город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2021 г. |
дело N А32-29248/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Темрюкский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2020 по делу N А32-29248/2020
по иску администрации муниципального образования Темрюкский район
к ответчику - индивидуальному предпринимателю Прийма А.В.
об обязании прекратить деятельность
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Темрюкский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Прийма Андрею Викторовичу об обязании прекратить осуществление деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке в нежилом здании и с кадастровым номером 23:30:0303008:443 и нестационарном объекте, расположенных на земельном участке с кадастровым 23:30:0303008:204 по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Ахтанизовская, ул. Красная, 80.
Решением от 16.10.2020 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом избран ненадлежащий способ защиты. Использование земель не по целевому назначению влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Истцом не представлено доказательств нарушения при размещении данных объектов на земельном участке требований строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что по результатам визуального осмотра 18.09.2018 земельного участка с кадастровым номером 23:30:0303008:204 установлено наличие на участке объекта капитального строительства коммерческого назначения - станция технического обслуживания автомобилей "Шиномонтаж" и объекта некапитального строительства - "Автомойка". Возведение указанных объектов не соответствует разрешённому виду использования земельного участка. Судом не учтено, что ответчик по данному факту привлекался к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выданные ответчику предписания об устранении нарушений земельного законодательства не исполнены. Настоящий иск подан на основании статей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации Темрюкского района не явился. Администрацией заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.
Представитель индивидуального предпринимателя Прийма А.В. в заседание не явился, отзыв не представил. Прийма А.В. извещен о рассмотрении дела в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Прийма А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:30:0303008:204, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Ахтанизовская, ул. Красная, 80, вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости - л.д. 70-72).
На указанном земельном участке на расположены объекты недвижимого имущества: жилой дом площадью 175,8 кв.м с кадастровым номером 23:30:0303008:235 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости - л.д. 67-69), нежилое здание площадью 147,7 кв.м с кадастровым номером 23:30:0303008:443 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости - л.д. 65-66).
Управлением муниципального контроля администрации муниципального образования Темрюкский район 18.09.2018 проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:30:0303008:204 на предмет целевого использования участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст-ца Ахтанизовская, ул. Красная, 80.
По результатам осмотра установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка общей площадью 854 кв.м, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на землях населенных пунктов по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст-ца Ахтанизовская, ул. Красная, 80, Прийма А.В. возведен одноэтажный объект капитального строительства коммерческого назначения - станция технического обслуживания автомобилей "Шиномонтаж", также объект некапитального строительства коммерческого назначения "Автомойка". На момент проверки объекты эксплуатировались (акт от 18.09.2018 - л.д. 47-48).
Администрацией 26.09.2018 направлено Прийма А.В. письмо о необходимости изменения вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 49-52). Письмо получено Прийма А.В. 27.11.2018.
Приказом Управления муниципального контроля от 21.11.2018 в отношении исполнения требований земельного законодательства Прийма А.В., назначена внеплановая выездная проверка использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:0303008:204 (л.д. 53-54).
В акте проверки земельного участка N 01-140/18-15 от 17.12.2018 отражено (л.д. 56-57), что на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0303008:204, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Ахтанизовская, ул. Красная, 80, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов, выявлены признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, выразившееся в возведении объекта капитального строительства коммерческого назначения, эксплуатирующегося в качестве станции технического обслуживания "Шиномонтаж", также в эксплуатации нестационарного объекта "Автомойка".
Прийма А.В. выдано предписание N 01-107/18-16 от 17.12.2018 об устранении земельного правонарушения (л.д. 58-59).
Письмом от 16.01.2019 Прийма А.В, просил продлить срок исполнения предписания от 17.12.2018 (л.д. 20).
Приказом Управления муниципального контроля от 15.01.2019 N 9 назначена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении земельного правонарушения на 30.01.2019 (л.д. 63-64).
По результатам проверки установлено, что предписание от 17.12.2018 не исполнено, в связи с поступившим заявлением срок действия предписания продлен. Результаты проверки отражены в акте от 31.01.2019 (л.д. 21-22).
Приказом Управления от 31.01.2019 N 25 назначена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении земельного правонарушения на 04.03.2019 (л.д. 23-24).
