г. Ессентуки |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А15-6190/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.09.2020 по делу N А15-6190/2018 (судья Тагирова З.Т.) по заявлению акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан от 21.09.2018 по делу N02-27/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дагестанская сетевая компания" (далее - АО "ДСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - Управление) от 21.09.2018 по делу N 02-27/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "ДЭСК"); ООО "Кизилюртовский завод керамзитового гравия" (далее - ООО "КЗКГ").
Решением суда от 14.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что принятое Управлением решение от 21.09.2018 по делу N 02-27/2018 о нарушении антимонопольного законодательства является законным и обоснованным; законных интересов АО "ДСК" в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "ДСК" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов АО "ДСК", просит решение суда оставить без изменения.
Определением от 02.12.2020 удовлетворено ходатайство Управления о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Дагестан.
Поскольку представители лиц участвующих в деле для участия в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Дагестан не явились, судебное заседание проводится в обычном режиме, без использования систем видеоконференц-связи.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Основным видом деятельности АО "ДСК" является передача и распределение электрической энергии. АО "ДСК" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства (территория - Республика Дагестан). АО "ДСК" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Дагестан и подпадает под сферу регулирования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
12.01.2017 на официальном сайте Управления размещен план проведения проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, в том числе и АО "ДСК". План проведения проверок утвержден руководителем Управления и согласован с органами прокуратуры.
24.05.2017 Управлением издан приказ N 102 о проведении плановой выездной проверки в отношении АО "ДСК", осуществляющего деятельность по транспортировке и распределению электроэнергии на территории Республики Дагестан.
24.05.2017 письмом N 02-10/3342 АО "ДСК" уведомлено о том, что с 31.05.2017 по 29.06.2017 включительно будет проводиться контрольное мероприятие по проверке соблюдения АО "ДСК" требований антимонопольного законодательства за период с 01.01.2015 по 28.04.2017.
29.12.2017 по результатам проведенной проверки в отношении АО "ДСК" должностным лицом Управления составлен акт проверки. Представитель АО "ДСК" ознакомлен с актом проверки.
В ходе проверки установлено, что АО "ДСК" допущено нарушение, которое выразилось в незаконных и необоснованных действиях общества по отключению электрической энергии по адресу: г.Кизилюрт, пр.Шамиля, 1, что привело к ущемлению интересов ООО "КЗКГ" в сфере предпринимательской деятельности. Между АО"ДСК" (исполнитель) и ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (ПАО "ДЭСК", заказчик) 19.05.2015 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 2/ДСК (далее - договор). Согласно пункту 2.1 раздела 2 (предмет договора) указанного договора исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором. Исполнитель обязуется оказывать на основании уведомления заказчика услуги по введению полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии потребителями и по возобновлению их электроснабжения, а заказчик обязуется оплачивать услуги (пункт 2.3 раздела 2 договора). Уведомлением от 25.08.2016 N 32/08-437, адресованному ООО "КЗКГ" (договор N 1005101-6-К), ПАО "ДЭСК" сообщило последнему следующее: по состоянию на 25.08.2016 задолженность ООО "КГКГ" за электроэнергию составила 441964,85р, с учетом текущих платежей - 739728,59р; в случае неоплаты указанной задолженности потребителю необходимо самостоятельно произвести ограничение режима потребления электроэнергии до величины, не превышающей 70% среднесуточного договорного объема потребления электроэнергии с 10-00 08.09.2016 до 10-00 12.09.2016; в случае неоплаты указанной задолженности за электроэнергию после введения самоограничения с 10-00 12.09.2016 будет произведено полное ограничение режима потребления электроэнергии принудительно до погашения указанной задолженности. Уведомлением от 25.08.2016 N 32/08-437 о необходимости введения частичного (полного) ограничения режима потребления электрической энергии, адресованному АО "ДСК" (исполнителю по договору от 19.05.2015 N 2/ДСК), ПАО "ДЭСК" указало: с 10 час.00 мин. 08.09.2016 до 10 час.00 мин. 12.09.2016 проконтролировать ограничение в размере 98154 кВт.ч, вид ограничения - частичное, уровень ограничения - до 42066 кВт.ч; с 10 час.00 мин. 12.09.2016 произвести полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении потребителя ООО "КЗКГ" (РД, г.Кизилюрт, пр.Шамиля,1), номер договора 1005101-8-К от 01.01,13, тел.8-77234-3-29-55; основание ограничения - отсутствие оплаты за потребленную электроэнергию. Представитель исполнителя АО "ДСК" Ханапиев М.Г. составил акт о введении ограничения режима потребления электроэнергии 25.08.2016 (к уведомлению N 32108-437) потребителю ООО "КЗКГ", согласно которому исполнитель по договору АО "ДСК" произвел в 13 час.45 мин. 19.09.2016 полное отключение электроэнергии потребителю. Акт составлен в отсутствие представителя потребителя и заказчика.
02.08.2018 Управлением издан приказ N 157 о возбуждении дела N 02-27/2018 по признакам нарушения АО "ДСК" части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
21.09.2018 по результатам рассмотрения дела N 02-27/2018, в присутствии представителя АО "ДСК" - Абдуллаева М.Н. (доверенность от 01.01.2018 N 163) принято решение по делу N 02-27/2018 (резолютивная часть решения от 20.09.2018). Данным решением АО "ДСК" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (пункт 1). Предписание не выдавалось, в связи с возобновлением подачи электрической энергии ОО "КЗКГ" (пункт 2). Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности (пункт 3).
Не согласившись с решением Управления от 21.09.2018 по делу N 02-27/2018, АО "ДСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований АО "ДСК", исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителя.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Следовательно, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила N 442).
Правила N 442 устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.
В соответствии с абзацем 2 подпункта "б" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в частности, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан - потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
В Разделе 2 Правил N 442 установлен Порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов. Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика в связи с наступлением указанных обстоятельств, перед которым не исполнены обязательства по договору (абзац 1 подпункт "а" пункта 4 Правил N 442).
Согласно пункту 5 раздела 2 Правил N 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом N 4 Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель).
Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (пункт 10 Правил N 442).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления со следующими сведениями об уведомлении потребителя в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления: а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; б) основания введения ограничения режима потребления; в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления - частичное ограничение (сокращение подачи электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю); г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления- также уровень ограничения); д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.
Согласно пункту 9 Правил N 442 частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно. При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центра питания исполнителя (субисполнителя). Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов не приведет к требуемому ограничению режима потребления.
В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субисполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке: а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; дата полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения; б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления; введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется.
В рассматриваемом случае в уведомлениях ПАО "ДЭСК" от 25.08.2016 N 32/08-437, направленных потребителю - ООО "КЗКГ" и исполнителю - АО "ДСК", указана дата по отключению электроэнергии (полное ограничение - 12.09.2016), то есть с 12.09.2016 с 10:00. Фактически полное ограничение поставки электроэнергии потребителю - ООО "КЗКГ" введено 19.09.2016 в 13 час.45 мин.
В нарушение подпункта "а" пункта 15 Правил АО "ДСК" в обязательном порядке письменное уведомление потребителю - ООО "КЗКГ" о планируемом введении ограничения режима потребления - 19.09.2016 не вручило и не направило ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и произвело 19.09.2016 полное отключение электроэнергии. Полное ограничение поставки электроэнергии потребителю без предварительного ограничения противоречит Правилам N 442. Согласно пунктам 9, 11 и 15 Правил N 442 до полного ограничения поставки электроэнергии вводится частичное ограничение. Данные требования Правил не были соблюдены исполнителем - АО "ДСК".
В нарушение пункта 12 и пункта 13 раздела 2 Правил N 442 АО "ДСК" 19.09.2016 отключило потребителю полностью электроэнергию в отсутствие потребителя и инициатора ограничения поставки электроэнергии ПАО "ДЭСК".
АО "ДСК" как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии обязано соблюдать запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
АО "ДСК" не представлено доказательств того, что прекращение поставки электроэнергии потребителю ООО "КЗКГ", было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
Действия АО "ДСК", направленные на введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителя, являются незаконными. Указанными действиями АО "ДСК" злоупотребило своим доминирующим положением, тем самым ущемило интересы потребителя - ООО "КЗКГ". В отсутствие доказательств наличия исключительных условий для прекращения электроснабжения потребителю ООО "КЗКГ", Управление правомерно и обоснованно признало АО "ДСК" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, квалифицировало его действия как злоупотребление доминирующим положением на рынке оптовой и розничной торговли (реализации) электроэнергии, действия которого повлекли ущемление интересов потребителя - ООО "КЗКГ".
Принятое Управлением решение от 08.11.2019 по делу N 02-08/04-06-19 о нарушении антимонопольного законодательства является законным и обоснованным; законных интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности не нарушает, следовательно, требования АО "ДСК" следует отклонить.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Направление в адрес потребителя ООО "КЗКГ" письма о предварительном отключении электроэнергии 19.09.2020 не освобождает АО "ДСК" от ответственности за несвоевременное ограничение электроэнергии (12.09.2016).
Ссылки АО "ДСК" на регламент введения ограничения режима потребления электроэнергии не принимаются апелляционным судом, поскольку внутриведомственные акты не заменяют положения федерального законодательства, в данном случае Правил N 442, утвержденных постановлением Правительства РФ.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы. Поскольку определением суда апелляционной инстанции от 26.11.2020 АО "ДСК" была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, с АО "ДСК" в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1500р государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы..
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.09.2020 по делу N А15-6190/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Дагестанская сетевая компания" 1500р государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6190/2018
Истец: АО "ДАГЕСТАНСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по РД
Третье лицо: ООО "КЗКГ", ООО "КИЗИЛЮРТОВСКИЙ ЗАВОД КЕРАМЗИТОВОГО ГРАВИЯ", ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания"