г. Москва |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А40-59389/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Елоева А.М.,
судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "РуНетСофт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2020 по делу N А40-59389/20 по иску ООО "РуНетСофт" к Министерству экономического развития Российской Федерации о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения контракта,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Челидзе М.Е. по доверенности от 15.09.2020,
УСТАНОВИЛ:
ООО "РуНетСофт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству экономического развития Российской Федерации о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения контракта от 20.11.2019 N 0173100008619000070.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "РуНетСофт" подало апелляционную жалобу, в которой просит суд отменить решение и принять по делу новый судебный акт, указывая, что не была назначена и проведена независимая экспертиза согласно п. 4.8 Контракта, а также на то, что исполнителем 20.03.2020 в адрес заказчика были представлены доработанные документы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 20.11.2019 между ООО "РуНетСофт" (далее - Истец/Исполнитель) и Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Ответчик/Заказчик) заключен государственный контракт на выполнение работ, оказание услуг в 2019-2020 годах в рамках основного мероприятия "Информатизация в сфере оказания государственных услуг и контроля качества их предоставления, осуществления государственных функций и информационной открытости органов власти" подпрограммы "Информационное государство" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" по теме: "Выполнение работ по настройке, развитию, оптимизации и оказание услуг по сопровождению портала открытых данных Российской Федерации в 2019-2020 гг." N 0173100008619000070 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта 1.1. Исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы и оказать услуги в интересах Министерства экономического развития Российской Федерации в 2019-2020 гг. в рамках основного мероприятия "Информатизация в сфере оказания государственных услуг и контроля качества их предоставления, осуществления государственных функций и информационной открытости органов власти" подпрограммы "Информационное государство" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" по теме: "Выполнение работ по настройке, развитию, оптимизации и оказание услуг по сопровождению портала открытых данных Российской Федерации в 2019-2020 гг." (далее - Работы, Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы, оказанные Услуги в порядке и на условиях, определенных Контрактом.
Согласно п. 8.2 (календарный план оказания услуг) Технического задания ((Приложение N 1 к Контракту) в составе I этапа Исполнитель принял на себя обязательство выполнить следующие работы и услуги: мониторинг качества и актуальности размещенных наборов открытых данных посредством разработки и ведения онлайн-рейтинга публикации наборов открытых данных, размещенных на портале открытых данных Российской Федерации; организация хакатона по разработке программных решений и медиа-проектов с использованием открытых государственных данных; разработка предложений по актуализации Методических рекомендаций по публикации наборов открытых данных; публикация паспортов наборов открытых данных и наборов открытых данных, размещенных на официальных сайтах открытых данных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
16.01.2020 в адрес Истца от Ответчика поступил мотивированный отказ от приемки Услуг по Контракту N 528-СШ/Д21и, датированный 14.01.2020 года.
Как указывает истец, Минэкономразвития России не доказало факт нарушения ООО "РуНетСофт" условий Контракта.
Согласно п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Возможность расторжения договора возмездного оказания услуг в одностороннем порядке предусмотрена ст. 782 ГК РФ, в силу ч. 1 которой заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Статьей 717 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Согласно пункту 12.3.1. Контракта установлены основания расторжения Контракта в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта по инициативе Государственного заказчика (Минэкономразвития России).
Такими основаниями являются: выполнение Работ, оказание Услуг за соответствующий этап ненадлежащего качества, если несоответствия и/или недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Государственного заказчика срок; нарушение срока и объема выполнения Работ, оказание Услуг за соответствующий этап, предусмотренных Контрактом; Исполнитель не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или выполняет Работы, оказывает Услуги за соответствующий этап так, что окончание их выполнения и оказания к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения Работ, оказания Услуг за соответствующий этап стало очевидно, что они не будут выполнены, оказаны надлежащим образом в установленный Контрактом срок; в случае, если по результатам экспертизы выполненных Работ, оказанных Услуг за соответствующий этап с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта; если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным конкурсной документацией требованиям к участникам открытого конкурса в электронной форме, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам проведения данной закупки.
Принимая решение по делу об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что решение от 13.02.2020 является законным и обоснованным, принятым в соответствии с Законом N 44-ФЗ и положениями Контракта.
Так, согласно пункту 2.1 Контракта срок выполнения Работ устанавливался: с даты заключения Контракта по 09.12.2019.
В соответствии с пунктом 2.2 Контракта срок оказания Услуг устанавливался поэтапно:
Этап N 1: с даты заключения Контракта по 16.12.2019,
Этап N 2: с 17.12.2019 по 30.06.2020,
Этап N 3: с 01.07.2020 по 10.12.2020.
Письмом от 11.12.2019. N 23/ГК 0173100008619000070 (зарегистрировано в системе электронного документооборота 13.12.2019 N 162688,) ООО "РуНетСофт" уведомило Минэкономразвития России о завершении выполнения работ по Контракту и представило результаты выполненных Работ.
В соответствии с п. 4.2. Контракта приемочной комиссией, действующей на основании распоряжения статс-секретаря - заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Шипова С.В. от 03.12.2019.N 331Р-СШ, (далее - Приемочная комиссия), была проведена экспертиза состава и содержания выполненных ООО "РуНетСофт" Работ в части их соответствия условиям Контракта.
При проведении приемки результатов выполненных Работ Приемочной комиссией были выявлены существенные недостатки и несоответствие требованиям, установленным Контрактом.
В частности, не представлены следующие результаты Работ согласно п. 8.1. и п. 11.1. технического задания к Контракту (Приложение N 1 к Контракту):
- обновление (замена) системы управления содержимым Портала открытых данных Российской Федерации (далее - Портал ОД, Система);
- согласованная с Заказчиком программа и методика предварительных испытаний доработанной версии Портала ОД;
- протокол о результатах предварительных испытаний доработанной версии Портала ОД;
- заключение о возможности (невозможности) приемки доработанной версии Портала ОД в опытную эксплуатацию; - акт приемки Портала ОД в опытную эксплуатацию;
- программа опытной эксплуатации доработанной версии Портала ОД;
- отчет о проведении опытной эксплуатации;
- акт о завершении опытной эксплуатации и допуске Портала ОД к приемочным испытаниям;
- программа и методика проведения приемочных испытаний доработанной версии Портала ОД;
- протокол проведения приемочных испытаний доработанной версии Портала ОД.
Возражая против предъявленных требований, ответчик указал, что что представленный ООО "РуНетСофт" проект программы и методики предварительных испытаний доработанной версии Портала ОД не был согласован Минэкономразвития России по причине его несоответствия ГОСТ 34.603-92 "Государственный стандарт Союза ССР. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем", что является требованием Контракта, зафиксированным в п. 4.12. технического задания к Контракту (Приложение N 1 к Контракту).
Учитывая изложенное, Приемочной комиссией было составлено отрицательное заключение приемочной комиссии от 23.12.2019 N ЗПК - 367/Д21 и установлен срок устранения выявленных несоответствий и недостатков до 27.12.2019.
Письмом от 27.12.2019 N 30/ГК 0173100008619000070 (зарегистрировано в системе электронного документооборота 30.12.2019 N 171096) ООО "РуНетСофт" сообщило в Минэкономразвития России о повторном направлении доработанных материалов по Контракту.
Однако при проведении повторной приемки результатов выполненных Работ Приемочной комиссией было установлено, что ООО "РуНетСофт" не устранило ни одного из вышеперечисленных замечаний, выявленных в ходе предыдущей приемки результатов выполненных Работ, объем обязательств выполнен не в полном объеме.
Фактический результат в части развития и настройки Системы не достигнут, Система не прошла ни один из видов испытаний, то есть не готова к практическому применению.
Доказательствё обратного не представлено.
Учитывая результаты экспертизы выполненных работ, Приемочной комиссией было составлено отрицательное заключение от 09.01.2020 N ЗПК - 2/Д21, в соответствии с которым было принято решение об отказе в приемке результатов Работ по Государственному контракту.
Также письмом от 18.12.2019 N 27/ГК 0173100008619000070 ООО "РуНетСофт" уведомило Минэкономразвития России о завершении оказания Услуг и направлении отчетных материалов по Этапу услуг N1 Контракта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении приемки оказанных Услуг по Этапу N 1 были также выявлены существенные несоответствия и недостатки оказанных Услуг, препятствующие их приемке.
В частности, ООО "РуНетСофт" не оказаны в полном объеме следующие виды Услуг:
автоматизация и визуализация рейтинга органов государственной власти и органов местного самоуправления в онлайн-режиме, согласно п.5.1 технического задания к Контракту (Приложение N 1 к Контракту);
разработка предложений по актуализации Методических рекомендаций по публикации наборов открытых данных (п. 5.6 технического задания).
Кроме того, представленный ООО "РуНетСофт" согласно п. 5.8. "Отчет о результатах публикации паспортов наборов открытых данных и наборов открытых данных, размещенных на официальных сайтах открытых данных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" технического задания к Контракту (Приложение N 1 к Контракту) содержал ряд неточностей и ошибок.
Учитывая результаты экспертизы оказанных Услуг было составлено отрицательное заключение Приемочной комиссии от 09.01.2020 ЗПК-1/Д21, в соответствии с которым принято решение об отказе в приемке результатов Услуг по первому этапу услуг Государственного контракта.
В соответствии с пунктом 4.5 Контракта Минэкономразвития России письмами от 14.01.2020 N 526-СШ/Д21и и N 528-СШ/Д21и уведомило ООО "РуНетСофт" о мотивированном отказе от подписания актов приемки выполненных работ и оказанных услуг и необходимости оплатить штраф.
На основании изложенного, а также в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пунктом 12.3.1 Контракта Минэкономразвития России приняло решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с требованием об уплате штрафа в соответствии с пунктом 6.4 Контракта.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела документы в порядке, установленным процессуальным законом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Отклоняя доводы заявителя о направлении 20.03.2020 в адрес Заказчика доработанных документов, апелляционный суд отмечает, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято заказчиком 13.02.2020 и направлено ООО "РуНетСофт" почтовым отправлением заказным письмом по адресу, указанному в Контракте.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в ЕИС и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
В соответствии с требованиями части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком решение размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, из пояснений сторон следует, что Минэкономразвития России обратилось в ФАС России и представило сведения в отношении ООО "РуНетСофт" для включения его в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
06.04.2020 ФАС России принято Решение по делу N 20/44/104/74 о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о ООО "РуНетСофт".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-95965/2020-146-711 от 22.09.2020 решение ФАС России от 06.04.2020 N 20/44/104/74 признано законным, обоснованным, принятым в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявителем в нарушение ст.65 АПК РФ не доказан факт ненадлежащего исполнения им своих обязательств по контракту, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2020 по делу N А40-59389/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59389/2020
Истец: ООО "РУНЕТСОФТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