По акту проверки N 01-49/19-15 от 04.03.2019 срок действия предписания продлен повторно в связи с поступившим заявлением от Прийма А.В. (л.д. 26, л.д. 29-30).
Приказом Управления муниципального контроля от 04.03.2019 N 56 назначена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания об устранении земельного правонарушения на 12.04.2019 (л.д. 32-33).
В акте проверки N 01-78/19-15 от 12.04.2019 отражено, что ранее выявленные нарушения не устранены, кроме того, в отношении Прийма А.В. составлен протокол об административном правонарушении N 01-44/19-16 по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 34-35).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.04.2019 производство по делу об административном правонарушении в отношении Прийма А.В. прекращено ввиду истечения сроков давности (л.д. 41-42).
Управление муниципального контроля 15.06.2020 проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:30:0303008:204, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст-ца Ахтанизовская, ул. Красная, 80.
По результатам визуального осмотра установлено, что на земельном участке возведен двухэтажный объект капитального строительства - жилой дом, с фасадной стороны которого пристроен одноэтажный объект капитального строительства, на котором имеется информационная надпись - "Шиномонтаж", рядом размещен одноэтажный объект некапитального строительства - помещение для мойки легковых автомобилей, на котором имеется информационная вывеска с режимом работы (акт от 15.06.2020 - л.д. 43-44).
В связи с использованием земельного участка не по целевому назначению, администрация Темрюкского района Краснодарского края обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
В результате проведенных специалистами Управления муниципального контроля администрации муниципального образования Темрюкский район проверок земельного участка с кадастровым номером 23:30:0303008:204 установлено, что земельный участок с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" используется собственником Прийма А.В. не по целевому назначению, в коммерческих целях - для технического обслуживания автомобилей и автомойки.
Согласно Правилам землепользования и застройки Ахтанизовского сельского поселения Темрюкского района спорный земельный участок распложен в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными, малоэтажными жилыми домами), которая не содержит виды разрешенного использования земельного "автомобильные мойки" и "ремонт и техническое обслуживание автомобилей" (л.д. 45-46).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:30:0303008:204 находится в собственности Прийма А.В.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право пользования, владения и распоряжения имущества принадлежит его собственнику (пункт 1 статьи 209 ГК РФ).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 названной статьи).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Кодекса).
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Исходя из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:30:0303008:204, принадлежащий на праве собственности Прийма А.В., относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В пункте 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, на земельном участке возведены объект капитального строительства - нежилое здание "Шиномонтаж" с кадастровым номером 23:30:0303008:443 и нестационарный объект "Автомойка".
Использование земель не по целевому назначению влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств привлечения Прийма А.В. к административной ответственности по названной статье не представлено.
В деле имеются доказательства рассмотрения в отношении Прийма А.В. вопроса о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако, производство по делу об административном правонарушении прекращено за истечением срока давности.
В акте проверки земельного участка от 07.12.2018 отражено, что в действиях предпринимателя усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса российской Федерации. Между тем, протокол об административном правонарушении по данному факту и постановление о привлечении к административной ответственности в деле отсутствуют.
В обоснование своих требований заявитель жалобы ссылается на нормы статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 названного Кодекса).
Таким образом, статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.
В соответствии с диспозицией названной нормы бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика (не презюмируемой) и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце. Для удовлетворения иска, основанного на положениях статьи 1065 указанного Кодекса, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.
Администрация в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств того, каким образом спорный объект недвижимости создает угрозу жизни и здоровью граждан, а его эксплуатацией наносится ущерб окружающей среде либо нарушаются публичные интересы (права третьих лиц).
Судом первой инстанции обоснованно указано, что истцом не представлено доказательств нарушения при размещении спорных объектов на земельном участке требований строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Законность капитального строения - "Шиномонтаж" администрацией в судебном порядке не оспорена, ходатайства о проведении судебной экспертизы по установлению факта угрозы жизни здоровью путем эксплуатации расположенных на земельном участке объектов, не заявлено.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2020 по делу N А32-29248/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29248/2020
Истец: Администрация МО Темрюкский район, Администрация муниципального образования Темрюкский район
Ответчик: Прийма А В