г. Хабаровск |
|
18 января 2021 г. |
А80-60/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Панаугье Владимира Тимофеевича (ОГРНИП 317870900000412, ИНН 870500160954): Куценко А.С., представитель по доверенности от 18.05.2020 N 2,
от муниципального предприятия "Городское коммунальное хозяйство" (ОГРН 1028700588861, ИНН 8709007875): представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Городское коммунальное хозяйство"
на решение от 02.10.2020
по делу N А80-60/2020
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по иску индивидуального предпринимателя Панаугье Владимира Тимофеевича
к муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство"
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Панаугье Владимир Тимофеевич (далее - предприниматель Панаугье В.Т., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа к муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Городское коммунальное хозяйство", предприятие, ответчик) с иском о взыскании задолженности по государственному контракту от 06.01.2019 N 1 в сумме 921 379,34 руб., неустойки за период с 02 апреля 2019 года по 27 июля 2020 года в сумме 48 953,51 руб., неустойки, начиная с 28 июля 2020 года по дату фактического исполнения обязательства (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 02.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
МУП "Городское коммунальное хозяйство" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 02.10.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на отсутствие у него задолженности по контракту и, следовательно, обязанности платить неустойку. Ссылается на то, что стоимость услуг по контракту была уменьшена заказчиком в связи с ненадлежащим оказанием предпринимателем услуг в отдельные периоды. Поясняет, что услуги, оказанные истцом ответчику по контракту за январь, июль, октябрь 2019 года, оплачены заказчиком в полном объеме. Ссылается на судебную практику по делам N А27-2745/2009, N А82-1267/2007-7, N А58-1485/2009. Считает, что уведомления от 05.03.2019 N 1912, от 08.04.2019 N 2483, от 13.05.2019 N 3098, от 11.07.2019 N 4133, от 11.12.2019 N 7440, направленные ответчиком в адрес истца, получены от имени последнего представителем по доверенности от 30.01.2019 N 87АА00485170 Филемонович А.В., что, по мнению заявителя, свидетельствует о получении предпринимателем уведомлений предприятия. К апелляционной жалобе заявителем приложены дополнительные документы: копия письма от 08.04.2019 с приложением (расчет суммы удержания за неуказанные услуги), копия письма от 11.12.2019 N 7440 с приложением (расчет стоимости не оказанных услуг), копия письма от 11.07.2019 N 4133 с приложением (копии расчета стоимости не оказанных услуг), копия письма 8 от 13.05.2019 N 309 с приложением (расчет стоимости не оказанных услуг), копия письма от 05.03.2019 N 1912 с приложениями (расчет стоимости за не оказанные услуги), копия распоряжения от 20.11.2019 N 237-рг.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель Панаугье В.Т. просит оставить решение от 02.10.2020 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проводившемся путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" в порядке части 1 статьи 153.1 АПК РФ, представитель истца поддержал доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, относительно дополнительных документов, представленных истцом в дело, пояснил, что приведенные документы ответчиком в адрес истца не направлялись.
Дополнительные доказательства, представленные МУП "Городское коммунальное хозяйство", не приобщены апелляционным судом к материалам дела на основании статей 65, 268 АПК РФ, поскольку не отвечают требованиям, приведенным в названных статьях процессуального закона, не представлены в суд первой инстанции, не раскрыты ответчиком перед истцом до судебного разбирательства. Копия письма от 08.04.2019 с приложением (расчет суммы удержания за неуказанные услуги), копия письма от 11.12.2019 N 7440 с приложением (расчет стоимости не оказанных услуг), копия письма от 11.07.2019 N 4133 с приложением (копии расчета стоимости не оказанных услуг), копия письма 8 от 13.05.2019 N 309 с приложением (расчет стоимости не оказанных услуг), копия письма от 05.03.2019 N 1912 с приложениями (расчет стоимости за не оказанные услуги), копия распоряжения от 20.11.2019 N 237-рг подлежат возвращению ответчику.
