Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2021 г. N Ф09-2504/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А50-5120/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Тиуновой Н.П.,
при участии:
при участии:
от заявителя: Латыпова Е.Р. (паспорт, доверенность от 26.02.2020, диплом),
от заинтересованного лица: Овсянникова И.Н. (паспорт, доверенность от 15.12.2020, диплом),
от третьего лица, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Стройконтракт-Инвест"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 октября 2020 года
по делу N А50-5120/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройконтракт-Инвест" (ОГРН 1155958118018, ИНН 5904326580)
к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820)
третье лицо: Администрация города Перми
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройконтракт-Инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо, департамент) об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Офисное здание делового и коммерческого назначения по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Белинского на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410268:289", изложенное в уведомлении от 27.07.2020 N И-059-22-01-34/01-179 (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.10.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства. По доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, заявитель ссылается на то, что действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка выбирать любой вид разрешенного использования из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием. Спорный земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410268:289 согласно сведениям ЕГРН, имеет следующие характеристики: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения административных зданий, по документу вид разрешенного использования: административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации. Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289 данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра), которая предусматривает размещение объектов делового и коммерческого назначения, в том числе планируемого заявителем к строительству объекта "Офисное здание делового и коммерческого назначения" с разрешенным видом использования: административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации, учитывая многофункциональную направленность использования планируемого к строительству объекта под офисные площади и коммерческие цели. Согласно документу территориального планирования муниципального образования Пермского городского округа - Генеральному плану города Перми земельный участок с КН 59:01:4410268:289 расположен в функциональной зоне СТН В, назначение которой предусматривает развитие общественно-деловых центров с возможностью организации широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций. Приводит доводы о необоснованности отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство, поскольку объект планируемый к строительству и характеристики спорного земельного участка соответствуют Генеральному плану г. Перми, ПЗЗ г. Перми, документации по планировке территории. Отдельно отмечает, что документация по планировке территории в спорном квартале с учетом буквального толкования ее положений (в частности п.2.3. документации по планировке) не содержит ограничений на строительство объекта "Офисное здание делового и коммерческого назначения", в связи с чем вывод суда первой инстанции о противоречии представленной заявителем проектной документации проектной документации, утвержденной постановлением администрации г.Перми от 15.03.2016 N 167. Представленная документация, таким образом, по мнению заявителя жалобы, соответствует всем градостроительным нормам и правилам, утверждённым регламентам и документации, а отказ в выдаче разрешения на строительство - является, таким образом, незаконным.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 судебное разбирательство по настоящему делу отложено; дело назначено дело к судебному разбирательству в заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 14.01.2021.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 14.01.2021, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Представителем общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения", постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2019 по делу NА50-36753/2018, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по делу NА50-5014/2020
Представителем заинтересованного лица заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: копии заявления от 08.12.2020 с приложениями, распоряжения начальника Департамента архитектуры и градостроительства от 16.12.2020, письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.06.2017.
Ходатайства судом апелляционной инстанции рассмотрены, на основании пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство Департамента удовлетворено, в удовлетворении ходатайства общества, отказано.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.12.2013 администрацией города Перми принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Белинского, ул. Чернышевского, ул. Максима Горького, ул. Николая Островского Свердловского района города Перми (квартал N 268), о чем издано постановление N 1186 (т. 2 л.д. 61).
25.12.2014 Управлением жилищных отношений администрации города Перми с ООО "Трастмонтаж" заключен договор N 349-УЖО-РЗТ о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Белинского, Чернышевского, Максима Горького, Николая Островского и проездом между улицами Чернышевского и Белинского (т. 1 л.д. 18-25). Согласно договору площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии ориентировочно составляет 14 000 кв.м., вид разрешенного использования в соответствии Правилами землепользования и застройки города Перми Ц-1 - зоны обслуживания и деловой активности городского центра.
Согласно экспликации формируемых земельных участков с целью предоставления в соответствии с договором о развитии застроенной территории от 25.12.2014 N 349-УЖО-РЗТ путем перераспределения границ ранее предоставленного земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:2 (1170 кв.м) и городских земель образован земельный участок площадью 1633 кв.м, расположенный по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Белинского, имеющий вид разрешенного использования - торгово-развлекательный центр, объекты общественного питания (т. 2 л.д. 78-79).
15.03.2016 постановлением администрации города Перми N 167 утверждены проект планировки и проект межевания территории, ограниченной ул. Белинского, ул. Николая Островского, ул. Чернышевского в Свердловском районе города Перми (т. 1 л.д. 26-36).
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410268:289 площадью 1633 кв.м, расположенный по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Белинского, 6б, входит в состав территории, в отношении которой указанным постановлением утверждена документация по планировке территории.
16.08.2019 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410268:289 зарегистрировано за индивидуальным предпринимателем Протопоповым Е.Н., который одновременно является учредителем и директором ООО "Стройконтракт-Инвест", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 2 л.д. 51-59) и Единого государственного реестра юридических лиц (т. 1 л.д. 145-146).
20.06.2020 Протопопов Е.Н. заключил с ООО "Стройконтракт-Инвест" договор аренды спорного земельного участка с правом его выкупа (т. 4 л.д. 23-26).
Начиная с февраля 2020 года, общество "Стройконтракт-Инвест" неоднократно обращалось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлениями о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Офисное здание делового и коммерческого назначения" (т. 2 л.д. 95-105).
Рассмотрев заявление от 21.07.2020, департамент в письме от 27.07.2020 N И-059-22-01-34/01-179 сообщил обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Офисное здание делового и коммерческого назначения по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Белинского на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410268:289" по причине несоответствия представленных заявителем документов требованиям проекта планировки территории, а также разрешенному использованию земельного участка (т. 3 л.д. 8-10).
Заявитель, считая данный отказ несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях е ней, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права, приходит к выводу о том, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок и основания выдачи разрешения на строительство регламентирован ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному ч. 2, 4 ст. 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Разрешение на строительство выдается на основании заявления заинтересованного лица, к которому в обязательном порядке прилагаются документы, перечень которых установлен ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
В силу действия ч. 14 ст. 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что основанием для решения департамента об отказе обществу "Стройконтракт-Инвест" в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Офисное здание делового и коммерческого назначения по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Белинского на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410268:289" послужило несоответствие представленных заявителем документов требованиям проекта планировки территории и разрешенному использованию земельного участка (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
При территориальном планировании осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения (п.2 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с положениями п.п. 8-9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент представляет собой вид разрешенного использования земельного участка, определяемый Правилами землепользования и застройки.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов (ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 N 205 "Об утверждении Генерального плана города Перми" (далее - решение об утверждении Генерального плана г. Перми) утвержден Генеральный план города Перми.
Генеральным планом города Перми для территории в границах которой расположен спорный земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410268:289 определена функциональная зона - СТН-В - зона многофункциональной застройки срединной части города, назначение которой предусматривает развитие общественно-деловых центров с возможностью организации широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций.
В соответствии с п. 6 ст.1 ГрК РФ градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 9 ст. 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (ч.1 ст. 31 ГрК РФ).
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1); Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми" (далее - Решение об утверждении ПЗЗ г. Перми) утверждены Правила землепользования и застройки города Перми (далее по тексту - ПЗЗ г. Перми).
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410268:289 расположен в территориальной зоне Ц-1 (Зона обслуживания и деловой активности городского центра).
В соответствии со ст. 52.1 ПЗЗ г. Перми зона обслуживания и деловой активности городского центра Ц-1 выделена для развития центральных мест города и обеспечения правовых условий использования, строительства и реконструкции объектов недвижимости, не являющихся объектами культурного наследия, с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения.
Указанная территориальная зона включает в себя определенный перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе вид разрешенного использования: административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации (ст. 52.1 ПЗЗ г. Перми).
Как следует из материалов дела, 27.12.2019 на основании обращения заявления собственника земельного участка от 26.12.2019 N КУВД-001/2019-16875008 о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости (дале - ЕГРН) разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289 изменено с "торгово-развлекательные центры, объекты общественного питания" на "административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации", что подтверждается ответом Управления Росреестра Пермского края "О рассмотрении обращения" N 219-675 от 14.09.2020 (т. 4 л.д. 37-39).
Согласно ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно ч. 9 ст. 3 ПЗЗ г. Перми собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, собственники, пользователи, владельцы, арендаторы объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и изменять вид (виды) использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон, при условии соблюдения требований технических регламентов (вплоть до их вступления в установленном порядке в силу - нормативных технических документов в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации).
Учитывая данные положения, апелляционная коллегия приходит к выводу, что действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка выбирать вид разрешенного использования из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно ч. 4 ст. 41 ГрК РФ, видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (ч.1 и 3 ст. 43 ГрК РФ).
Основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 ст. 41 ГрК является проект планировки территории (ч.6 ст. 41 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Перми N 167 от 15.03.2016 "Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Белинского, ул. Николая Островского, ул. Чернышевского в Свердловском районе города Перми" утвержден проект планировки территории, ограниченной ул. ул. Белинского, ул. Николая Островского, ул. Чернышевского в Свердловском районе города Перми (далее - Проект планировки территории) (т. 2 л.д. N 62-71), включающий Проект межевания территории (далее - Проект межевания территории) (т. 2 л.д. 72- 83).
При этом проект планировки территории, включающий Проект межевания, является документом, устанавливающим общие планировочные решения, границы и площади земельных участков с учетом фактического землепользования, необходимые для строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов капитального строительства, для определения красных линий мест общего пользования, то есть сведения об установлении границ территории квартала как отдельного элемента планировочной структуры, тогда как основные параметры строительства объектов капитального строительства определяются ПЗЗ г. Перми и Генеральным планом г. Перми.
Согласно разделу 2.3 Проекта планировки территории размещение объектов капитального строительства в кварталах планируется в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленной территориальной зоной на земельных участках, предусмотренных проектом межевания территории (т. 2 N 66).
Таким образом, утвержденным Проектом планировки территории предполагается право застройщика осуществить размещение объектов капитального строительства в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленной территориальной зоной, выбрав один из видов разрешенного использования установленной территориальной зоны Ц-1 применительно к спорному земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410268:289, не ограничиваясь видом разрешенного использования указанным в Проекте межевания территории.
Кроме того, согласно "Описанию предлагаемых проектных решений" пояснительной записки Проекта межевания территории в границах территории, подлежащей развитию, земельные участки формируются с учетом планируемого размещения объектов капитального строительства (участки N 4, 5, 8, 9, 10 экспликации) (т. 2 л.д. 76), которое, в свою очередь, устанавливается п. 2.3. Проекта планировки территории (т. 2 л.д. 66), каких-либо ограничений относительно фактического пользования либо вида разрешенного использования земельных участков, входящих в границы территории, подлежащей развитию, документацией по планировке территории не установлено, функциональное назначение или вид объекта капитального строительства Проектом планировки территории не конкретизируется.
Согласно ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования н градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ).
Таким образом, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона), применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
В градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании обращения собственника спорного земельного участка департаментом был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289 N RU90303000-191735 от 13.12.2019 (т. 1 л.д. 51-61).
Раздел 2.2. Градостроительного плана содержит информацию об основных видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289, в том числе и вид разрешенного использования - "административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации" (т. 1 л.д. 54).
Согласно ч. 10 ст. 57.3 ГрК РФ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
Таким образом, поскольку Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289 выдан - 13.12.2019, следовательно, с учетом положений ч. 10 ст. 57.3 ГрК РФ, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации до 13.12.2022 включительно.
При этом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289 "административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации" соответствует градостроительному регламенту соответствующей территориальной зоны Ц-1 в которой находится спорный земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410268:289 с учетом особенностей ее расположения и развития в соответствии с утвержденными Проектом планировки территории и Проектом межевания территории.
Ограничений на использование земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289 в Градостроительном плане не содержится.
