г. Тула |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А09-4950/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кедр" - Ветошко К.А. (доверенность от 09.06.2020), ответчика - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области - Прошиной Е.Ю. (доверенность от 28.12.2020 N 09-44/167), Смородиной Е.В. (доверенность от 28.12.2020 N 03-44/168), третьего лица - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Брянской области - Клевцовой Е.М.(доверенность от 09.01.2020 N 03-48/13), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Орловской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кедр" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2020 по делу N А09-4950/2020 (судья Грахольская И.Э.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (Брянская область, Брасовский район, р.п. Локоть, ОГРН 1163256054708, ИНН 3245010315) (далее - ООО "Кедр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1103254777779, ИНН 3250777772) (далее - межрайонная ИФНС России N 10 по Брянской области, налоговая инспекция, ответчик) о признании недействительными решений от 20.02.2020 N 1287А и от 28.04.2020 N 3497А об отказе в государственной регистрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1103254777779, ИНН 3250777772) (далее - межрайонная ИФНС России N 5 по Брянской области).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу межрайонная ИФНС России N 10 по Брянской области и межрайонная ИФНС России N 5 по Брянской области, опровергая доводы жалобы, просят в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, единственным участником общества Суворовым Михаилом Васильевичем 13.02.2020 в межрайонную ИФНС России N 10 по Брянской области представлены документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
По результатам рассмотрения представленных документов, регистрирующим органом 20.02.2020 принято решение N 1287А об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем необходимых для государственной регистрации документов, а также в связи с несоблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица на основании пунктов "а" и "х" статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суворовым М.В. 21.04.2020 в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица, по результатам рассмотрения которых межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской области 28.04.2020 принято решение об отказе в государственной регистрации N 3497А по аналогичным основаниям.
Не согласившись с решениями от 20.02.2020 N 1287А и от 28.04.2020 N 3497А, ООО "Кедр" обратилось в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области с соответствующей жалобой.
Решением управления от 29.05.2020 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что данные ненормативные правовые акты межрайонной ИФНС России N 10 по Брянской нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Кедр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Порядок ликвидации юридического лица, а именно, этапы процедуры ликвидации регламентированы статьями 61 - 64 ГК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
То есть, как верно констатировано судом первой инстанции, составление промежуточного ликвидационного баланса является одной из стадий ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статья 63 ГК РФ).
Согласно статье 20 Закона N 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
Таким образом, как верно заключено судом первой инстанции, в силу подпункта "в" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ промежуточный ликвидационный баланс в любом случае не может быть представлен в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной проверки, начатой в связи с ликвидацией юридического лица.
Данный запрет является по своей сути обеспечительной мерой и направлен на защиту прав всех кредиторов на получение удовлетворения их требований за счет имущества ликвидируемого юридического лица и на исключение злоупотреблений процедурами регистрации при ликвидации юридического лица.
При этом, как верно констатировано судом первой инстанции, поскольку до вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки закон запрещает представление сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, которое, в свою очередь, является промежуточным этапом процедуры ликвидации, то тем более не допускается проведение заключительной стадии этой процедуры - внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации юридического лица.
Статьей 21 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, представляемых в регистрирующий орган.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, равно как и несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Указанное следует из подпунктов "а" и "х" пункта 1 статьи Закона N 129-ФЗ.
Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), регулирующая порядок проведения выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, не содержит указаний на специальные сроки ее проведения, а, следовательно, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
Налоговый орган при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки не ограничен сроками, установленными для предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому должнику.
Сроки, установленные статьей 63 ГК РФ (не менее 2-х месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации), не идентичны сроку принятия решения о проведении в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки, которое может быть принято до того момента, пока правоспособность юридического лица не прекращена в связи с его ликвидацией либо по иным основаниям.
С учетом этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что до завершения выездной налоговой проверки ликвидация юридического лица не может быть завершена.
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения в их взаимосвязи, суд первой инстанции сделал справедливое заключение о том, что наличие у регистрирующего органа на момент принятия решения о государственной регистрации как относительно составления промежуточного ликвидационного баланса, так и прекращения правоспособности юридического лица вследствие его ликвидации сведений о принятии решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении регистрируемого юридического лица, равно как и не вступление в силу решения по результатам ее проведения (с учетом положений подпункта "в" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ) является основанием к отказу в соответствующей государственной регистрации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Кедр" принято межрайонной ИФНС России N 5 по Брянской области 20.06.2019. Решение по результатам проведения инспекцией выездной налоговой проверки о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято 02.03.2020, вступило в силу только 08.07.2020 (с учетом пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" в редакции от 30.05.2020, которым предусмотрено, что до 30.06.2020 включительно приостанавливается течение сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 НК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на дату - 20.02.2020 (решение об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица N 1287А) и на дату - 28.04.2020 (решение об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица N 3497А) у межрайонной ИФНС России N10 по Брянской области отсутствовали достаточные правовые основания для принятия решений о ликвидации ООО "Кедр", в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Довод ООО "КЕДР" о том, что общество погасило всю сумму начисленной недоимки, пени и штрафов по результатам выездной налоговой проверки, следовательно, данные ликвидационного баланса об отсутствии задолженности достоверны, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку факт уплаты обществом указанных сумм задолженности не влияет на правомерность вынесения регистрирующим органом оспариваемых решений от 20.02.2020 N 1287А и от 28.04.2020 N 3497А, так как на момент принятия решений об отказе результат проверки в силу не вступил, поступившие суммы были отражены налоговым органом в карточке расчета с бюджетом по дате произведенных платежей и образовали излишне уплаченную сумму налогов, пени, штрафов, которые в соответствии со статьей 78 НК РФ налогоплательщик вправе был возвратить как ошибочно перечисленные до даты вступления решения о привлечении к ответственности в силу - 08.07.2020.
Довод апеллянта о наличии в тексте решения от 21.04.2020 N 3497А об отказе в государственной регистрации недостоверной информации, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего
В решении от 28.04.2020 N 3497А регистрирующим органом, действительно, вследствие технической опечатки указано, что в отношении общества проводится выездная налоговая проверка по решению от 02.03.2020, тогда как эта дата является датой решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.03.2020, принятого межрайонной ИФНС России N 5 по Брянской области по результатам проведенной выездной налоговой проверки и не вступившее в силу на дату представления документов для государственной регистрации ликвидации общества от 21.04.2020 (входящий N 3497А).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона N 129-ФЗ обжалуемые решения об отказе в государственной регистрации содержат основания отказа и обязательную ссылку на подпункты "а" и "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, инспекция не нарушила положения законодательства о государственной регистрации при принятии решений об отказе от 20.02.2020 N 1287А и от 28.04.2020 N 3497А.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2020 по делу N А09-4950/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кедр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4950/2020
Истец: ООО "Кедр"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области
Третье лицо: ИФНС России N5 по Брянской области