19 января 2021 г. |
Дело N А84-2906/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 19.01.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Евдокимов И.В.,
Колупаева Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Грабищенко О.В.,
при участии:
представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Сакало Е.С., доверенность от 13.10.2020 N И-Д/639;
иные лица, участвующие в деле - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Коллективного сельскохозяйственного предприятия "Агрофирма "Красный Октябрь" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.10.2020 по делу N А84-2906/2018 (судья Смоляков А.Ю.)
по иску Коллективного сельскохозяйственного предприятия "Агрофирма "Красный Октябрь"
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
при участии третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Совета Орлиновского муниципального округа, Местной администрации Орлиновского муниципального округа города Севастополя, Правительства Севастополя, Государственного казенного учреждения города Севастополя "Севастопольское лесничество", Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, PELURIA LIMITED (регистрационный номер 06445789 13 JOHN PRINCES STREET 2ND FLOOR LONDON W1G 0JR), TECHLAND EXPERTS LIMITED (регистрационный номер HE235116 9 Z. Kitieos, Flat 3, Strovolos, Nicosia CYPRUS 2406), NEWKORP MANAGEMENT LTD (регистрационный номер 06723175 2ND FLOOR, 13 JOHN PRINCE'S STREET, LONDON W1G 0JR), GALEON FINANCE LIMITED (регистрационный номер 2205315, юридический адрес: G/GT Групп Лимитед, Левел 5, Квин Стрит 369, Окленд), KOWALIND LTD, регистрационный номер 258639, юридический адрес: Кимонос 43 А, 3095 Лимасол, Республика Кипр),
о признании права и истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Агрофирма "Красный Октябрь" (далее - истец, КСП "Агрофирма "Красный Октябрь", Агрофирма, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ответчик, ДИЗО, Департамент) согласно которому, с учетом ходатайства об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (т.7 л.д.28-30), просит восстановить положение, существовавшее до нарушения права, и пресечь действия нарушающие права КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" на земельный участок, предоставленный для товарного сельскохозяйственного производства на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 11.03.1999, серии IIКМ N 005572, зарегистрированного в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под N 808, а именно:
- истребовать из незаконного владения субъекта города федерального значения Севастополя земельный участок, предоставленный для товарного сельскохозяйственного производства КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 11.03.1999, серии IIКМ N 005572, зарегистрированного в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под N 808 и признать право на указанный участок за истцом до 01.01.2023;
- признать действующим государственный акт на право постоянного пользования землей от 11.03.1999, серии II-КМ N 005572, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под N 808 на земельный участок площадью 1773,7 га, расположенном в селе Орлиное города Севастополя сроком до исполнения истцом обязанности по переоформлению данного права на право аренды, но не позднее чем до 01.01.2023;
- признать право истца на переоформление права постоянного пользования на земельный участок в силу наличия на дату вхождения Севастополя в состав Российской Федерации у истца действующего государственного акта на право постоянного пользования землей от 11.03.1999, серии II-КМ N 005572 на право аренды в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства города Севастополя в срок до 01.01.2023.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца частично.
Предприниматель полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы как материального, так и процессуального права, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене ввиду следующего. По мнению апеллянта, вывод суда первой инстанции о том, что соответствующие нормы закона устанавливают (продлевают) сроки переоформления прав, а не порождают их у лиц, исходные (подлежащие переоформлению) права которых прекращены вследствие не реализации в установленные законом сроки, является несостоятельным, поскольку в условиях продления предельных сроков переоформления прав на земельные участки, ранее предоставленных по законодательству Украины, суду необходимо было руководствоваться новым правовым регулированием, то есть исходить из того, что права, переданные ранее по законодательству Украины, сохраняются с учетом предельного срока их переоформления.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 апелляционная жалоба Предприятия принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебное разбирательство назначено на 12.01.2021.
В судебное заседание 12.01.2021 явился представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе, путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предприятие было создано в соответствии с законодательством Украины, в соответствии с выпиской из государственного реестра Украины местонахождение КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" (идентификационный код 00850106) - г. Киев, ул. Хорива, д. 4.
Согласно Уставу КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" Предприятие является добровольным объединением граждан для совместного производства сельскохозяйственной и другой продукции (пункт 1.1.), осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Украины "О коллективном сельскохозяйственном предприятии", "О собственности", "О предпринимательстве", земельным и водными кодексами и другими законами Республики, касающимися хозяйственной деятельности и Устава предприятия (пункт 1.3); имущество предприятия, в том числе земля, принадлежит на правах общей паевой собственности его членам, предприятию - на правах полного хозяйственного ведения (пункт 4.1), земли предприятию принадлежат на правах коллективной собственности, утверждённых государственным актом (пункт 6.1).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации 65-р от 16.01.1998 КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" передано в коллективную собственность для ведения товарного сельскохозяйственного производства 3244,4 га земель, в том числе, по угодьям, согласно пункту 1 приложения, на территории КСХП "Красный Октябрь" созданы резервный фонд общей площадью 603,9 га, земельный запас общей площадью 258,7 га, переведены из земель сельскохозяйственного назначения в земли водного фонда земельные участки общей площадью 177,4 га, в состав земель населённых пунктов - 330,4 га.
Согласно приложения к указанному распоряжению "Экспликация перераспределения земель КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" при выдаче Государственного акта на право коллективной собственности": коллективная форма собственности - 3244,4 га, в т.ч. в населённых пунктах 19,8 га, государственная / в постоянном пользовании / - 1773,7 га, в том числе земли лесного фонда 992,4 га, земли водного фонда 177,4 га, земли резервного фонда 603,9 га.
КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" выдан государственный акт КМ N 0000007 на право коллективной собственности на землю, площадью 3244,44 га (земли сельскохозяйственного назначения) от 12.02.1998; план внешних границ земельных участков, переданных в коллективную собственность.
Так же КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" выдан государственный акт II-КМ N 005572 на право постоянного пользования землёй, площадью 1773,7 га; план внешних границ землепользования. Указанный акт выдан предприятию в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины. Данным актом предприятию предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 1773,7 га в селе Орлиное для товарного сельскохозяйственного производства.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" установлено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности, все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополь
В части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" установлено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности, все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
В соответствии с пунктом первым статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.
Подпунктом первым пункта первого статьи 39.1, пунктом первым статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Предприятие является иностранным юридическим лицом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ установлено, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Согласно частям 1, 4 статьи 3 Закона города Севастополя N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки в аренду или приобрести земельные участки в собственность.
В случае, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
21.12.2015 принято постановление Правительства Севастополя N 1250-ПП "Об утверждении Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года".
29.11.2016 с целью досудебного урегулирования спора Департаментом в адрес КСП "Красный Октябрь" направлена претензия о возврате земельного участка в 30-дневный срок, которая получена ответчиком 08.12.2016.
Как усматривается из материалов дела Предприятие не осуществило действий, направленных на переоформление права постоянного пользования на право аренды земельного участка, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Севастополя N 1250-ПП.
Впоследствии вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.05.2017 по делу N А84-392/2017 признано отсутствующим право постоянного пользования Предприятия на земельный участок площадью 1773,7 га, предоставленный в постоянное пользование для товарного сельскохозяйственного производства на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 11.03.1999 серии II-КМ N 005572, зарегистрированного в Книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей под N 808; данный акт признан недействующим.
Определяя предельный срок для осуществления действий по переоформлению иностранными лицами права аренды на земельные участки, переданные до вступления в силу Федерального конституционного Закона, суды исходили из даты 01.01.2017.
Указанная дата определена согласно установленному предельному сроку переоформления вещных прав в соответствии с Законом города Севастополя от 25 июля 2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в редакции, действовавшей на дату вынесения судебных актов.
Впоследствии 26.12.2017 в Закон города Севастополя N 46-ЗС от 25.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" внесены изменения, в соответствии с которыми ранее установленная законом предельная дата для исполнения обязанности иностранных лиц по переоформлению прав в соответствии с российским законодательством (до 01.01.2017) заменена на новую дату - до 01.01.2019.
22.06.2019 вступил в силу Закон города Севастополя от 11.06.2019 N 512-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят 04.06.2019, подписан 11.06.2019), в соответствии с которым ранее установленная законом предельная дата для исполнения обязанности иностранных лиц по переоформлению прав в соответствии с российским законодательством (до 01.01.2019) заменена на новую дату - до 01.01.2023.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона города Севастополя "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" N 46-ЗС до 1 января 2023 года юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки в аренду или приобрести земельные участки в собственность. В случае, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан и иностранных юридических лиц, и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда прекращено право предприятия на земельный участок, предоставленный по государственному акту на право постоянного пользования землей от 11.03.1999 серии II-КМ N 005572 вследствие не реализации права на переоформление правоотношений в установленный законом срок.
После вступления судебных актов в законную силу сроки переоформления прав, ранее возникших по законодательству Украины, продлены на законодательном уровне до 01.01.2023.
Считая, что вследствие продления сроков переоформления прав на земельный участок после их прекращения у предприятия имеется законное право переоформить свои права на земельный участок в установленном порядке, истец обратился в суд с иском к Департаменту.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В силу положений статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 2).
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, участвующих в деле, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Данный конституционный принцип неприкосновенности права собственности нашел свое закрепление в статье 209 ГК РФ, согласно которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 116 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти, или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых Земельным кодексом, или по результатам аукциона. 13
Согласно пункту 15 Переходных положений Земельного кодекса Украины до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 01.01.2016, не допускается купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд.
Купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами "а" и "б" этого пункта, внедряется при условии вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2016 года, в порядке, определенном настоящим Законом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и тем самым восстановить свое нарушенное право собственника предусмотрено статьей 301 ГК РФ.
Под виндикационным иском понимается внедоговорное требование не владеющего собственника (титульного владельца) к фактическому владельцу имущества о возврате индивидуально-определенной вещи в натуре.
В рамках виндикационного иска истцу необходимо подтвердить право собственности на спорное имущество. Такой способ не может быть признан надлежащим, если спорным является вопрос о принадлежности лицу на праве собственности объекта.
Лицом, которое вправе предъявить виндикационный иск, является, по общему правилу, собственник вещи (статья 301 ГК РФ). Это право принадлежит также в силу статьи 305 ГК РФ лицу, не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на вещном праве либо по иному основанию, установленному законом или договором. При этом защите с помощью виндикационного иска подлежат права именно владельца, а не пользователя. В порядке виндикации подлежит защите не фактическое, а титульное владение. Бремя доказывания титула лежит на собственнике (ином титульном владельце).
В соответствии со статьей 301 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Обоснованность виндикационного иска должна подтверждаться документами, доказывающими право собственности истца на спорный объект, обладающий индивидуально-определенными признаками, незаконность владения ответчиком этим имуществом и наличие истребуемого имущества у ответчика.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 32, 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий.
По смыслу названых положений, незаконный владелец - это лицо, владеющее вещью против воли собственника, в отличие от законного владельца, который владеет вещью по воле собственника.
Кроме того, законное владение, в отличие от незаконного, основано на том или ином праве на имущество. Как правило, законное владение имеет источник в действительном договоре с собственником, то есть осуществляется по воле собственника.
Законное владение прекращается не с утратой фактического владения, а с прекращением того права, которое было получено от собственника.
Таким образом, по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность определенных обстоятельств, в том числе незаконность владения этим имуществом конкретным лицом (лицами).
Вместе с тем, исходя из принципа доказывания в исках о виндикации, первоначально необходимо установить наличие у истца соответствующего права на имущество, которое последний намеревается истребовать, а уже после этого выяснить вопрос относительно законности оснований нахождения этого имущества у ответчика.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ в данном конкретном случае ни одна из сторон спора не должна самоустраняться в вопросе доказывания наличия либо отсутствия факта незаконного владения спорным имуществом ответчиком, а также наличия либо отсутствия права у истца на указанное имущество.
Вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по делу N А84-2745/2016 удовлетворены вещно-правовые требования Правительства Севастополя в отношении, в том числе, земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:033001:216, 91:01:030001:53, 91:01:030001:57, 91:01:029001:283, 91:01:030001:58, 91:01:033001:219, 91:01:029001:291, 91:01:030001:62, 91:01:030001:51, 1:029001:292, 91:01:034001:114, 91:01:028001:79, 91:01:032001:367, 91:01:032001:374, 91:01:030001:61, 91:01:031001:171, 91:01:029001:282, 91:01:030001:60, 91:01:031001:173, 91:01:029001:294, 91:01:030001:54, 91:01:034001:113, 91:01:034001:96, 91:01:030001:56, 91:01:030001:63, 91:01:029001:287, 91:01:035001:196, 91:01:034001:119, 91:01:034001:115, 91:01:034001:111, 91:01:034001:91, 91:01:034001:99, 91:01:034001:117, 91:01:034001:116, 91:01:034001:93, 91:01:034001:110, 91:01:033001:224, 91:01:028001:77, 91:01:035001:198, 91:01:035001:188, 91:01:035001:191, 91:01:035001:197, 91:01:033001:217, 91:01:033001:221, переданных в собственность иностранных юридических лиц.
Как установлено указанными судебными актами, Предприятием фактически осуществлено несколько взаимосвязанных действий, объединённых общей целью совершения в обход закона сделки, направленной на распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, предоставленными КСП "Агрофирма "Красный Октябрь". Данные действия фактически направлены на вывод земель сельскохозяйственного назначения из-под специального регулирования и закрепление спорных земельных участков за иностранными юридическими лицами.
Таким образом, КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" отказался от принадлежащего ему права путём отчуждения имущества по ничтожной сделке третьим лицам.
КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" выразило волю на распоряжение принадлежащими предприятию земельными участками, имущество выбыло из владения КСП "Агрофирма "Красный Октябрь".
Так, поскольку судами установлено, что имущество выбыло из владения КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" по его воле, в том числе в результате длительного бездействия по защите собственных интересов после того как имущество выбыло из владения, длительного не приведения учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а также длительного не обращения в суд и пропуск сроков исковой давности - свидетельствуют о воле КСП "Агрофирма "Красный Октябрь", направленной на отчуждение спорных земельных участков.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 9 статьи 13 Закона N 52-ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ" юридические лица, которые имели место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя, которые до 01.03.2015 не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ, не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации и подлежат ликвидации.
В силу пункта 7 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, указанные организации не ликвидируются, но утрачивают право осуществлять свою хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации без приобретения статуса филиала или представительства иностранного юридического лица.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2016 N 310-ЭС16-15614.
КСП "Агрофирма "Красный Октябрь" создано и зарегистрировано в соответствии с законодательством Украины и в силу части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратилось с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 03.03.2015, в связи с чем, прекратило свою хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации в силу закона.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.04.2017 по делу N А84-88/2017, Предприятию отказано в удовлетворении заявления о признании юридического факта нахождения органа управления указанного предприятия на день вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, то есть на 18.03.2014, на территории г. Севастополя.
Филиал коллективного сельскохозяйственного предприятия "Агрофирма "Красный Октябрь" на территории Российской Федерации аккредитован лишь 19.02.2018 - то есть после совершения действий (и бездействия), направленных на незаконное отчуждение земельных участков, выделенных из земельного участка, предоставленного по государственному акту на право постоянного пользования землей от 11.03.1999 серии IIКМ N 005572, и прекращения прав на указанный земельный участок судебными актами арбитражного суда по делу N А84-392/2017.
Статус филиала иностранного юридического лица, без которого предприятие по определению не могло осуществлять деятельность на территории Российской Федерации, приобретен истцом лишь уже после введения нормы закона, продлившей сроки переоформления прав на землю.
Между тем, названная норма Закона устанавливает (продлевает) сроки переоформления прав, а не порождает их у лиц, исходные (подлежащие переоформлению) права которых прекращены вследствие (в том числе) не реализации в установленные законом сроки.
Таким образом, истец приобрел статус субъекта, который потенциально может претендовать на переоформление прав на земельный участок, лишь после прекращения этих прав вступившими в законную силу судебными актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Украины земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с обозначенными в отношении его правами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Из материалов дела следует, что из спорного участка выделены земельные участки, права на которые отчуждены иным лицам и владение истца в отношении данных участков не восстановлено. Данные обстоятельства истцом не оспариваются. Однако изложенное влечет также невозможность реализации прав истца на переоформление прав на весь исходный предоставленный по государственному акту от 11.03.1999 серии IIКМ N 005572 земельный участок площадью 1773,7 га.
В пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22) разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
С учетом изложенного, с иском о признании права собственности может обратиться только лицо, у которого спорное имущество находиться в фактическом владении.
При этом установленная судами утрата владения объектом прав исключает удовлетворение иска предприятия о признании права.
Кроме того, как указано в пункте 36 Постановление Пленума N 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Как верно отметил суд первой инстанции, прекращение права путем признания государственного акта недействующим препятствует удовлетворению виндикационного требования истца.
Оценивая иные, изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд установил, что ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу отсутствуют, в связи с чем доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Кроме того, обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судом первой инстанции норм процессуального права.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 октября 2020 года по делу N А84-2906/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу Коллективного сельскохозяйственного предприятия "Агрофирма "Красный Октябрь", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2906/2018
Истец: Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Агрофирма "Красный Октябрь"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Третье лицо: GALEON FINANCE LIMITED, KOWALIND LTD, NEWKORP MANAGEMENT LTD, PELURIA LIMITED, TECHLAND EXPERTS LIMITED, Государственное казенное учреждение Севастополя "Севастопольское лесничество", Местная администрация Орлиновского муниципального округа города Севастополя, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Совет Орлиновского муниципального округа, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА И КАДАСТРА СЕВАСТОПОЛЯ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1267/2021
19.01.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3138/20
07.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2906/18
15.07.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-585/2020
07.07.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-492/2020