Ответчик извещался о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл. Жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 156 АПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между МУП "Городское коммунальное хозяйство" (заказчик) и предпринимателем Панаугье В.Т. (подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона заключен контракт от 06.01.2019 N 1 "Комплексное обслуживание общедомовых помещений и имущества многоквартирных домов, придомовой территории", согласно условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по комплексному обслуживанию общедомовых помещений и имущества многоквартирных домов городского округа Анадырь, земельного участка (далее - работы) (п. 1.1 контракта).
Согласно пункту 1.2 контракта от 06.01.2019 N 1 подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, включая возможные работы и услуги, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для выполнения работ, указанных в пункте 1.1 настоящего контракта.
Заказчик обеспечивает оплату выполненных подрядчиком работ в порядке, размере и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (пункт 1.3 контракта).
Н основании пункта 1.4 контракта от 06.01.2019 N 1 срок выполнения работ: с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Пунктом 2.1 контракта от 06.01.2019 N 1 согласовано, что цена контракта составляет 21 940 347,48 руб., НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта от 06.01.2019 N 1 цена контракта определяется на весь срок исполнения контракта, является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 2.3 контракта от 06.01.2019 N 1 предусмотрено, что цена контракта включает в себя общую стоимость выполненных работ, а также стоимость расходных средств и материалов, спецодежды, специального инструмента, инвентаря, оборудования, стоимость их доставки до места выполнения работ и прочие расходы подрядчика, связанные с исполнением обязательств по контракту в полном объеме и с надлежащим качеством, а также налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные действующим законодательством.
В силу пунктов 2.4 - 2.8 контракта от 06.01.2019 N 1 расчет по контракту осуществляется Заказчиком ежемесячно по безналичному расчету в рублях (с оформлением платежных поручений) путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте. Ежемесячная сумма платежа подрядчику за выполненные объемы работ в соответствии с настоящим контрактом определяется от цены контракта в равных долях на каждый, указанный в пункте 1.4 контракта месяц выполнения работ, и составляет 1 828 362,29 руб., НДС не облагается. Основанием для выставления заказчику счета на оплату является подписанный сторонами акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и, если подрядчик является плательщиком НДС, счет-фактура. Оплата производится в срок не более 30 дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ по окончанию отчетного месяца и получения выставленного подрядчиком в адрес заказчика счета на оплату. Авансовый платеж не предусмотрен. Обязательства заказчика по оплате считаются исполненными в момент списания денежных средств с расчетного счета заказчика в адрес подрядчика.
Согласно пункту 3.1 контракта от 06.01.2019 N 1 настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и распространяет свое действие на правоотношения с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно, а в части расчетов - до полного выполнения обязательств.
Пунктом 5.5.1 контракта от 06.01.2019 N 1 предусмотрено, что подрядчик обязан выполнять работы, оказывать услуги качественно, в полном объеме и в сроки, установленные техническим заданием настоящего контракта.
В пунктах 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 контракта от 06.01.2019 N 1 согласовано, что заказчик обязан при обнаружении в ходе выполнения работ, оказания услуг допущенных подрядчиком недостатков немедленно в письменной форме заявить об этом подрядчику, назначив срок для устранения таких недостатков, по окончании подрядчиком выполнения работ, оказания услуг организовать и осуществить приемку их результата, обеспечить в порядке и на условиях контракта оплату выполненных надлежащим образом подрядчиком работ, оказанных услуг.
