г. Москва |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А40-140979/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЦЭТ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 г. по делу N А40-140979/20
по заявлению: ООО "Газпром экспорт"
к Центральной энергетической таможне о признании незаконным и отмене решения
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром экспорт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - ответчик, Заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным решения Центральной энергетической таможни от 13.05.2020 года о корректировке полной таможенной декларации на товары N 10006032/191218/0002008.
Решением от 13.10.2020 Арбитражный суд г. Москвы заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судом решением, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Представитель сторон в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, 13 мая 2020 года Центральной энергетической таможней было принято Решение о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/191218/0002008 (далее - Решение ЦЭТ от 13.05.2020 о корректировке ПВД N 10006032/191218/0002008), в соответствие с которым были скорректированы графа 47 и графа В полной таможенной декларации N 10006032/191218/0002008.
В результате принятия решения от 13.05.2020 года о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/191218/0002008 Центральной энергетической таможней были доначислены Обществу пени в размере 16 321 143,70 рублей РФ.
Не согласившись с оспариваемым решением таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере 3 предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как верно установлено судом первой инстанции, на момент принятия таможенным органом оспариваемого Решения от 13.05.2020 года о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/191218/0002008 подлежали применению нормы Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), вступившего в законную силу с 04.09.2018 года, а также "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс), вступившего в законную силу с 01.01.2018 года.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 289-ФЗ отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Следовательно к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ТК ЕАЭС и ФЗ N 289-ФЗ (с учетом переходных положений по части 5 статьи 397 и части 8 статьи 398 ФЗ N 289-ФЗ, предусматривающих применение норм Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в ред. от 28.12.2017 года (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) в соответствующей части).
Как усматривается из материалов дела, ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном статьями 102, 204 Федерального закона N 289-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В рамках внешнеэкономического Контракта от 08.11.1996 года (далее - Контракт), заключенного между ООО "Газпром экспорт" и компанией "Eni S.p.a" (ранее - SNAP S.p.a, Покупатель), в ноябре 2018 года Общество осуществило поставку на экспорт в Италию природного газа в объеме 631 848 901 метров кубических.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была начата Обществом 22 октября 2018 года путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/221018/0001692 (далее - ВТД) на планируемую поставку природного газа в ноябре 2018 года, в том числе, по Контракту.
Временная таможенная декларация была зарегистрирована таможенным органом 22 октября 2018 года, таможенные платежи были своевременно и в полном объеме уплачены Обществом. Товар в рамках вышеуказанной таможенной декларации был выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп ЦЭТ "Выпуск разрешен".
По результатам завершения поставки природного газа в рамках Контракта в ноябре 2018 года, в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, Общество представило в ЦЭТ полную таможенную декларацию N 10006032/191218/0002008 (далее - ПВД).
ПВД была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 19.12.2018 года.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины по первому методу определения таможенной стоимости в рамках рассматриваемой ПВД, Обществом была использована стоимость сделки.
В последующем, в связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа была пересмотрена в связи с односторонним заявлением Покупателя о реализации своего права, предусмотренного п. 2.5 Контракта, на применение условия о компенсационном (Make-Up) газе, Обществом было направлено в ЦЭТ Обращение от 06.02.2020 года о внесении изменений (дополнений) в ПВД N 10006032/191218/0002008 (далее - Обращение), Обществом была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/191218/0002008/01 (далее - КДТ1) к ПВД и доплачена таможенная пошлина в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки.
Обращение Общества было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/191218/0002008, что подтверждается отметками ЦЭТ от 06.03.2020 года в графе "D" измененной ПВД N 10006032/191218/0002008.
В дальнейшем таможенным органом было принято оспариваемое Решение ЦЭТ от 13.05.2020 года о корректировке ПВД N 10006032/191218/0002008 с отражением в ней сумм начисленных Обществу пеней в размере 16 321 143,70 рублей РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых и фактических оснований.
Часть 25 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ устанавливает, что вывозные таможенные пошлины подлежат уплате: 1) при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации) - до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в сумме, рассчитанной исходя из заявленных во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) количества и (или) условной таможенной стоимости вывозимых товаров на момент подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации); 2) при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) - одновременно с подачей полной декларации на товары (полной таможенной декларации) в сумме, рассчитанной исходя из фактически вывезенного количества товаров и (или) таможенной стоимости фактически вывезенных товаров, с учетом сумм вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Таким образом, декларант может быть признан нарушившим сроки уплаты вывозной таможенной пошлины в случае, если указанная в декларации стоимость сделки и рассчитанная на ее основе таможенная пошлина не соответствуют действительности, и/или в случае, если указанная в таможенной декларации таможенная пошлина не уплачена декларантом до или одновременно с подачей такой декларации.
Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации, расчет стоимости сделки по поставке спорной партии природного газа и уплата таможенной пошлины, основанной на вышеуказанной стоимости сделки, были осуществлены Обществом в полном соответствии с положениями Контракта и нормами действующего таможенного законодательства РФ.
Стоимость сделок по поставкам природного газа в рамках Контракта формируется, в том числе, с учетом обстоятельств исполнения Покупателем обязанности по отбору установленных Контрактом количеств природного газа.
Так, Контрактом предусматриваются: 1) Годовое контрактное количество (ГКК) - количество газа, имеющееся в наличии, подлежащее поставке и отбору в течение каждого контрактного года в соответствии с условиями Контракта (п. 2.1 Контракта); 2) Годовое минимальное количество (ГМК) - минимальное количество природного газа, которое Покупатель должен отобрать в течение каждого контрактного года поставки (п. 2.3 Контракта).
Таким образом, ГКК определяет общий объём природного газа, который должен быть поставлен в конкретном году, а ГМК определяет минимальное количество газа, которое Покупатель обязан принять и оплатить в конкретном году поставки.
В случае, если Покупатель не сможет отобрать в течение любого контрактного года требуемое ГМК в соответствии с пунктом 2.3 Контракта, Покупатель должен оплатить каждый кубический метр газа, не отобранный в рамках указанных ГМК по цене равной 40% от среднеарифметического значения контрактных цен, действующих в течение 12 месяцев указанного контрактного года (п. 2.4 Контракта).
Газ, частично оплаченный, но не отобранный в соответствии с Контрактом (Компенсационный газ), может быть отобран по выбору Покупателя в любой из 10 последовательных контрактных лет сверх ГМК такого контрактного года и оплачен по цене, равной 60% от среднеарифметического значения контрактных цен, действующих в течение 12 месяцев контрактного года, в котором указанные количества газа будут отобраны (Компенсационный газ) (Make-Up газ в соответствии с п. 2.5 Контракта).
Из вышеуказанных положений Контракта следует, что: а) в случае неотбора ГМК Покупатель обязан оплатить их стоимость в размере 40% от среднеарифметического значения месячных контрактных цен, действующих в течение 12 месяцев контрактного года, в котором произошёл такой неотбор газа; б) в любом последующем году поставки, после отбора ГМК такого года поставки, Покупатель вправе в любой момент в одностороннем порядке заявить о применении к количествам газа, превышающим ГМК, условия о компенсационном (Make-Up) газе.
В таком случае Продавец обязан пересчитать стоимость поставленных сверх ГМК объёмов газа следующим образом: - учесть Минимальный платеж в размере 40%, оплаченный Покупателем в году, в котором ранее произошёл неотбор ГМК, и - рассчитать стоимость оставшихся 60% цены природного газа, отобранного Покупателем сверх ГМК, в соответствии со среднеарифметическим значением контрактных цен, действующих в течение 12 месяцев года, в котором Покупатель заявил о применении условия о компенсационном (Make-Up) газе.
По результатам завершения поставки природного газа в рамках Контракта в ноябре 2018 года в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, Общество представило в ЦЭТ ПВД N 10006032/191218/0002008.
ПВД N 10006032/191218/0002008 была заполнена ООО "Газпром экспорт" в 6 соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 года N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", на основании документов, сопровождавших подачу декларации на товары и в соответствии с договорными условиями внешнеторгового контракта.
Руководствуясь положениями Контракта, по итогам завершения рассматриваемой поставки природного газа в ноябре 2018 года, в целях получения от Покупателя оплаты за полученный природный газ, 06.12.2018 года Обществом был выставлен счет N 3000292025/1200149897 на оплату вышеуказанной партии природного газа на сумму 206 823 309,00 долларов США.
Учитывая, что определенная Обществом стоимость сделки полностью соответствовала подлежащим применению в тот момент условиям заключенного Сторонами Контракта, вышеуказанный счет был полностью оплачен Покупателем товара.
Вышеуказанная стоимость сделки по поставке спорных объемов природного газа была заявлена Обществом в ПВД N 10006032/191218/0002008, что подтверждается графами 22 и 42 ПВД.
С учетом подлежащего применению курса доллара США - 65,8140 рублей РФ за один доллар США (графа 23 ПВД), таможенная стоимость рассматриваемого товара, определенная в соответствии со стоимостью сделки и являющаяся основой для расчета таможенной пошлины, составила 13 611 869 258,53 рублей РФ (графы 12,45 и 47 ПВД).
В графе 47 ПВД Общество отразило расчет уплаченной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости рассматриваемой партии природного газа, которая составила 4 083 560 777,56 рублей РФ.
