г. Санкт-Петербург |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А42-6776/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35196/2020) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.11.2020 по делу N А42-6776/2020, принятое
по иску АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице территориального подразделение "Водоканал"
к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец, АО "ГУЖКХ", Организация ВКХ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение, абонент) с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований 27 764 653 рублей 03 копеек задолженности по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 51-02-200/П от 12.12.2019 за апрель 2020, 1 198 151 рубля 57 копеек пени, начисленных с 30.05.2020 по 08.10.2020.
Решением суда от 06.11.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Податель жалобы указал, что сторонами урегулированы разногласия о балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, также урегулированы разногласия об узлах учета и приборах учета воды, что существенно влияет на фактический объем потребленного ресурса ВГ N 1 в январе 2020, предъявленные к оплате и взысканные судом первой инстанции счета, не соответствуют фактически потребленному объему.
16.12.2020 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от АО "ГУЖКХ" поступил отзыв на апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
14.01.2021 лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
12.12.2019 между АО "ГУЖКХ" (Организация ВКХ) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (абонент) был заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 51-02-200/П (далее - контракт N 51-02-200/П), в соответствии с пунктом 1 которого Организация ВКХ приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод, а абонент оплачивать указанные услуги.
В абзаце третьем пункта 3 данного контракта указано, что местом исполнения обязательств по контракту является: Российская Федерация Мурманская область, ЗАТО Александровск (гарнизоны Полярный, Гаджиево, Оленья Губа), ЗАТО Видяево (гарнизон Видяево) по перечню точек поставки (объектов МО РФ) согласно приложению N 2.
Пунктом 8 указанного контракта определено, что расчетный период равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате Организацией ВКХ не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В Приложениях N 2 и N 3 к контракту N 51-02-200/П стороны согласовали режим подачи холодной воды и режим приема сточных вод.
Месторасположение, диаметры и марки приборов учета, даты их опломбирования и очередных поверок указаны в Приложении N 4 к Контракту (Приложение N 2 к протоколу разногласий от 30.07.2020).
Порядок учета подаваемой питьевой воды и принимаемых сточных вод определен разделом V Контракта, которым предусмотрена обязанность Абонента обеспечивать коммерческий учет и определять количество полученной холодной воды и отведенных сточных вод в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета (пункты 18-20 Контракта).
В соответствии с пунктом 21 Контракта в случае отсутствия у Абонента приборов учета, Абонент обязан в срок - не более 60-ти суток с момента выхода из строя приборов учета Абонента (подтвержденного документально в присутствии представителей обеих сторон по Контракту) установить приборы учета холодной воды и ввести их в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Контракта сторона, осуществляющая коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод, снимает совместно с представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства показания приборов учета 25-го числа расчетного периода, установленного Контрактом, либо осуществляет, в случаях, предусмотренных правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, расчет объема поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод расчетным способом.
В соответствии с пунктом 56 Контракта (в редакции протокола разногласий от 30.07.2020) Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший холодную воду, услуги водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей холодное водоснабжение, водоотведение пени в размере одной сто тридцатой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченный в срок суммы на каждый день просрочки, начиная со следующего дня наступления сроков оплаты по день фактической оплаты.
Оказав в апреле 2020 предусмотренные контрактом N 51-02-200/П услуги, истец выставил ответчику к оплате счет-фактуру от 30.04.2020 N Р0000001394 на 27 764 653 рубля 03 копейки, который ответчик не оплатил.
Предъявленная истцом претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
На основании пункта 2 указанной статьи к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в частности водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 указанного Закона по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу пункта 2 данной статьи к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В пункте 2 данной статьи определено, что к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о водоснабжении в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 2 указанной статьи к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
Из материалов дела следует, что по смыслу указанных выше правовых норм между сторонами действует единый контракт холодного водоснабжения и водоотведения.
Факт поставки Организацией ВКХ абоненту питьевой воды и оказания услуг по водоотведению подтверждается материалами дела и последним не оспаривается.
Доказательства оплаты не представлено.
Вопреки позиции подателя жалобы, оснований для определения объема потребления по гарантированному объему, указанному в приложении N 2 к контракту N 51-02-200/П в данном случае не имеется, поскольку само по себе установление в контракте гарантированного объема потребления не означает, что расчет должен производиться по данному объему с игнорированием фактического объема поставленного коммунального ресурса.
В силу пункта 18 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 названных Правил.
Приведенный в жалобе довод о неправильности расчетов Организации ВКХ рассмотрен и отклонен судом как противоречащий материалам дела.
Так, согласно расшифровке к счету за апрель 2020 объем потребления воды для военного городка N 1 г. Гаджиево, на объектах: ГТС причал N 6, ИВЦ, береговой комбинат питания, казармы N 1, N 3, N 5, N 6, N 7, административные здания N 1, N 2 спецполиклиника и ПМП определены Обществом на основании показаний прибора учета N 188309867. По мнению ответчика, объем потребления воды по этим объектам следует определять расчетным путем исходя из диаметра трубопроводов 50, 150 и 200 мм.
Однако, в приложении N 4 к контракту (в ред. протокола разногласий от 30.07.2020) согласовано, что казармы N 1, N 3, N 5, N 6, N 7, административные здания N 1, N 2, ГТС причала N 6, ИВЦ, береговой комбинат питания, спецполиклиника и ПМП присоединены к водоводу диаметром 400 мм, не оборудованному прибором учета.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расчет истца следует признать правильным, так как объем воды за апрель 2020 определен на основании показаний приборов учета, а для объектов, не оборудованных такими приборами - расчетным путем. То обстоятельство, что потребление воды перечисленными выше объектами учтено в составе объема, определенного прибором учета N 188309867 не повлекло увеличения стоимости воды, предъявленной к оплате учреждению.
Требования истца о взыскании договорной неустойки (пеней), вытекают из факта нарушения денежного обязательства, установленного пунктом 8. Контракта, вследствие чего являются правомерными и подлежат удовлетворению на основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соглашение об уплате пени содержится в пункте 54 спорного контракта.
Произведенный истцом расчет неустойки проверен судом, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела, ответчиком документально не опровергнут.
Коллегия судей пришла к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.11.2020 по делу N А42-6776/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6776/2020
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ ЖКС N4 "ЦЖКУ" Минообороны России по ОСК СФ