При этом, на основании пунктов 5.3.2, 5.3.5, 5.3.6, 5.3.7, 5.3.8 контракта от 06.01.2019 N 1 заказчик вправе требовать надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту; направить специалистов-экспертов в случае необходимости проверки качества выполненных работ, оказанных услуг по настоящему контракту, не принимать счет к оплате, пока подрядчиком не будет предоставлен акт о приемке выполненных работ за отчетный месяц, согласованный с начальником жилищно-эксплуатационного участка заказчика; уменьшить сумму ежемесячного платежа, предъявляемого подрядчиком заказчику к оплате, в размере стоимости фактически не выполненных подрядчиком работ либо некачественно выполненных работ, что подтверждается соответствующими актами либо заявлениями собственников или пользователей жилых помещений в многоквартирных домах о не выполненных подрядчиком работах или о предоставлении им услуг (выполнении работ) ненадлежащего качества. Об уменьшении суммы ежемесячного платежа заказчик направляет подрядчику письменное уведомление; в случае неуплаты подрядчиком в добровольном порядке предусмотренных настоящим контрактом сумм неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, или за просрочку подрядчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, произвести ежемесячную оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), либо произвести возврат подрядчику денежных средств, внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта, за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
В соответствии с пунктом 5.6.1 контракта от 06.01.2019 N 1 подрядчик вправе требовать надлежащего исполнения заказчиком своих обязательств по контракту.
Пунктом 5.4.1 контракта от 06.01.2019 N 1 установлено, что заказчик вправе в любое время осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемой работы, оказываемых услуг, соблюдением сроков их выполнения, а также качеством спецсредств, расходных материалов, используемых подрядчиком при выполнении работы и оказании услуг, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Данный контроль заказчик вправе осуществлять в следующих формах: посредством запроса у подрядчика сведений и документов; путем непосредственного осмотра и проверки выполняемой работы (п 5.4.2 контракта от 06.01.2019 N 1).
Пунктом 5.4.3 контракта от 06.01.2019 N 1 согласовано, что подрядчик обязан отвечать на письменные запросы заказчика о предоставлении сведений и документов в течение трех рабочих дней после получения запросов.
Если при проведении осмотра и проверки выполняемой работы Заказчиком выявлены нарушения, стороны составляют и подписывают акт, в котором должны быть отражены эти нарушения. В случае отказа в подписании акта подрядчиком, заказчик составляет акт с привлечением третьих лиц. подписанный акт с привлечением третьих лиц является основанием для перерасчета оплаты (п. 5.4.4 контракта от 06.01.2019 N 1).
В пункте 5.4.5 контракта от 06.01.2019 N 1 предусмотрено, что если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков.
На основании пунктов 7.1 - 7.5 контракта от 06.01.2019 N 1 подрядчик по окончании каждого отчетного периода, который составляет календарный месяц, предоставляет заказчику подписанный со своей стороны в 2-х экземплярах акт о приемки выполненных работ (форма КС-2), счет на оплату и, если подрядчик является плательщиком НДС, счет-фактуру. Заказчик в течение 5 рабочих дней после передачи ему акта о приемки выполненных работ должен подписать его или направить подрядчику мотивированный отказ в подписании. В случае мотивированного отказа заказчика от приемки работ и услуг подрядчик должен устранить за свой счет замечания в согласованные с заказчиком сроки. В случае не поступления от заказчика подрядчику подписанного акта о приемки выполненных работ в течение 10 рабочих дней с момента предоставления акта подрядчиком, стороны при отсутствии вышеупомянутого отказа будут считать услуги оказанными без замечаний со стороны Заказчика и подлежащими оплате на основании оформленного подрядчиком акта. В случае выявления заказчиком ненадлежащего качества оказания услуг и выполнения работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ он вправе составить акт, который является основанием для уменьшения стоимости услуг по комплексному обслуживанию общедомовых помещений и имущества многоквартирных домов, земельного участка.
В силу пунктов 7.7 - 7.8 контракта от 06.01.2019 N 1 подрядчик выполняет работы, оказывает услуги в том числе на основании заявок заказчика, предоставленных в письменном или электроном виде в адрес подрядчика с указанием вида работ и (или) услуг согласно условиям контракта. Заявки, содержащие виды работ и (или) услуги, не входящие в контракт, рассмотрению и исполнению не подлежат. Подрядчик в течение дня завершения выполнения работ и (или) оказания услуг по заявке заказчика уведомляет последнего об окончании выполнения работ и (или) услуг. Заказчик в течение дня, следующего после получения уведомления, направляет своего представителя для приемки выполненных подрядчиком работ и (или) услуг по заявке. В случае отсутствия представителя заказчика в течение дня, следующего после получения уведомления об окончании выполнения работ и (или) услуг, работы считаются выполненными в полном объеме и в надлежащие сроки, а претензии по качеству считаются отсутствующими.
Согласно пункту 8.3.3 контракта от 06.01.2019 N 1 под ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств понимается выполнение работ (оказание услуг), не соответствующих требованиям по наименованию, количеству (объему) и качеству, установленных настоящим контрактом.
Пунктами 8.3, 8.3.1, 8.3.2 контракта от 06.01.2019 N 1 предусмотрена ответственность подрядчика за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан потребовать от подрядчика уплату неустойки (штрафа, пеней), направив ему требование об уплате неустойки. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком. Штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой как процент цены контракта. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы: 5 процентов от суммы, указанной в пункте 2.5 контракта, что составляет 91 418,11 руб.
Пунктами 8.4, 8.4.1 контракта предусмотрена ответственность (штрафы, пени) заказчика в случае просрочки исполнения им обязательства, предусмотренного контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Предприниматель Панаугье В.Т. во исполнение условий контракта от 06.01.2019 N 1 выполнил работы по комплексному обслуживанию общедомовых помещений и имущества многоквартирных домов городского округа Анадырь, земельного участка, в период с января по декабрь 2019 года и ежемесячно направлял в МУП "Городское коммунальное хозяйство" акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и счета на оплату.
МУП "Городское коммунальное хозяйство" составлены следующие акты неоказания услуг, составленные в период с 11 февраля 2019 года по 04 декабря 2019 года, из которых только акты от 15.04.2019, от 17.04.2019 (ул. Строителей, д. 8), от 22.04.2019 (ул. Ленина, д. 43, 35), от 27.05.2019, от 28.05.2019, от 09.08.2019) составлены с участием представителя предпринимателя (Семенюта С.Г.), остальные акты составлены без участия истца либо его представителя.
Так, согласно акту от 15.04.2019 (ул. Строителей, д. 6) на момент проверки 15 апреля 2019 года в 16 часов 10 минут обнаружено скопление мусора в подъездах, при этом комиссия пришла к выводу о неоказании услуг по уборке подъездов в период с 15 по 25 апреля 2019 года.
В акте от 25.04.2019 (ул. Ленина, д. 43, 35) указано, что на момент проверки 25 апреля 2019 года в 14 часов 30 минут обнаружено наличие бытового, мелкофракционного мусора, ПГС в тамбурах, на лестничных клетках, площадках, при этом комиссия пришла к выводу о неоказании услуг по уборке подъездов в период с 25 по 30 апреля 2019 года.
В соответствии с актом от 27.05.2019 (ул. Рультытегина, д. 17, ул. Отке, д. 12, 10, 3, 1, ул. Мира, д. 7, 5, 3, ул. Горького, д. 4, 6) на момент проверки 27 мая 2019 года в период с 10 часов 00 минут до 11 часов 30 минут обнаружено скопление мусора под домом, на придомовой территории по вышеуказанным адресам. Комиссия пришла к выводу о некачественном, несвоевременном оказании услуг по содержанию придомовой территории указанных многоквартирных домов. Подрядчику предложено устранить недостатки в срок до 28 мая 2019 года 11 часов 00 минут.
В акте от 28.05.2019 (ул. Ленина, д. 35, 43) указано, что на момент проверки 28 мая 2019 года в 15 часов 00 минут обнаружено обильное скопление мелкого и крупного мусора: по ул. Ленина, д. 35, под домом - окурки, пакеты, строительный материал, банки, бутылки, под аркой - ПГС; по ул. Ленина, д. 43, под домом - окурки, пакеты игрушки, банки, бутылки. Комиссия пришла к выводу о неоказании услуг по содержанию придомовой территории указанных многоквартирных домов.
