г. Хабаровск |
|
19 января 2021 г. |
А73-11168/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России: Евдокимов А.О., представитель по доверенности от 01.01.2021
от Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района: Боровлева В.П., представитель по доверенности от 22.09.2020
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
на решение от 05.10.2020
по делу N А73-11168/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к Комсомольскому муниципальному району Хабаровского края в лице Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района (ОГРН 1022700759366)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 23 342 192 руб. 85 коп.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Комсомольскому муниципальному району Хабаровского края в лице Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района (далее - заявитель, ответчик, Финансовое управление) с иском о взыскании 23 342 192 руб. 85 коп. убытков, связанных с применением регулируемой цены на теплоснабжение в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. на территории в/г Селихоно Комсомольского муниципального района.
В порядке ст.51 АПК к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ края).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Финансовое управление, не согласившись с решением суда, обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец является бюджетным учреждением и финансируется в порядке ст. 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, возмещение расходов муниципальным образованием не производится.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ просит судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации поддержала апелляционную жалобу, настаивая на её удовлетворении.
Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ возражал против доводов заявителя, считая решение суда не подлежащим отмене либо изменению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, уведомлённого надлежащим образом, в соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей сторон.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва), функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного приказа истец в заявленный период осуществлял предоставление услуг теплоснабжения населению, проживающему на территории Советско-Гаванского района в ГП "Рабочий поселок Заветы Ильича".
Согласно требованиям п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией. Постановлением от 20.11.2017 N 33/23 Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края установил тариф на тепловую энергию для потребителей истца на период с 2017-2020 гг., в частности в период 2019 год 4361,79 руб./Гкал (без учета НДС).
Между тем, при начислении гражданам, проживающим на территории в/г Селихино, платы за потребленные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения за спорный период истец использовал тариф 2286,74 руб./Гкал без учета НДС, установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.10.2018 N 85 с учетом постановления N 61 от 29.07.2019.
В целях возмещения недополученных доходов от применения регулируемых тарифов (цен) на услуги теплоснабжения, оказываемые истцом населению, проживающему в в/г Селихино, в течение 2019 года в адрес ответчика направлялись расчеты субвенции на возмещение истцу убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению по фактически отпущенным объемам (перечислены в дополнениях к исковому заявлению). Также истцом в адрес ответчика направлялись сведения об объемах теплопотребления по форме 22-ЖКХ (по электронной почте с подтверждением получения).
В связи с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, проживающего на территории ГП "Рабочий поселок Заветы Ильича", истец недополучил доходы за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 23 342 192 руб. 85 коп.
В адрес ответчика направлена претензия о необходимости погашения сумм задолженности от 03.06.2020 N 370/У/4/4/2986, ответ на которую не был получен.
Претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222).
Согласно статье 3 указанного закона возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в законе Хабаровского края от 31.10.2007 N 150.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр.
Согласно пункту 1 Постановления N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 2.1. Порядка предусмотрено, что органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Порядка, представляется в министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядка.
В силу пункта 2.2. Порядка перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка субвенции предоставляются министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края.
Согласно пункту 2.4 Порядка по итогам расчета за предыдущий год между министерством и органом местного самоуправления составляется акт сверки.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно разделу 2 Порядка, утвержденного Постановлением N 35-пр, расчет плановой суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, применяемого при формировании краевого бюджета; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; отапливаемую площадь жилого фонда по состоянию на 01 января текущего года; норматива потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края. Расчет плановой суммы возмещения на тепловую энергию, поставляемую на горячее водоснабжение, производится по формуле, исходя из прогнозного экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию; предельного максимального тарифа на тепловую энергию для населения; численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения по состоянию на 01 января текущего года; норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, утвержденного нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края.
Из материалов дела следует, что во исполнение целей, установленных уставом истца и пунктом 3 приказа от 02.03.2017 N 155, истцом в спорный период поставлена тепловая энергия потребителям на территории в/г Селихино по тарифу, установленному Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.11.2017 N 33/23, который превышает предельно максимальный тариф для населения, установленный Постановлениями Губернатора Хабаровского края.
С учётом положений пунктов 2.1.1, 3.1.1 Порядка возмещения убытков установлено, что общий объём убытков от применения тарифов составил 23 342192уб. 85 коп.
В дело истцом представлены сведения о начислении по лицевым счетам с учётом площадей помещений, количества проживающих и установленных нормативов теплопотребления.
При этом, из материалов дела следует, что из регионального бюджета денежные средства муниципальному образованию, согласно утверждённому порядку, доводились в необходимом объёме. Сумма перечисленных межбюджетных трансфертов на 2019 год составила 133 358 400 руб., 100% от сумм, запланированных в краевом бюджете с учётом сведений, представленных муниципальным образованием. Из них 11 028 999 руб. 72 коп. выпадающих доходов перечислено истцу в счёт погашения взысканной задолженности за более ранний период.
Мотивированных возражений относительно объёмов оказанных услуг материалы дела не содержат. При рассмотрении спора в суде первой инстанции, как и в апелляционном суде, ответчик обоснованный контррасчет по объёмам тепловой энергии в дело не предоставлял.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчик, согласно установленным обстоятельствам и с учётом положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является обязанным лицом по доведению средств конечному получателю - истцу в рамках настоящего спора, полученных в целях исполнения обязательств по вопросам совместного ведения, и является надлежащим ответчиком по заявленному иску.
Подлежат отклонению доводы о том, что иск предъявлен бюджетным учреждением, которому не могут быть предоставлены субсидии в силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положения указанной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимы, поскольку предметом спора является взыскание убытков, связанных с возмещением потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, правовая природа которых федеральным законодательством о теплоснабжении не определена. Исходя из действующих норм права, регламентирующих порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию, право ресурсоснабжающей организации на компенсацию своих потерь, вызванных межтарифной разницей, не зависит от организационно-правовой формы организации, оказывающей услуги по теплоснабжению
Ввиду изложенного, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.10.2020 по делу N А73-11168/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11168/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России
Ответчик: Финансовое управление Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края