Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф05-7923/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А40-44275/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей О.Н. Лаптевой, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 октября 2020 года по делу N А40-44275/20, принятое судьей Жбанковой Ю.В., по иску МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Колов Е.Е. по доверенности от 25.11.2020
от ответчика: Ткачев И.О. по доверенности от 15.07.2020
УСТАНОВИЛ:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании неустойки в размере 3 246 273,31 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) был заключен государственный контракт N 257/7896/2947049 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок (далее - Услуги) для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 31.05.2018 г.
Цена Контракта составляет 5 200 000 000 руб., включая НДС (пункт 4.1 Контракта).
Согласно пункту 2.2 Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказать Услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2 Контракта срок оказания услуг по Контракту - с 1 марта 2018 г. по 31 мая 2018 г.
Согласно пункту 8.2 Контракта в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства по воинским грузовым перевозкам, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени).
Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
Услуги доставке грузов Исполнителем оказаны с просрочкой, что подтверждают: дорожная ведомость X 122630. Нормативный срок -Фактическая доставка - 5 мая 2018 г. Дорожная ведомость X 124774. Нормативный Фактическая доставка - 31 мая 2018 г. Дорожная ведомость X 124773. Нормативный Фактическая доставка - 31 мая 2018 г. Дорожная ведомость X 124772. Нормативный Фактическая доставка - 31 мая 2018 г. Дорожная ведомость X 124771. Нормативный Фактическая доставка - 31 мая 2018 г. Дорожная ведомость X 124770. Нормативный Фактическая доставка - 31 мая 2018 г. Дорожная ведомость X 124769. Нормативный Фактическая доставка - 31 мая 2018 г. Дорожная ведомость X 124758. Нормативный Фактическая доставка - 31 мая 2018 г. Дорожная ведомость X 124757. Нормативный Фактическая доставка - 31 мая 2018 г.
По состоянию на 30 апреля 2018 г. Исполнителем оказаны услуги на сумму 2 495 090 049,7 руб.
По состоянию на 21 мая 2018 г. Исполнителем оказаны услуги на сумму 3 358 162 149,19 руб.
По состоянию на 26 мая 2018 г. Исполнителем оказаны услуги на сумму 3 786 374 359,51 руб.
По состоянию на 30 мая 2018 г. Исполнителем оказаны услуги на сумму 4 673 305 223,48 руб.
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 5 мая 2018 г. - 7,25%.
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 26 мая 2018 г. - 7,25%.
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 30 мая 2018 г. - 7,25%.
Ключевая ставка ЦБ РФ по состоянию на 31 мая 2018 г. - 7,25%.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств в Приложении к исковому заявлению.
Исходя из вышеизложенного, общая сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту составляет 3 246 273,31 руб.
В соответствии с пунктом 9.4 Контракта Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия от 15 марта 2019 г. N 207/8/585, которая оставлена без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта обстоятельств.
Таким образом, Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрена специальная ответственность за нарушение срока доставки грузов или порожних вагонов железнодорожным транспортом.
Таким образом, к рассматриваемым отношения подлежат применению положения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В соответствии с п. 12.2 Контракта, срок оказания Услуг по контракту - с 01.03.2018 г. по 31.05.2019 г.
Акты оказания услуг подписаны без замечаний, следовательно, ответчик обеспечил и выполнил воинские грузовые железнодорожные перевозки и оказал прочие услуги для Минобороны России, качество и объем оказанных услуг соответствует требованиям Контракта.
Вместе с тем, по заявленным истцом накладным груз прибывал на станции назначения за период с 05.05.2018 г. по 31.05.2018 г., что подтверждено представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
Согласно статье 125 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
В соответствии с п. 53 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. N 30 иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков. Статьей 123 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что сроки предъявления претензии к перевозчикам в отношении просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа исчисляются со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа. Событием, послужившим основанием для обращения Минобороны России с настоящим иском, явилась просрочка доставки грузов, а не направление претензии в адрес ответчика.
В соответствии с частью 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке, течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры.
Согласно статье 124 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии. Это означает, что законом предусмотрен срок рассмотрения перевозчиком претензии - 30 дней.
Таким образом, учитывая положения статьи 124 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и части 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней.
Истцом были направлена претензия от 15 марта 2019 г. N 207/8/585. Исковое заявление подано в суд 06.03.2020 г., то есть, за пределами срока исковой давности, предусмотренного статьей 797 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 125 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
По аналогичным искам Минобороны к ОАО "РЖД" о взыскании неустойки по государственному контракту суды пришли к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям ст. 97 УЖТ РФ.
Верховный Суд Российской Федерации, суд кассационной, апелляционной и первой инстанций по аналогичным спорам между ОАО "РЖД" и Минобороны согласились с доводами ОАО "РЖД", что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы УЖТ РФ, предусматривающие специальную ответственность за нарушение срока доставки грузов или порожних вагонов железнодорожным транспортом.
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2019 по делу N А40-2675/18 (иск Минобороны к ОАО "РЖД" о взыскании 13 276 176,43 руб., неустойки за нарушение срока доставки груз по государственному контракту) установлено следующее (абз. 2-3 стр. 2):
"суды правомерно руководствовались судебной практикой рассмотрения контрактных споров, признающей приоритет за специальным законодательством, в данном случае - регулирующим правоотношения по перевозке - статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Указание заявителя на соответствие представленного им расчета утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 Правилам неосновательно, поскольку они устанавливают порядок определения размера санкции, начисляемой за ненадлежащее исполнение сторонами предусмотренных, контрактом обязательств, за исключением просрочки исполнения, явившейся основанием для предъявления требования о взыскании неустойки по рассматриваемому делу".
Рассматривая данное дело в качестве суда первой инстанции, в решении от 07.02.2019 высказана аналогичной Верховному Суду Российской Федерации позицию (абз. 6-7 стр. 3):
"В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого цорожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Таким образом, Уставом железнодорожного транспорта РФ предусмотрена специальная ответственность за нарушение срока доставки грузов или порожних вагонов железнодорожным транспортом".
По заявленной истцом накладным грузы прибыли на станцию назначения с 05.05.2018 по 31.05.2018, что подтверждается железнодорожными накладными и не оспаривается истцом.
Срок исковой давности последовательно истекал - 31.05.2019. С учетом срока на разрешение спора во внесудебном порядке - 30 дней, срок исковой давности истек 01.07.2019 (ст.196 ГК РФ).
Исковое заявление подано в Арбитражный суд города Москвы 06.03.2020, то есть свыше 9 месяцев после истечения срока исковой давности.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2020 года по делу N А40-44275/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44275/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7923/2021
19.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68490/20
13.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44275/20
13.03.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44275/20