Согласно акту от 09.08.2019 (ул. Строителей, д. 4) на момент проверки 08 августа 2019 года в 16 часов 30 минут обнаружено на лестничных клетках, площадках наличие бытового мусора, отходов жизнедеятельности животных, резкий запах. При этом комиссия пришла к выводу о неоказании услуг по влажной уборке подъездов в период с 08 августа по 30 августа 2019 года.
На основании акта от 04.10.2019 (ул. Строителей, д. 1а) на момент проверки 04 октября 2019 года в 11 часов 00 минут обнаружено на лестничных клетках, площадках наличие бытового и мелкофракционного мусора. При этом комиссия пришла к выводу о неоказании услуг по уборке подъездов в период с 04 октября по 09 октября 2019 года.
В обоснование самостоятельного уменьшения заказчиком стоимости принятых услуг по контракту от 06.01.2019 N 1 в адрес подрядчика направлены следующие уведомления:
- от 08.04.2019 N 2483, согласно которому подрядчику возвращен счет на оплату от 31.03.2019 N 3, акт о приемке выполненных работ для внесения изменений в суммы оплаты за вычетом суммы за неоказанные услуги с указанием суммы, подлежащей оплате, 1 825 455,56 руб.,
- от 13.05.2019 N 3098, в котором заказчик сообщил подрядчику о перерасчете оплаты за апрель 2019 года на основании актов неоказания услуг и отсутствия информации о выполнении заявок, сумма оплаты уменьшена на 8 573,22 руб.,
- от 07.06.2019 N 3532, в котором заказчиком начислен штраф за ненадлежащее оказание услуг в мае 2019 года в сумме 91 418,11 руб.,
- от 11.07.2019 N 4133, в котором предприятие сообщило предпринимателю об уменьшении суммы оплаты работ по счету от 30.06.2019 N 6 до 1 659 672,53 руб., в связи с неоказанными услугами по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества МКД, и придомовых территорий за июль 2019 года,
- от 14.09.2019 N 3546, МУП "Городское коммунальное хозяйство" начислило подрядчику штраф в сумме 182 836,22 руб., возвратило для корректировки суммы оплаты счет на оплату от 09.09.2019 N 8,
- от 09.10.2019 N 5868, согласно которому заказчик сообщил о том, что оплата счета от 30.09.2019 N 9 будет составлять 1 773 400,63 руб., в связи с уменьшением на сумму не оказанных услуг за сентябрь 2019 года,
- от 11.12.2019 N 7440, в котором предприятие сообщило о том, что оплата счета от 05.12.2019 N 9 будет составлять 1 693 704,13 руб., в связи с уменьшением на сумму неоказанных услуг за ноябрь 2019 года и применения штрафных санкций за несвоевременное выполнение работ по ремонту конструктивных элементов МКД по заявкам заказчика.
На основании приведенных уведомлений, с учетом замечаний заказчика, подрядчик вновь направил в адрес предприятия счета на оплату, акты о приемке выполненных работ с указанием откорректированных сумм, которые приняты МУП "Городское коммунальное хозяйство" и подписаны без замечаний и возражений.
