Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 мая 2021 г. N Ф10-723/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А23-5629/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Заикиной Н.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С., при участии от истца -Богатырева Г.С. (доверенность от 25.12.2020 N 135-0103-МД/2020, паспорт, диплом), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.10.2020 по делу N А23-5629/2020 (судья Иванова Е.В.), принятое по иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027066800, ОГРН 1044004426498) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (г. Калуга, ИНН 4027096522, ОГРН 1094027005071) об обязании принять нежилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - ТУ Росимущества) об обязании принять в казну Российской Федерации имущество: нежилое помещение общей площадью 39, 1 кв.м., расположенного по адресу: Калужская область, Износковский район, с. Износки, ул. Ленина, д. 20, помещение 3, РНФИ-П13420000171 от 13.07.2009.
Решением суда области от 23.10.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене. По мнению заявителя, при вынесения судебного акта судом области не учтены положения постановления Правительства от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", которыми установлен перечень необходимых документов, а также сроки их проверки. Указывает, что при обращении истца с требованием о принятии имущества в казну им не соблюдены требования п. 21-34 постановления Правительства от 16.07.2007 N 447.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил отставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-4928/2018 от 01.10.2018, оставленным без изменения постановлением двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 08.02.2019, прекращено право оперативного управления нежилого помещения общей площадью 39,1 кв.м. с кадастровым номером 40:08:170204:58, расположенное по адресу: Калужская область, Износковский район, с. Износки, ул. Ленина, д. 20, пом. 3, зарегистрированное за Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области.
Судебный акт вступил в законную силу.
Управлением в адрес ТУ Росимущества были направлены письма от 08.05.2019 исх. N 4732-02-НК, от 16.07.2019 исх. N 7164-02-НК, от 26.08.2019 N 8985-02 НК, от 26.11.2019 N 12865-02-НК о необходимости подготовки пакета документов по возврату нежилого помещения, расположенного по адресу: Калужская область, Износковский район, с. Износки, ул. Ленина, д. 20, пом. 3 в казну Российской Федерации (л.д. 8, 9, 22, 24).
В своем ответе от 03.09.2019 N 40/3722 ТУ Росимущества сообщило, что решить вопрос о принятии недвижимого имущества с кадастровым номером 40:08:170204:58 в казну Российской Федерации возможно только после формирования сметы на содержание ТУ Росимущества на 2020 год (л. д. 21).
Ссылаясь на то, что вступившим законную силу судебным актом прекращено право оперативного управления, а ТУ Росимущества не предпринимает мер по принятию имущества в казну Российской Федерации, Управление необоснованно несет бремя содержания имущества, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику (ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Решением Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-4928/2018 от 01.10.2018, вступившим в законную силу, было установлено право наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, в связи с чем, было прекращено право оперативного управления нежилого помещения общей площадью 39,1 кв.м. с кадастровым номером 40:08:170204:58, расположенное по адресу: Калужская область, Износковский район, с. Износки, ул. Ленина, д. 20, пом. 3, зарегистрированное за Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно п. 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения N 432).
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальный орган Росимущества самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия управления по принятию имущества в казну, суд области правомерно удовлетворил иск.
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 28.04.2017 N 306- КГ17-4810, от 14.12.2015 N 307-КГ15-15650.
Ссылка ответчика на нарушение истцом положений постановления Правительства от 16.07.2007 N 447 не принимается во внимание.
Письмом от 08.05.2019 (л. д. 8) истец направил ответчику пакет документов для решение вопроса о возврате нежилого помещения, право оперативного управления на которое прекращено в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 41 Положения N 447 при изменении сведений об объекте учета и (или) о лицах, обладающих сведениями о нем, в том числе в случае прекращения вещного права (кроме права собственности) на объект учета, принадлежавший правообладателю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих указанные изменения: а) проводит экспертизу поступивших документов; б) формирует записи об изменениях сведений по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Положению, если по результатам экспертизы установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; в) исключает из карт сведений об объекте учета изменившиеся сведения и вносит в них новые сведения об объекте учета в соответствии с правилами ведения реестра федерального имущества.
В силу пункта 43 Положения N 447 в случае, если при экспертизе документов, указанных в пунктах 39 - 42 настоящего Положения, установлены недостаточность сведений об объекте учета и неполнота и (или) недостоверность содержащихся в этих документах сведений либо у должностного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности поступивших документов и сведений, Агентство или территориальный орган запрашивает в федеральных органах исполнительной власти, иных органах и (или) организациях дополнительные документы и завершает учет в 10-дневный срок со дня получения дополнительных документов, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответчик при недостаточности представленных истцом документов должен был запросить их в соответствующих федеральных органах власти в целях принятия решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 23.10.2020 по делу N А23-5629/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-5629/2020
Истец: Управление Росреестра по Калужской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленских областях