город Томск |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А27-13149/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косачевой О.С., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (07АП-11354/2020) на решение от 07.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13149/2020 по иску муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (Кемеровская область, город Калтан, ОГРН 1024201857195, ИНН 4248001906)
к индивидуальному предпринимателю - Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мартынюку Александру Николаевичу (ОГРНИП 317420500024282, ИНН 424800009204) о взыскании задолженности по договору аренды от 27.08.2010 N 3730 за период с 10.07.2016 по 12.05.2020 в размере 313 015,80 руб., пени за период с 10.03.2012 по 12.05.2020 в размере 63 263,86 руб., всего 376 279,66 руб.,
без участия представителей сторон (надлежаще извещены);
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к индивидуальному предпринимателю - Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мартынюку Александру Николаевичу (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды от 27.08.2010 N 3730 за период с 10.07.2016 по 12.05.2020 в размере 313 015,80 руб., пени за период с 10.03.2012 по 12.05.2020 в размере 63 263,86 руб., всего 376 279,66 руб.
Решением от 07.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично: с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мартынюка Александра Николаевича в пользу муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" взыскана задолженность по договору аренды земельного участка от 27.08.2010 N 3730 за период с 03.05.2017 по 12.05.2020 в размере 43 333,31 руб., пени за период с 03.05.2017 по 12.05.2020 в размере 5 573,64 руб., всего 48 906,95 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, указывая на то, что Управлением не допущено нарушение в сфере Закона о защите конкуренции.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не поступал.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем Мартынюком Александром Николаевичем (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 27.08.2010 N 3730 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктом с кадастровым номером 42:37:0101002:42, находящимся по адресу (имеющем адресные ориентиры): Кемеровская область, город Калтан, ул. Малышевская, дом 6а (далее - участок), для использования в целях: под зданием гаража, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью, площадью 2450 м2 (далее - договор). На участке имеется здание гаража (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 2.3 договора, стороны установили, что условия настоящего договора применяются к их отношениям, возникшим с 27.08.2010.
В соответствии с пунктом 3.1 договора, размер арендной платы за земельный участок определяется протоколом расчета арендной платы, являющимся неотъемлемой частью договора (приложение N 1).
Согласно пункту 3.2 договора, арендная плата вносится Арендатором ежемесячно в срок до 10-го числа текущего месяца путем перечисления на счет УФК по Кемеровской области.
Изменение размера арендной платы производится Арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия законов и иных актов уполномоченных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, устанавливающих или изменяющих порядок расчета и (или) размер арендной платы и (или) земельного налога с момента принятия указанных актов, либо с иной даты, с которой распространяет свое действие указанный акт (пункт 3.4 договора).
Неисполнение ответчиком обязанности по внесению арендных платежей за спорный период в порядке и сроки, установленные договором аренды от 27.08.2010 N 3730, явилось основанием обращения истца с настоящим иском в суд.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 606 ГК РФ установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
По правилам статьи 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Поскольку земельный участок относится к категории публичных земель, с учетом вышеприведенных правовых норм стоимость аренды земельного участка является в силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируемой ценой и подлежит применению независимо от порядка ее определения в договоре аренды.
Из пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, предусматривается необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым с 01.03.2015 размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяется на основании пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Судом первой инстанции установлено, что расчет арендной платы произведен в соответствии с пунктом 2.5 Постановления от 05.02.2010 N 47, на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле:
А = КС x Кв x Ку x Кк x Ки x Кп x Кпр, где: А - размер арендной платы; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Кв - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка; Ку - коэффициент, учитывающий особые условия использования земельного участка; Кк - коэффициент, учитывающий особые категории арендаторов; Ки - произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленных постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на каждый год, где КИ2010, КИ2011, КИ2012, КИN - коэффициенты, учитывающие уровень инфляции, установленные постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2010, 2011, 2012 и последующие годы. При определении размера годовой арендной платы за земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) применяются коэффициенты, учитывающие уровень инфляции, установленные постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2016, 2017 и последующие годы. При определении размера годовой арендной платы за земельный участок из земель населенных пунктов применяются коэффициенты, учитывающие уровень инфляции, установленные постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2017 и последующие годы;
Как следует из расчета арендной платы, истцом в формуле расчета арендной платы применяются следующие коэффициенты:
коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка, в размере 0,0855, на основании пункта 3.1.3. "Индивидуальных гаражей площадью свыше 100 кв. м"
Раздела 3 "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" за период с 04.07.2016 по 31.12.2018;
коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка, в размере 0,0162, на основании пункта 3.3. Земельные участки служебных гаражей и автостоянок служебного транспорта" Раздела 3 "Земельные участки, предназначенные для размещения
гаражей и автостоянок" за период с 01.01.2016 по 03.07.2016;
коэффициент перехода, предусмотренный пунктом 2.9 Постановления N 47 администрации Кемеровской области, в размере 1,76;
коэффициент инфляции в размере 1,1058 за период с 08.06.2017 по 31.12.2017, в размере 1,1003 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018;
рыночная стоимость размера арендной платы - 73600 руб. в год за период 2019, 2020 года. По расчету истца задолженность ответчика за период договору аренды от 27.08.2010 N 3730 за период с 10.07.2016 по 12.05.2020 составила 313 015,80 руб., также истцом на основании п. 6.1 договора аренды начислены пени за период с 10.03.2012 по 12.05.2020 в размере 63 263 руб., всего задолженность ответчика составила 376 279,66 руб.
Произведенные истцом расчеты суммы задолженности и пени судом первой инстанции проверены и суд признал позицию истца частично обоснованной, при этом исходя из следующих обстоятельств.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2018 N 81-АПГ18-13 признан недействующим с даты принятия настоящего определения подпункт 2.9.2 пункта 2.9 раздела 2 Порядка, в редакциях постановлений Коллегии администрации Кемеровской области от 05.06.2017 N 271 и от 27.11.2017 N 613.
Согласно абзацу второму статьи 13 ГК РФ в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, из определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2018 N 81-АПГ18-13 следует, что экономическое обоснование применения коэффициента перехода входящего в состав формулы определения годовой арендной платы отсутствует. Содержание представленного обоснования не позволяет сделать вывод о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Применение коэффициента перехода, предусмотренного пунктом 2.9.1 Постановления N 47 входящего в состав формулы определения годовой арендной платы и уменьшающего ее размер, также является экономически необоснованным и нарушающим экономически справедливый баланс интересов арендодателя и арендаторов земельных участков с учетом действующей кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, применение коэффициентов перехода в расчете арендной платы, предусмотренных пунктом 2.9 Постановления N 47, которые влекут как необоснованное увеличение арендной платы, так и ее уменьшение, противоречит принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Установив применение истцом в формуле расчета арендной платы применение коэффициента перехода, предусмотренный пунктом 2.9 Постановления N 47 администрации Кемеровской области, в размере 1,76, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанный коэффициент подлежит исключению из формулы расчета арендной платы.
Настаивая в апелляционной жалобе на применении расчета, основанного на отчете о рыночной стоимости земельного участка, истец ссылается на положения пункта 2.11 постановления N 47, согласно которым размер арендной платы при предоставлении в аренду земельных участков, в отношении которых проведена оценка рыночной стоимости арендной платы, устанавливается на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Однако подателем жалобы не принято во внимание, что с учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации установлен запрет принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий, к которым статьей 4 этого же закона относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 2.1 постановления N 47 размер арендной платы при использовании участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области в расчете на год определяется органами местного самоуправления одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночно обоснованного размера арендной платы, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Из приведенных выше норм права следует, что указанные положения постановления N 47, предусматривающие одновременное действие различных методик определения регулируемой арендной платы за публичные земли, приводящее к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, в зависимости от наличия либо отсутствия волеизъявления уполномоченных органов публично-правового образования на проведение оценки рыночной стоимости, свидетельствуют о создании дискриминационных условий и нарушают принцип запрета необоснованных предпочтений, что недопустимо в силу статьи 15 Закона о защите конкуренции и постановления N 582.
Из правовой позиции, изложенной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 9-АПГ17-25, следует, что не допускается различный порядок расчета размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, в зависимости от каких-либо обстоятельств. В рассматриваемом случае подобным обстоятельством является произвольное усмотрение органов местного самоуправления, в результате которого может быть проведена оценка рыночной стоимости арендной платы за землю.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости произведения расчета арендной платы за период 2019, 2020 года на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о необходимости применения при расчете арендной платы коэффициента, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства, попадающими под категории, установленные статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Кп = 0,97, поскольку ответчик включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.04.2017. Произведя расчет задолженности, с учетом ходатайства о применении срока исковой давности, а также без учета коэффициента перехода, коэффициента вида использования "0,0855", на основании кадастровой стоимости, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сумма задолженности ответчика за указанный период за период 05.05.2017 по 12.05.2020 составила 43 333,31 руб.
Произведя перерасчет пени с учетом задолженности суммы задолженности, ходатайства о применении срока исковой давности, а также с учетом исключения из формулы расчета арендной платы указанных выше коэффициентов, суд пришел к выводу, что за период с 11.05.2017 по 12.05.2020 ответчику подлежала начислению пеня в размере 5 573,64 руб.
Расчеты произведенные судом первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 07.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13149/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13149/2020
Истец: муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа"
Ответчик: Мартынюк Александр Николаевич