Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2021 г. N Ф05-9410/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А40-80669/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2020 по делу N А40-80669/20
по заявлению: ООО "ЭНКА ТЦ" к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконными решения об отказе в государственном кадастровом учете от 30.06.2020N 77/20-59246 и решения об отказе в государственной регистрации права, оформленное Уведомлением от 30.06.2020 N 77/003/259/2020-140, об обязании
при участии:
от заявителя: |
Меликсетян М.О. по дов. от 11.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Аверкиев А.В. по дов. от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭНКА ТЦ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в государственном кадастровом учете от 30.06.2020N 77/20-59246 и решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в государственной регистрации права, оформленное Уведомлением от 30.06.2020 N 77/003/259/2020-140; об обязании провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ООО "ЭНКА ТЦ" (ОГРН 1027739529399) в отношении сооружения газопровода, технические характеристики которого описаны в Техническом плане от 23.01.2020 и расположенного по адресу: г. Москва, ш. Каширское, влд. 61 Г, на основании ранее представленных документов в порядке и сроки, установленные законом о государственной регистрации недвижимости (с учетом уточнений принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2020 требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, указал, что суд не дал надлежащей оценки доводам управления, что привело к принятию незаконного решения.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических материалов дела, Управлением Росреестра по Москве приняты решения об отказе в государственном кадастровом учете от 30.06.2020N 77/20-59246 и об отказе в государственной регистрации права, оформленное Уведомлением от 30.06.2020 N 77/003/259/2020-140.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭНКА ТЦ" (далее - "Заявитель") осуществило в период с 17.05.2018 по 13.08.2018 строительство сооружения газопровода высокого и среднего давления (далее - "Газопровод") на земельных участках с кадастровыми номерами 77:05:0011004:36 (далее -"Участок-36") и 77:05:0011004:37 (далее - "Участок-37"), расположенных по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, корп. 2.
Участок-36 предоставлен Заявителю в аренду на основании Договора аренды земли от 30.01.1998 N М-05-010782 на срок до 30.10.2021 для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 21.08.2015 NRU77-172000-017177.
Участок-37 предоставлен Заявителю в аренду на основании Договора краткосрочной аренды земли от 30.01.1998 N М-05-700044. В течение всего периода проектирования и строительства Газопровода, а также в текущий период, Договор краткосрочной аренды земли от 30.01.1998 N М-05-700044 является возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок и является действующим, что подтверждается Письмом Департамента городского имущества города Москвы от 19.12.2018 N ДГИ-1-95915/18-1.
Строительство Газопровода осуществлено Заявителем на Участке-36 и Участке-37 в соответствии с Разделом 06-2017-ИОС6.2 "Система газоснабжения" Проектной документации на строительство многофункционального торгового комплекса по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, корп. 2, подготовленной в 2017 году ООО "ЭнергоСтрой" по заказу ООО "ЭНКА ТЦ" (далее - "Проектная документация") и в отношении которой получено Положительное заключение экспертизы Мосгосэкспертизы peг. N 77-2-1-2-1157-18 от 04.05.2018 (далее - "Положительное заключение").
После завершения строительства Газопровода Заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - "Управление Росреестра по Москве") с Заявлением от 04.02.2020 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Заявителя на Газопровод (далее - "Заявление от 04.02.2020").
По результатам рассмотрения Заявления от 04.02.2020 Управление Росреестра по Москве приняло Решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 18.02.2020 N 77/20-19391 (далее -"Решение от 18.02.2020").
Заявитель в соответствии с положениями пункта 9 статьи 26 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - "Закон о регистрации") и статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в целях обжалования Решения от 18.02.2020 обратился в Апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Москве с Заявлением об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 17.03.2020.
Решением N 400/2020 от 09.04.2020 Апелляционная комиссия при Управлении Росреестра по Москве отклонила Заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного нового учета от 17.03.2020.
Согласно части 12 статьи 29 Закона о регистрации решение о приостановлении государственного кадастрового учета может быть обжаловано в суд.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Решение от 18.02.2020 нарушает права и законные интересы Заявителя, является необоснованным и незаконным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданное или создаваемое им на таком земельном участке сооружение.
Управление Росреестра по Москве ссылается, что в составе технического плана отсутствует проектная документация, разрешительная документация в составе технического плана отсутствует, равно как и документы, подтверждающие отсутствие необходимости получать такую документацию.
Вместе с тем, в составе Технического плана Заявителем была представлена в Управление Росреестра по Москве Проектная документация на строительство многофункционального торгового комплекса по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 61, корп. 2 (Том "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" "Система газоснабжения"), подготовленная 2017 году ООО "ЭнергоСтрой" по заказу ООО "ЭНКА ТЦ" в отношении которой было получено Положительное заключение экспертизы Мосгосэкспертизы peг. N 77-2-1-2-1157-18 от 04.05.2018, подтверждающее соответствие указанной Проектной документации техническим регламентам и всем требованиям применимого законодательства.
Проектной документацией предусмотрено строительство под поверхностью земли наружного (по отношению к зданию многофункционального торгового комплекса) газопровода высокого давления II категории до 0,6 Мпа.
В соответствии с пунктом 1.4 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" в случае строительства сетей газопотребления и газораспределения, когда каждая из этих сетей предназначена для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно, получение разрешения на строительство не требуется, что также подтверждается Письмом Мосгосстройнадзора от 11.06.2019 N 09-5276/19-(1)-1.
Соответствие Газопровода Проектной документации установлено Заключением о соответствии, утвержденным Распоряжением Мосгосстройнадзора от 21.08.2018 N 291-9-Р/30с и включенным в состав Технического плана.
Таким образом, проектная документация была разработана и согласована в установленном порядке, включена кадастровым инженером в состав Технического плана, поданного Заявителем в Управление Росреестра по Москве.
Оформление разрешения на строительство Газопровода и, соответственно, на ввод его в эксплуатацию, не требовалось в силу положений пп. 5 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ("ГрК РФ") и п. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса города Москвы, на основании которого принято указанное выше Постановление Правительства Москвы N 432-ПП, следовательно, отсутствие таких документов (не подлежащих оформлению/выдаче в данном случае) не может являться основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Заявителя Газопровод.
Кроме этого, ни в Решении об отказе в государственном кадастровом учете от 30.06.2020 N 77/20-59246 (т. 3 л.д. 20-21), ни в аналогичном ему по содержании Решении об отказе в государственной регистрации права, оформленном Уведомлением от 30.06.2020 N 77/003/259/2020-140 Управление Росреестра по Москве не приводило указанные доводы в качестве основания для отказа в государственном кадастровом учете Газопровода и регистрации права собственности на него. В связи с чем, данное обстоятельство само по себе в силу положений части 6 статьи 29 Закона о регистрации свидетельствует о незаконности оспариваемых Решений.
По доводам апелляционной жалобы Управление Росреестра по Москве настаивает, что в представленном техническом плане выявлены противоречивые сведения в части указания основной характеристики объекта недвижимости (сведения, указанные в техническом плане, не соответствуют сведениям в представленных актах приемки в эксплуатацию), технический план подготовлен на 417 п. м, по акту ввода предусмотрен ввод газопровода на 570,44 п. м.
Указанный довод Управления Росреестра по Москве противоречит фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела документам ввиду следующего.
В Заключении кадастрового инженера Технический план с приложениями был подготовлен в целях постановки на государственный кадастровый учет подземного газопровода общей протяженностью 417 м, состоящего из расположенных под поверхностью земли газопровода высокого давления, протяженностью 378,21 м, и газопровода среднего давления, протяженностью 38,77 м (378,21+38,77 = 417 округленно до целого числа).
При этом, согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной сети (газопровод) и ЭЗУ, и сдачи объекта в эксплуатацию от 29.11.2018, являющегося приложением к Техническому плану, завершен строительством и принят в эксплуатацию Газопровод:
Длиной 383,41 п. м высокого давления, диаметром 426,159,108,160,325 мм, из которых 378,21 п. м расположены подземно и 5,2 п. м расположены по фасаду (надземно).
Длиной 181,23 п. м среднего давления, диаметром 219,159,225 мм, из которых по 38,77 п. м расположены подземно и 142,46 п. м расположены по фасаду (надземно).
Длиной 5,8 п. м низкого давления, диаметром 426 мм, полностью расположенного по фасаду (надземно).