Вышеуказанная сумма таможенной пошлины была своевременно и в полном объеме уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе, штамп таможенного органа "Выпуск разрешен", в графе "С" ПВД.
Вместе с тем, после оплаты поставленного газа и проведения всех необходимых формальных процедур, включая таможенное оформление, Покупатель Письмом от 18.03.2019 года уведомил Общество о реализации своего права, предусмотренного пунктом 2.5 Контракта, и указал на необходимость считать природный газ в количестве 4 844 905 625 кВт/ч, отобранный им в ноябре 2018 года, в качестве компенсационного ("Make-up") газа, оплаченного в рамках условий Контракта, но фактически неотобранного Покупателем в 2012 году.
В качестве оснований для реализации такого права, Покупателем были указаны факты отбора Покупателем в течение 2018 года объемов природного газа сверх ГМК.
Во исполнение положений Контракта ООО "Газпром экспорт" было вынуждено пересчитать стоимость поставленного природного газа в ноябре 2018 года, исходя из условий одностороннего распоряжения Покупателя.
При этом в соответствии с условиями Контракта итоговая стоимость поставки в ноябре 2018 года формировалась из трех частей: 1) 40% стоимости компенсационного газа составили платежи в сумме 80 354 756,48 долларов США, внесённые Покупателем за неотобранные ГМК в 2012 году; 2) 60% стоимости компенсационного газа в сумме 79 354 599,56 долларов США были рассчитаны с учётом среднеарифметической стоимости природного газа за 12 месяцев 2018 года (года, в отношении которого Покупателем было заявлено о применении условия о компенсационном ("Make-Up") газе в соответствии с Письмом Покупателя от 18.03.2019 года), 3) стоимость обычного газа, отобранного Покупателем в ноябре 2018 года, которая составила сумму в размере 56 488 977,63 долларов США.
Ретроактивное одностороннее применение Покупателем к поставке природного газа в ноябре 2018 года условия о компенсационном ("Make-Up") газе, оплаченном, но неотобранном Покупателем в 2012 году, является правом Покупателя, которым он воспользовался в одностороннем порядке, что привело к увеличению стоимости рассматриваемой поставки природного газа на сумму, составляющую 9 375 024,67 долларов США.
Учитывая, что односторонняя реализация Покупателем предусмотренного Контрактом права на отбор оплаченного ранее газа, автоматически привела к изменению стоимости поставленной и уже задекларированной партии газа, (т.е. стоимость рассматриваемой партии природного газа составила 216 198 333,67 долларов США (80 354 756,48 + 79 354 599,56 + 56 488 977,63)), ООО "Газпром экспорт" было направлено в ЦЭТ Обращение от 06.02.2020 года о внесении изменений в ПВД N 10006032/191218/0002008 и оформлена соответствующая корректировка к ПВД N 10006032/191218/0002008.
Измененная стоимость сделки по поставке рассматриваемых объемов природного газа была заявлена Обществом в графах 22 и 42 корректировки к ПВД. С учетом подлежащего применению курса доллара США - 65,8140 рублей РФ за один доллар США (графа 23 ПВД), таможенная стоимость рассматриваемого товара, определенная в соответствии со стоимостью сделки и являющаяся основой для расчета таможенной пошлины, составила 14 228 877 132,16 рублей РФ (графы 12,45 и 47 корректировки к ПВД).
В графе 47 корректировки к ПВД N 10006032/191218/0002008 Общество отразило расчет уплаченной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости рассматриваемой партии природного газа, которая составила 4 268 663 139,65 рублей РФ. Сумма таможенной пошлины, подлежащая доплате в размере 185 102 362,09 рублей РФ, была своевременно и в полном объеме уплачена Обществом, о чем свидетельствуют, в том числе, отметки таможенного органа от 06.03.2020 "скорректированы графы 12,22,42,44,46,47, В, 54" в решении таможенного органа по итогам рассмотрения Обращения Общества от 06.02.2020 года о внесении изменений в ПВД N10006032/191218/0002008.
Таким образом, обращение Общества от 06.02.2020 года о внесении изменений в ПВД N 10006032/191218/0002008 было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/191218/0002008.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем и своевременном исполнении Обществом обязанности по уплате таможенной пошлины в соответствии с методом по стоимости сделки, как на этапе подачи ПВД N 10006032/191218/0002008, когда стоимость сделки составляла 206 823 309,00 долларов США, так и на этапе обращения Общества о внесении изменений в ПВД N 10006032/191218/0002008 по причине увеличения стоимости сделки до 216 198 333,67 долларов США в связи с реализацией Покупателем предусмотренного Контрактом права на отбор оплаченного в 2012 году, но фактически неотобранного Покупателем природного газа.