Таким образом, информация, содержащаяся в разделе 2.3 Проекта планировки территории, содержащая в себе основания размещения объектов капитального строительства в кварталах в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленной территориальной зоной на земельных участках, предусмотренных проектом межевания территории соответствует информации, содержащейся в п. 2.2. Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289, содержащему перечень основных видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных ПЗЗ г. Перми, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных указанным Проектом планировки территории, противоречий между указанными документами нет.
Обязательность включения информации о градостроительном регламенте в состав градостроительного плана земельного участка установлена пунктом 5 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ.
В связи с чем, указанное департаментом основание отказа по несоответствию представленных документов требованиям проекта планировки территории, а также разрешенному использованию земельного участка, согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ является несостоятельным, поскольку основные виды разрешенного использования территориальной зоны Ц-1, Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289, Проект планировки территории, включающий Проект межевания территории, предусматривают строительство объекта "Офисное здание делового и коммерческого назначения" на территории земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289 с разрешенным видом использования: "административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации", учитывая многофункциональную направленность использования планируемого к строительству объекта "Офисное здание делового и коммерческого назначения" под офисные площади и коммерческие цели.
Доказательств обратного заинтересованным лицом, в материалы дела не представлено (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, судом первой инстанции ошибочно не учтено положительное решение органа кадастрового учета о смене вида разрешенного использования спорного земельного участка с учетом особенностей его расположения в соответствии с утвержденной администрацией города Перми от 15.03.2016 N 167 документации по планировке территории.
Так в силу п. 3 части 4 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон "О государственной регистрации недвижимости") в состав ЕГРН входит в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения об утвержденном проекте межевания территории: вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории.
Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закон "О государственной регистрации недвижимости" и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (далее - Правила).
Согласно п. 10 Правил в случае принятия решения об утверждении проекта межевания территории федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или орган управления особыми экономическими зонами направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об утверждении проекта межевания территории, в том числе описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Системный анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод, что в состав сведений ЕГРН входят, в том числе сведения об утвержденном проекте межевания территории: вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории.
Решение о смене вида разрешенного использования земельного участка с КН 59:01:4410268:289 с "торгово-развлекательные центры, объекты общественного питания" на "административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации" принято органом кадастрового учета, на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, градостроительного регламента, документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации города Перми от 15.03.2016 N 167.
Исходя из положений части 4 статьи 37 ГрК РФ, части 3 статьи 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственники земельного участка имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 ГрК РФ.
Системный анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Выбранный заявителем вид разрешенного использования "административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации" соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны Ц-1, в которой расположен принадлежащий Заявителю земельный участок с КН 59:01:4410268:289, в соответствии с ПЗЗ г. Перми.
Указанное обстоятельство подтверждает возможность смены вида разрешенного использования земельных участков входящих в состав территории, ограниченной ул. Белинского, ул. Николая Островского, ул. Чернышевского в Свердловском районе города Перми, утвержденной постановлением администрации города Перми от 15.03.2016 N 167.
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что строительство офисного здания делового и коммерческого назначения на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410268:289 не противоречит Генеральному плану г. Перми, которым определено в функциональной зоне СТН В, развитие общественно-деловых центров с возможностью организации широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций, документации по планировке территории.
Вместе с тем, поскольку проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации города Перми от 15.03.2016 N 167 не конкретизировал назначение зоны планируемого размещения объектов капитального строительства, в ГПЗУ был включен весь перечень основных видов разрешенного использования территориальной зоны Ц-1. Поскольку раздел 2.2. ГПЗУ содержит среди прочих вид разрешенного использования административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации, то застройщик был вправе проектировать объект соответствующий данному виду разрешенного использования.
Учитывая указанные обстоятельства, отказ в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия представленных заявителем документов требованиям проекта планировки территории и разрешенному использованию земельного участка, не может быть признан законным.
Относительно возможности смены разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289 апелляционная коллегия также принимает во внимание письмо ДГА г. Перми N 059-22-01-20/2-1099 от 29.09.2020, ответ Управления Росреестра Пермского края "О рассмотрении обращения" N 219-675 от 14.09.2020, письмо Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края (далее - Минэкономразвития Пермского края) исх. N 18-07-23-исх-10 от 02.07.2020, письмо департамента исх. N 059-22-01-20/2-1099 от 29.09.2020, положительное заключение негосударственной экспертизы N 59-2-1-2-035852-2019 от 16.12.2019 об оценке соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, утвержденное экспертной организацией Общество с ограниченной ответственностью "Экспертиза проектов и результатов инженерных изысканий" (положительное заключение негосударственной экспертизы).
Кроме того обстоятельствам соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве объекта дана судебная оценка при рассмотрении дела N А50-5014/2020, в ходе рассмотрения которого судами учтено, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410268:289, указанный в выписке ЕГРН, предусматривает строительство административно-хозяйственных, деловых, общественных учреждений и организаций. В рамках данного дела, за заявителем признано право собственности на объект незавершенного строительства, назначение: нежилое, общей площадью 1 063,8 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Белинского, д.6б, на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410268:289 по адресу: Российская Федерация, Пермский край, г.о. Пермский, г. Пермь, ул. Белинского, з/у 6 "б".
Согласно Уведомлению об отказе в выдаче разрешения на строительство N И-059-22-01-34/01-179 от 27.07.2020 Департамент отказал в выдаче разрешения на строительство объекта, по причине несоответствия представленных документов требованиям проекта планировки территории, а также разрешенному использованию земельному участку, с отсылкой на ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
Вместе с тем, ни одно из оснований отказа по ч. 13 ст. 51 ГрК РФ не применимо к выдаче разрешения на строительство объекта "Офисное здание делового и коммерческого назначения на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410268:289, поскольку вид разрешенного использования земельного участка "административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации" соответствует основным видам разрешенного использования, установленным на дату выдачи Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410268:289; заявителем представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ; требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства, расположенным в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, не установлены, что также подтверждается Градостроительным планом земельного участка; на территорию, ограниченную ул. Белинского, ул. Николая Островского, ул. Чернышевского в Свердловском районе города Перми в состав которой входит спорный земельный участок с КН 59:01:4410268:287, разработан проект планировки территории, включающий проект межевания территории, утвержденный постановлением Администрации города Перми N 167 от 15.03.2016 "Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул. Белинского, ул. Николая Островского, ул. Чернышевского в Свердловском районе города Перми", которому представленная проектная документация не противоречит.
В силу части 10 статьи 51 ГрК РФ требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 названной статьи документов.
При этом, перечень случаев отказа в выдаче разрешения носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению.
В рассматриваемом случае, у департамента не имелось оснований для отказа в выдаче разрешения на строительства согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
Оспариваемый отказ департамента в выдаче разрешения на строительство объекта не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и, как следствие, подлежит признанию незаконным.
Доводы апелляционной жалобы признаются апелляционной коллегией обоснованными.
При этом, оценивая письмо департамента от 29.09.2020 не усматривает оснований для вывода в признании заинтересованным лицом необоснованности своей позиции изложенной в оспариваемом отказе, выводы изложенные в данном письме не могут расцениваться как признание заявленных обществом требований.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике по аналогичной категории дел, в частности выводам судов в рамках дела N А50-36753/2018.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе относятся на заинтересованное лицо. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 октября 2020 года по делу N А50-5120/2020 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Офисное здание делового и коммерческого назначения по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Белинского на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410268:289", изложенное в уведомлении от 27.07.2020 N И-059-22-01-34/01-179.
Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Стройконтракт-Инвест" (ОГРН 1155958118018, ИНН 5904326580).
Взыскать с Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройконтракт-Инвест" (ОГРН 1155958118018, ИНН 5904326580) 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стройконтракт-Инвест" (ОГРН 1155958118018, ИНН 5904326580) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (одну тысячу пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 81 от 08.10.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5120/2020
Истец: ООО "СТРОЙКОНТРАКТ-ИНВЕСТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