Как следует из Технического плана, та часть газораспределительной сети, которая была расположена над поверхностью земли (по фасаду здания) не предполагалась к постановке на кадастровый учет и регистрации права.
Таким образом, какие-либо противоречия между указанием характеристик Газопровода в Техническом плане и указанном Акте приемки в эксплуатацию не имеется.
Ни в одном из оспариваемых Решений Управление Росреестра по Москве не указывало конкретно, в чем выражается несоответствие сведений об основной характеристике Газопровода, ограничиваясь лишь указанием на то, что выявлены противоречивые сведения в части указания основной характеристики объекта недвижимости (сведения, указанные в техническом плане, не соответствуют сведениям в представленных актах приемки в эксплуатацию).
Управление Росреестра по Москве по доводам апелляционной жалобы настаивает, что земельный участок 77:05:0011004:115, на котором так же расположен объект, является улично-дорожной сетью и не предполагает создания на нем объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Газопровод размещен на земельных участках с кадастровыми номерами 77:05:0011004:36 и 77:05:0011004:37.
Заявитель является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:36 на основании Договора аренды земли от 30.01.1998 N М-05-010782 и правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:37 на основании Договора краткосрочной аренды земли от 30.01.1998 N М-05-700044.
При этом, Договор краткосрочной аренды земли от 30.01.1998 N М-05-700044 по состоянию на период строительства газопровода (согласно Акту приемки его в эксплуатацию - с 17.05.2018 по 13.08.2018 (т. 3 л.д. 49-50)) является возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок и является действующим, что подтверждается Письмом Департамента городского имущества города Москвы от 19.12.2018 N ДГИ-1-95915/18-1.
Кроме того, в Письме от 01 марта 2019 года N 33-5-18029/19-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы вновь подтвердил, что Заявитель уже является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:37 и его предоставление иным способом возможно только после расторжения соответствующего Договора аренды.
Таким образом, собственник земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:37 (город Москва в лице указанного Департамента) подтвердил законность владения и пользования Заявителем таким земельным участком.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:37 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0011004:114 и 77:05:0011004:115.
Кроме этого, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0011004:37 поставлен на государственный кадастровый учет 31.08.2006, раньше, чем земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0011004:114 и 77:05:0011004:115 (01.01.2007), соответственно, границы указанных земельных участков не должны были пересекать границы земельного участка 77:05:0011004:37. Очевидно, что такое пересечение возникло по независящим от Заявителя обстоятельствам (в ходе массовой постановки на кадастровый учет участков улично-дорожной сети без проведения натурных обследований) и не затрагивает прав Заявителя на возможность владения и пользования земельным участком с кадастровым номером 77:05:0011004:37.
Таким образом, указанное пересечение границ (их геодезических координат) земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011004:37 с границами (их геодезическими координатами) земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0011004:114 и 77:05:0011004:115 не должно в силу положений Закона о государственной регистрации (которым не предусмотрено обратное) препятствовать государственному кадастровому учету Газопровода и государственной регистрации прав на него, т.е. не является основанием для отказа Управления Росреестра по Москве в совершении указанных действий.
Ссылки Управления Росреестра по Москве на примеры из судебной практики не подтверждают правомерность доводов и законность оспариваемых Решений, поскольку в них выражена правовая позиция по иным процессуальным вопросам, не имеющим какой-либо связи с фактическими обстоятельствами настоящего дела.
Нарушением прав Заявителя как собственника здания многофункционального комплекса и необходимого для его эксплуатации Газопровода незаконными и необоснованными Решениями об отказе является создание препятствий во владении, пользовании и распоряжении Заявителем Газопроводом по своему усмотрению.
Соответственно, сама по себе ссылка Управления Росреестра по Москве на главу 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и совместное Постановление Пленумов высших судебных инстанций N 6/8 от 01.07.1996 является неотносимой и не свидетельствует об отсутствии нарушений прав Заявителя оспариваемыми Решениями об отказе.
Таким образом, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственном кадастровом учете от 30.06.2020N 77/20-59246 и отказ в государственной регистрации права, оформленное Уведомлением от 30.06.2020 N 77/003/259/2020-140 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.09.2020 по делу N А40-80669/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80669/2020
Истец: ООО "ЭНКА ТЦ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