Также судом отмечено, что стоимость рассматриваемой сделки, являющаяся основой для расчета таможенной пошлины как на этапе оформления ВТД, так и ПВД и последующей корректировки такой ПВД, заявлялась Обществом в полном соответствии с установленной Сторонами Контракта стоимостью рассматриваемой сделки и полученными от Покупателя денежными средствами, на дату наступления каждого из вышеуказанных этапов таможенного оформления такой сделки.
При этом, установленная сторонами Контракта стоимость рассматриваемой сделки на каждом из этапов таможенного оформления такой сделки, не оспаривалась и была признана обоснованной непосредственно таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки был выпущен ЦЭТ, дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки ЦЭТ не проводилось, каких-либо требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки в рамках рассматриваемой поставки, таможенным органом не выставлялось.
При принятии решения судом учтено, что в соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Таким образом, основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
Пенями в силу части 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ, признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Федерального закона N 289-ФЗ.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пени принимается равной одной 300/60 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ.
Под таможенной пошлиной согласно подпункту 33 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, под налогом - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Учитывая, что налог и таможенная пошлина имеют одну правовую природу к спорным отношениям подлежит применению правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" (далее Постановление КС РФ "О федеральных органах налоговой полиции").
В пункте 3 Постановления КС РФ "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично - правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.
Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права. В пункте 5 Постановления КС РФ "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Позиция о том, что пени носит компенсационный характер как платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, также отражена и в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, пени являются правовосстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета РФ. Кроме того, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 29 Постановления Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что при определении наличия оснований для применения таможенными органами статьи 72 Федерального закона N289-ФЗ и начисления пеней по определенным данной нормой правилам судам необходимо учитывать, что нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, превышающих по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней, если иное не следует из представленных таможенным органом доказательств, в том числе сведений таможенного органа об использовании (возврате) авансовых и таможенных платежей за соответствующие периоды начисления пеней, информации об иных причитавшихся к уплате таможенных платежах, относящихся к этому же периоду.
Решения ЦЭТ от 13.05.2020 года о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/191218/0002008 было принято в связи с нарушением, по мнению ЦЭТ, Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 185 102 362,09 руб. в период с 19.12.2018 года по 06.03.2020 года.
Вместе с тем, при принятии Решения ЦЭТ от 13.05.2020 года о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/191218/0002008, таможенным органом не было учтено, что в течение всего вышеуказанного периода, за который Обществу начислены пени, в федеральном бюджете находились суммы авансовых платежей, а также излишне уплаченных таможенных платежей, превышающие сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению ЦЭТ, Общество нарушило.
Факт нахождения в федеральном бюджете авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей в период с 19.12.2018 года по 06.03.2020 года подтверждается представленными в материалы дела Отчетами ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и расчетами Общества к данным Отчетам ЦЭТ.
Таким образом, допущенные, по мнению ЦЭТ, нарушения Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 185 102 362,09 руб., при наличии факта нахождения в федеральном бюджете авансовых платежей, а также излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в вышеуказанных периодах и размерах не могли послужить основанием для начисления пени.
Учитывая, что вышеуказанные суммы авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных платежей превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений, и находились в федеральном бюджете на протяжении всего периода, за который Обществу начислены спорные пени, становится очевидным тот факт, что в рассматриваемом случае отсутствуют потери бюджета, требующие компенсации посредством взимания пеней.
Пунктом 4 статьи 57 ТК ЕАЭС установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени.
Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.
Частью 3 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2) части 16 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день: исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена.
Как следует из фактических обстоятельств дела и представленных Обществом доказательств, Общество подало 06.02.2020 года в таможенный орган Обращение о внесении изменений в сведения, заявленные в ПВД N 10006032/191218/0002008, с одновременной доплатой таможенной пошлины в сумме 185 102 362,09 руб.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В соответствии с частью 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Соответственно, в момент подачи Обществом формы корректировки КДТ1 к ПВД N 10006032/191218/0002008 вместе с Обращением от 06.02.2020 года, Общество распорядилось авансовыми платежами в счет уплаты таможенной пошлины в размере 185 102 362,09 руб., а, следовательно, исполнило обязанность по уплате таможенной пошлины.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, своевременное и надлежащее исполнение Обществом обязанности по уплате таможенных пошлин в ходе таможенного оформления спорной партии природного газа, а также наличие в бюджете РФ на протяжении всего периода, за который Обществу начислены пени, авансовых платежей, а также излишне уплаченных таможенных платежей, превышающих сумму таможенной пошлины, в отношении которой ЦЭТ вменяет Обществу нарушение сроков уплаты, следует, что обжалуемое решение ЦЭТ от 13.05.2020 года о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/191218/0002008 является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2020 г. по делу N А40-140979/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140979/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЭТ