполнение работ, оплачиваемых из средств федерального бюджета, и выполнение государственного задания согласно законодательству о торговом мореплавании не является основанием для отнесения судов ФГБУ "Северное управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" к судам, которые используются в интересах правительственной некоммерческой службы.
Кроме того, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2014 N 196 утвержден Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта.
Спорные суда не отнесены к транспортным средствам, не подлежащих категорированию, в соответствии с вышеуказанным приказом.
На основании ст. 34 КТМ РФ государственная регистрация судов, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы, осуществляется в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов в соответствии с Правилами государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утвержденными приказом Минтранса России от 19.05.2017 N 191.
Вместе с тем, Правилами регистрации не установлено особенностей регистрации таких судов.
Регистрация судов, используемых для правительственной некоммерческой службы, осуществляется на тех же основаниях, что и регистрация иных судов.
Факт эксплуатации судов в целях правительственной некоммерческой службы при государственной регистрации не имеет значения.
В соответствии с Правилами регистрации информация о собственнике судна указывается в свидетельстве о праве собственности на судно.
Информация о собственнике судна имеется в информационной системе государственного портового контроля "Система регистрации судов и прав на них" (электронный реестр судов).
Ведение единого перечня судов, эксплуатируемых для правительственной некоммерческой службы, отделами государственной регистрации не предусмотрено.
Таким образом, Заявителем не представлено доказательств использования спорных судов только для правительственной некоммерческой службы, а КТМ РФ и Правила регистрации не предусматривают особых процедур для регистрации таких судов и ведения перечня таких судов, следовательно, у Росморречфлота отсутствуют основания для исключения спорных судов из реестра.
Отказ в исключении спорных судов из реестра не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как последний вправе свободно пользоваться судами для осуществления своей деятельности.
Вместе с тем, следует принять во внимание, что в случае исключения из реестра спорных судов заявителя будут созданы предпосылки для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность морского транспорта, совершения террористических актов на морском транспорте, в результате которых возможно наступление негативных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения либо полного уничтожения объектов морского транспорта, то есть могут быть нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют нормам права и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем правовые основания к отмене обжалованного судебного акта не установлены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2020 по делу N А40-40737/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40737/2020
Истец: ФГБУ "СЕВЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Третье лицо: Министерство транспорта РФ