г. Хабаровск |
|
18 января 2021 г. |
А73-13925/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от министерства финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А. по доверенности от 05.08.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 02.10.2020
по делу N А73-13925/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1022700527376, ИНН 2703000463, адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 41)
к министерству финансов Хабаровского края (ОГРН: 1032700295550, ИНН: 2700000176, адрес: 680002, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72)
о признании незаконным отказа от 03.08.2020 N 19-14-3900 в возврате денежных средств в местный бюджет в размере 4 000 000 руб.,
об обязании произвести возврат в местный бюджет г. Комсомольска-на-Амуре 4 000 000 руб. в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" (ОГРН 1142703000098, ИНН 2703077265, место нахождения: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 41),
УСТАНОВИЛ:
министерством финансов Хабаровского края (далее - Министерство) проводилась внеплановая выездная проверка Администрации города Комсомольска-на-Амуре, в том числе её структурных подразделений, на предмет соблюдения условий предоставления субсидии на софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов по капитального строительства муниципальной собственности, в рамках государственной программы Хабаровского края "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края", в части соблюдения графика выполнения мероприятий по строительству объекта "Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре", за 2017 год.
В ходе контрольного мероприятия Министерством установлено нарушение управлением архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Управление) части 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта 5 пункта 2.1 и пункта 5.4 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, утверждённого постановлением Правительства края от 05.05.2012 N 146-пр и приложения N 2 к Соглашению, заключающееся в том, что допущено использование субсидии за счет краевого бюджета с нарушением условий её предоставления вследствие не достижения показателя результативности использования субсидии на строительство автодороги до улицы Пермской, в части протяженности введённых в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, в сумме 138 583 366,22 руб. Установленное нарушение зафиксировано в акте от 24.01.2019.
04.02.2019 по результатам рассмотрения акта и материалов выездной внеплановой проверки, в соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ, пунктом 3.5.14 Порядка осуществления министерством финансов Хабаровского края внутреннего государственного финансового контроля и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.03.2014 N 65-пр, руководителем органа внутреннего государственного финансового контроля составлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
28.02.2019 в соответствии со статьей 306.8 БК РФ на основании уведомления от 04.02.2019 Министерством издан приказ N 73П "О применении бюджетных мер принуждения" (далее - Приказ N 73П).
Согласно представленным реестрам перечисленных поступлений N 1347607 от 06.03.2019, N 1359230 от 02.04.2020 в указанные даты произведено частичное исполнение приказа N 73П, в бесспорном порядке в доход бюджета Хабаровского края перечислены денежные средства в размере 1 000 000 руб. и 3 000 000 руб. соответственно.
В рамках дела N А73-5131/2019 Управлением был оспорен приказ Министерства N 73П от 28.02.2019. Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.04.2019 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказа от 28.02.2019 N73П "О применении бюджетных мер принуждения" до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Хабаровского края, принятого по результатам рассмотрения дела NА73-5131/2016.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.06.2020 по делу N А73-5131/2019 приказ Министерства от 28.02.2019 N 73П признан не подлежащим исполнению, при этом суд в решении указал, что приказ не подлежит исполнению с учетом положений абзаца 2 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в связи с тем, что согласно Федеральному закону от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" на момент судебного разбирательства статья 306.8 БК РФ, в соответствии с которой Министерством установлен факт бюджетного нарушения и применены меры, утратила силу.
Письмом от 07.07.2020 N 1-1-21/7643 Администрация города Комсомольска-на-Амуре обратилась в Министерство с ходатайством о возврате в местный бюджет взысканных денежных средств в размере 4 000 000 руб. на основании решения Арбитражного суда Хабаровского края по делу NА73-5131/2019.
Письмом от 03.08.2020 N 19-14-3900 Министерство отказало в возврате в местный бюджет запрашиваемых средств, указав на отсутствие правовых оснований, ввиду того, что списание 4 000 000 руб. со счета местного бюджета в пользу краевого бюджета произведено в период действия статьи 306.8 БК РФ.
Вышеуказанные обстоятельства послужили Управлению основанием для обращения в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением Министерству о признании незаконным отказа от 03.08.2020 N 19-14-3900 в возврате в местный бюджет денежных средств в размере 4 000 000 руб., об обязании произвести возврат в местный бюджет г. Комсомольска-на-Амуре 4 000 000 руб. в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-13925/2020, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" (далее - Учреждение, третье лицо).
Решением от 02.10.2020 суд отказал в удовлетворении требований по делу N А73-13925/2020.
Управление не согласилось с вышеуказанным судебным актом, подало на него апелляционную жалобу, содержащую требование - решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению апеллянта, решение суда является незаконным и необоснованным вследствие неправильного толкования и применения судом норм материального права, без учета Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ, которым были внесены изменения в статью 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 26.11.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство заявило о пропуске Управлением процессуального срока на обжалование судебного акта, по существу не согласилось с доводами апеллянта, просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства снял довод о пропуске срока на обжалование судебного акта, поддержал отзыв в остальной части.
Другие лица, участвующие в деле, не направили своих представителей в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Срок на подачу апелляционной жалобы на решение от 02.10.2020 не пропущен, поскольку жалоба направлялась в суд первой инстанции 18.10.2020 согласно почтовому штемпелю на конверте. Следовательно, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для возвращения апелляционной жалобы, отсутствуют основания для прекращения производства по апелляционной жалобе.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - Постановление N 37), по материалам дела пришел к выводу о необоснованности заявленных в настоящем деле требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции в силу следующего.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.06.2020 по делу N А73-5131/2019 установлены обстоятельства законности и обоснованности приказа Министерства финансов Хабаровского края от 28.02.2019 N 73П "О применении бюджетных мер принуждения" на дату его принятия.
Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" на момент судебного разбирательства статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой Министерством установлен факт бюджетного нарушения и применены меры принуждения, утратила силу, приказ Министерства финансов Хабаровского края от 28.02.2019 N 73П признан не подлежащим исполнению.
Из содержания пунктов 1, 2 Постановления N 37 следует, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В абзаце 2 пункта 1 Постановления N 37 указано: при этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена административным органом посредством как отмены (изменения) вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя".
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае из буквального содержания положений абзацев 1, 2 пункта 1 Постановления N 37 в их совокупности следует, что устраняющий или смягчающий ответственность новый закон применяется только к неисполненным решениям органа или к неисполненным частям таких решений.
В пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016, указано, что из системного толкования ч. 2 ст. 1.7, п. 2 ст. 31.7, ст. 31.8 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 г. N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", следует, что после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное, неисполненное (полностью или в части) к моменту устранения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит".
Как ранее указано, списание денежных средств со счета местного бюджета в пользу краевого бюджета произведено 06.03.2019 в сумме 1 000 000 руб., 02.04.2019 в сумме 3 000 000 руб.
Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (далее - Закон N 199-ФЗ), в соответствии с пунктом 42 статьи 1 которого статья 306.8 БК РФ признана утратившей силу, вступил в законную силу 06.08.2019.
Приказ Министерства от 28.02.2019 N 73П "О применении бюджетных мер принуждения" исполнен частично до вступления в силу Закона N 199-ФЗ, следовательно, заявитель не может быть освобожден от ответственности на основании п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 и п. 30 Обзора судебной практики ВС РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016 в исполненной части.
Таким образом, отказ Министерства в возврате в местный бюджет средств в размере 4 000 000 руб., является законным и обоснованным.
Принятое судом решение об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, не противоречит правым позициям высших судебных органов, в том числе позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2018 N 306-КГ17-22270. Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.10.2020 по делу N А73-13925/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13925/2020
Истец: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МКУ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре"