г. Москва |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А40-302592/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на определение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2020 г. по делу N А40-302592/18
по иску МИНОБОРОНЫ РОССИИ
к ФГУП ТВСУ N 14"
третье лицо - ФКП "УЗКС Министерства обороны РФ"
о взыскании 2 109 158 руб. 28 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Ежгурова Е.А. по доверенности от 20.11.2020
от ответчика: Зарандия Р.А. по доверенности от 14.12.2020
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2019 г. исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 решение суда от 06.11.2019 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением арбитражного суда Московского округа от 26.06.2020 решение суда от 06.11.2019 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
13.02.2020 г. выдан исполнительный лист.
10.08.2020 г. в суд поступило заявление ФГУП ТВСУ N 14" о предоставлении о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2019 г.. по делу по иску МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН 1037700255284) к ответчику ФГУП ТВСУ N 14" третье лицо - ФКП "УЗКС Министерства обороны РФ" о взыскании 2 109 158 руб. 28 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2020 г. ФГУП ТВСУ N 14" предоставлена рассрочка по исполнению решения Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2019 г. по делу N А40-302592/18-151-2220, исполнительному листу серии ФС N034371912 сроком на три года, тремя равными платежами один раз в 12 месяцев.
Не согласившись с вышеуказанным определением, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит отменить определение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В своей жалобе заявитель указывает, что основания для предоставления отсрочки исполнения решения отсутствуют, поскольку рассрочка исполнения решения нарушает права взыскателя, ответчиком не доказаны обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного акта, сумма выплат в резолютивной части определения указана неверно.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, определение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268, 272 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 324 АПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Рассмотрев заявление ФГУП ТВСУ N 14" о предоставлении рассрочки исполнения решения, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, учитывая наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, а именно, наличием непогашенной кредиторской задолженности на общую сумму более 10,3 млрд. руб., суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявление в порядке п. 1 ст. 324 АПК РФ следует удовлетворить, предоставить заявителю рассрочку исполнения решения.
Доводы жалобы о том, что основания для предоставления отсрочки исполнения решения отсутствуют, поскольку рассрочка исполнения решения нарушает права взыскателя, ответчиком не доказаны обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного акта, отклоняются апелляционным судом.
В Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России на исполнении находится исполнительное производство N 2060409/20/99001-ИП, возбужденное 09.04.2020 на основании исполнительного листа серии ФС N 034371912 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-302592/18-151 -2220 о взыскании с Предприятия в пользу Минобороны России денежных средств в размере 300 000,00 руб., которое входит в состав сводного исполнительного производства N 165495 8/18/99001-СД.
Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 31.05.2018 г. N 1092-р Предприятие является единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2018 - 2019 годах закупок работ по объектам военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность в интересах Минобороны России, является федеральным государственным унитарным предприятием, собственником имущества которого является Российская Федерация в лице Минобороны России.
Согласно п.2.1 Устава ФГУП "ГВСУ N 14" осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Предприятие является специализированным предприятием Минобороны России, выполняющим функции генерального подрядчика и координатора исполнения государственных оборонных заказов. Кроме того, Предприятие ведет строительство для нужд СВР России (копии документов не прилагаются в связи с их секретностью) и ФСО России. Строительство иных объектов, кроме как в рамках государственных контрактов для указанных выше органов в рамках "частных" подрядных договоров Предприятие не ведет.
Так как деятельность Предприятия прежде всего заключается в ведении работ по строительству специальных военных объектов, необходимых для поддержания и повышения обороноспособности государства, таких как военный космодром "Плесецк", объекты ядерного сдерживания, объекты РВСН, все денежные средства Предприятия, которыми оно распоряжается в настоящее время, находятся только на отдельных счетах и предназначены исключительно для финансирования строительства различных объектов военного и иного специального назначения для нужд обороны и безопасности страны.
Все расчеты в рамках выполнения государственного оборонного заказа Предприятие обязано осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" исключительно с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках. Указанный закон устанавливает специальный режим использования денежных средств, поступающих на такие счета из бюджета Российской Федерации. В частности, закон не допускает исполнения за счет денежных средств, выделенных на финансирование государственного оборонного заказа, судебных актов.
Однако исключением из этого правила является подп. "в" п.9 ст. 8.4 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", который допускает совершение по отдельному счету операций, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства, поступившие от государственного заказчика в качестве финансирования выполнения работ в рамках одного из государственных оборонных заказов.
Между тем, обращение взыскания на денежные средства, находящихся на отдельных счетах, создаст у Предприятия критическую финансово-экономическую ситуацию, которая приведет к срыву выполнения обязательств по действующим государственным контрактам, выполнение работ по которым имеет стратегическое значение.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (п. 1 перечня поручений от 21.01.2019 N Пр-60) по итогам совещания по вопросам совершенствования механизмов строительства объектов инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) Минобороны России разработан план мероприятий ("дорожная карта") по созданию публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ, п. 10 которого предусмотрено установление перечня имущества необходимого публично-правовой компании для осуществления ее функций и полномочий, передаваемого в качестве имущественного взноса Российской Федерацией.
Таким образом, Предприятию необходимо сформировать перечень имущества, подлежащего передаче публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ.
Иное имущество, не вошедшее в вышеуказанный перечень, после перерегистрации будет передано для реализации в рамках сводного исполнительного производства.
В отношении недвижимого имущества в целях погашения задолженности Предприятия судебному приставу-исполнителю передана информация о 578 объектах недвижимого имущества для обращения на него взыскания в рамках исполнительного производства ориентировочной стоимостью - 6,6 млрд. рублей. Работа по перерегистрации прав правопредшественников Предприятия на недвижимое имущество продолжается, информация о перерегистрированном имуществе регулярно передается судебному приставу.
На настоящий момент судебным приставом-исполнителем наложены аресты на 569 объектов недвижимого имущества.
Также постановлением от 05.04.2019 наложен арест на акции ЗАО "Спецстрой-Лизинг", АО "Инжпетрострой", АО "ПГМ" и АО "ДОК-3" номинальной стоимостью 2 млрд. рублей.
Таким образом, общая стоимость переданного судебному приставу-исполнителю на реализацию недвижимого имущества Предприятия значительно превышает задолженность перед Минобороны России.
Также согласно ответу заместителя Главного пристава РФ Фирстова Д.А. на имя заместителя Министра обороны РФ Иванова Т.В. снятие ареста с имущества Предприятия возможно после завершения мероприятий по регистрации имущества на должника, его аресту и оценке в объёме, достаточном для обеспечения требований исполнительных документов.
В настоящее время, по указанным обстоятельствам Предприятие технически не имеет возможности ежемесячно погашать задолженность перед Минобороны России.
Вместе с тем в течение 12 месяцев планируется наполнение сводного исполнительного производства достаточным имуществом, после чего арест с расчетных счетов Предприятия будет снят, что даст Предприятию техническую возможность исполнять предоставленную рассрочку осуществлять соответствующие платежи с расчетных счетов.
Учитывая, что в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок исполнение требований исполнительного документа составляет 2 (два) месяца, то имеются обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу N А12-7090/2013, определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу NА12-22014/2014 при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта судом, помимо интересов должника и взыскателя должен учитываться и публичный интерес, который в данном случае состоит в своевременном выполнении работ для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ защита обороны страны и безопасности государства отнесена к приоритетным ценностям.
Таким образом, даже частичное принудительное ежемесячное взыскание денежных средств в пользу Минобороны России не позволит Предприятию обеспечить своевременное выполнение государственного оборонного заказа.
Безакцептное списание денежных средств с отдельных счетов Предприятия, открытых в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", приведет к срыву выполнения работ, направленных на обеспечение обороны и безопасности страны".
Более того, необходимо отметить, что и заказчик государственного контракта в лице Минобороны России не вправе предоставить исполнителям финансирование сверх предусмотренного условиями государственного контракта.
То есть, единожды направив денежные средства на определенные цели, Министерство обороны Российской Федерации не вправе (а к тому же и неспособно в виду отсутствия соответствующих лимитов бюджетных обязательств) повторно направить денежные средства на те же цели.
Списание с отдельных счетов денежных средств, поступивших от государственного заказчика с целью финансирования выполнения работ для нужд обороны страны и безопасности государства, приведет к существенному затруднению или срыву выполнения обязательств Предприятия по государственным контрактам, имеющим стратегическое значение для Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно правовой позиции отражённой в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, N 467-0 от 18 декабря 2003 г. и N 104-О от 18 апреля 2006 г., основания для рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного решения должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вопрос о наличии оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Данные обстоятельства исследованы Арбитражным судом г. Москвы при рассмотрении заявления Предприятия о предоставлении рассрочки исполнения решения суда и им дана надлежащая оценка.
Довод жалобы о том, что сумма выплат в резолютивной части определения указана неверно, не может быть принят апелляционным судом, поскольку судом первой инстанции допущена опечатка, может быть исправлена в соответствии с ч. 3 ст. 179 АПК РФ. Более того, ответчиком в Арбитражный суд г. Москвы направлено соответствующее заявление.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2020 по делу N А40-302592/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Cудья |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-302592/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГВСУ N 14"
Третье лицо: ФКП Управление заказчика капитального строительства Мин.Обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71300/20
26.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8565/20
04.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80818/19
06.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-302592/18