Во исполнение условий контракта от 06.01.2019 N 1 МУП "Городское коммунальное хозяйство" оплатило услуги подрядчика, принятые по контракту от 06.01.2019 N 1, с учетом одностороннего уменьшения стоимости услуг, следующими платежными поручениями:
- от 08.02.2019 N 189 на сумму 1 828 362,29 руб. (в назначении платежа указано за январь 2019 года),
- от 15.03.2019 N 420 на сумму 1 803 955,03 руб. (в назначении платежа указано за февраль 2019 года),
- от 10.04.2019 N 558 на сумму 1 825 455,56 руб. (в назначении платежа указано за март 2019 года),
- от 14.05.2019 N 767 на сумму 1 819 789,07 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 30.04.2019 N 4),
- от 14.06.2019 N 927 на сумму 1 736 944,18 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 31.05.2019 N 5),
- от 15.07.2019 N 1122 на сумму 1 659 672,53 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 30.06.2019 N 6),
- от 14.08.2019 N 1321 на сумму 1 828 362,29 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 31.07.2019 N 7),
- от 17.09.2019 N 1545 на сумму 200 000 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 31.08.2019 N 8),
- от 17.09.2019 N 1546 на сумму 500 000 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 31.08.2019 N 8),
- от 18.09.2019 N 1550 на сумму 945 526,07 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 31.08.2019 N 8),
- от 11.10.2019 N 1703 на сумму 1 773 400,63 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 08.10.2019 N 9),
- от 14.11.2019 N 1872 на сумму 1 828 362,29 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 05.11.2019 N 17),
- от 13.12.2019 N 2059 на сумму 1 693 704,13 руб. (в назначении платежа указано оплата по счету от 05.12.2019 N 26).
В досудебной претензии от 09.01.2020 N 1, направленной в адрес заказчика, предприниматель обратился с требованием об оплате работ за 2019 год в сумме неправомерно уменьшенной - 668 451,12 руб.
В ответе от 14.01.2020 N 88 на указанную претензию МУП "Городское коммунальное хозяйство" отказало в ее удовлетворении.
Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя Панаугье В.Т. в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правоотношения сторон регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ определено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В силу пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Пунктом 6 стать 753 ГК РФ предусмотрено, что заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе: условиям контракта от 06.01.2019 N 1, скорректированным актам о приемке выполненных работ по форме КС-2, счетам на оплату, платежным поручениям, суд первой инстанции установил, что подрядчиком выполнены, а заказчиком приняты и частично оплачены работы по комплексному обслуживанию общедомовых помещений и имущества многоквартирных домов городского округа Анадырь, земельного участка по названному контракту.
Наличие спора по оплате выполненных работ подтверждают досудебная претензия от 09.01.2020 N 1, ответ на претензию от 14.01.2020 N 88.
Из анализа представленных в дело уведомлений, актов неоказания услуг, составленных заказчиком в период с 11 февраля 2019 года по 04 декабря 2019 года, суд установил следующее.
Так, оценив все акты неоказания услуг, суд пришел к выводу, что только акты от 15.04.2019, от 17.04.2019 (ул. Строителей, д. 8), от 22.04.2019 (ул. Ленина, д. 43, 35), от 27.05.2019, от 28.05.2019, от 09.08.2019) составлены с участием представителя предпринимателя (Семенюта С.Г.), остальные акты составлены без участия истца либо его представителя.
Кроме того из анализа каждого акта суд первой инстанции установил, что в актах от 15.04.2019, 25.04.2019, отсутствует ссылка на вид работ согласно разделу 6 приложения N 1 к контракту от 06.01.2019 N 1, выполненных подрядчиком некачественно. Из приведенных актов невозможно определить вид и объем работ, выполненных с нарушениями условий контракта, а также установить сумму, на которую следует уменьшить оплату работу в связи с выявленными недостатками, отсутствует указание на срок для устранения выявленных недостатков.
Из оценки актов: от 27.05.2019, от 28.05.2019, от 09.08.2019, от 04.10.2019 суд не усмотрел наличия доказательств направления заказчиком в адрес подрядчика заданий в порядке пункта 2.2 раздела 5 приложения N 1 к контракту от 06.01.2019 N 1, а также доказательств неисполнения подрядчиком предписаний заказчика.
Кроме того судом принято во внимание, что из поименованных актов невозможно установить объем работ, выполненных с нарушениями условий контракта, а также сумму, на которую следует уменьшить оплату работу в связи с выявленными недостатками.
Доказательства извещения предприятием подрядчика о проводимых проверках на объекте, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что приведенные акты неоказания услуг не подтверждают факт ненадлежащего выполнения предпринимателем Панаугье В.Т. работ по контракту от 06.01.2019 N 1.
Оценив представленные в материалы дела уведомления на предмет обоснованности начисления заказчиком подрядчику штрафной неустойки, суд первой инстанции установил, что из их содержания невозможно определить за какие конкретно нарушения начислен штраф, предусмотренный условиями контракта.
Иные доказательства, подтверждающие ненадлежащее выполнение предпринимателем работ по контракту от 06.01.2019 N 1, в том числе расчеты, позволяющие определить обоснованность сумм, на которые заказчиком уменьшены ежемесячные платежи, обоснованность взимания с подрядчика штрафной неустойки, ответчик в нарушение статей 65,68 АПК РФ в материалы дела не представил.
На основании статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий несовершения ими процессуальных действий.
Проверив расчет задолженности, осуществленный истцом, суд первой инстанции признал его верным.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о взыскании с МУП "Городское коммунальное хозяйство" в пользу предпринимателя Панаугье В.Т. задолженности по контракту от 06.01.2019 N 1 в сумме 921 379,34 руб.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика задолженности, о законном уменьшении заказчиком цены работ в связи с ненадлежащим их выполнением подрядчиком, оплате заказчиком работ в полном объеме, отклонены апелляционной коллегией, как противоречащие материалам дела и установленным судом обстоятельствам. Факт частичной оплаты выполненных работ подтвержден представленными в дело платежными документами. Доказательства добровольного погашения задолженности материалы дела не содержат. Допустимые доказательства ненадлежащего выполнения предпринимателем работ МУП "Городское коммунальное хозяйство" в дело не представило.
Поскольку материалами дела подтверждается наличие на стороне заказчика задолженности по оплате выполненных работ по контракту от 06.01.2019 N 1, предприниматель Панаугье В.Т. вправе начислить договорную неустойки, ввиду следующего.
Так, пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
В пунктах 8.4, 8.4.1 контракта от 06.01.2019 N 1 сторонами согласовано, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств заказчик оплачивает неустойку за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
Проверив расчет неустойки, осуществленный истцом на основании пунктов 8.4, 8.4.1 контракта от 06.01.2019 N 1 за период с 02 апреля 2020 года по 27 июля 2020 года в сумме 48 593,51 руб., с учетом отсутствия ходатайства ответчика о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с МУП "Городское коммунальное хозяйство" неустойки в заявленном размере.
В пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" приведена правовая позиция, согласно которой по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
С учетом названных разъяснений высшей судебной инстанции, судом с ответчика в пользу истца правомерно взыскана неустойка, начисленная на сумму основного долга, начиная с 28 июля 2020 года до момента фактического исполнения обязательства.
Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предпринимателем получены уведомления от 05.03.2019 N 1912, от 08.04.2019 N 2483, от 13.05.2019 N 3098, от 11.07.2019 N 4133, от 11.12.2019 N 7440, не опровергают выводы суда первой инстанции об отсутствии допустимых доказательств ненадлежащего исполнения предпринимателем обязательств по контракту от 06.01.2019 N 1.
Ссылки МУП "Городское коммунальное хозяйство" на судебную практику отклонены, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акты не имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора (статья 69 АПК РФ).
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценке представленных сторонами доказательств. Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права или нарушение норм процессуального права не допущено.
Само по себе несогласие ответчика с оценкой, данной судом приобщенным в дело доказательствам, основанием для отмены решения не является в силу статьи 270 АПК РФ.
Судебные расходы, составляющие уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 02.10.2020 по делу N А80-60/2020 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-60/2020
Истец: ИП Панаугье Владимир Тимофеевич, Представитель истца Куценко Артем Сергеевич
Ответчик: МП "Горкоммунхоз"
Третье лицо: 6ААС, Октябрьский районный суд г. Новосибирска