г. Санкт-Петербург |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А56-130969/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Кузнецовой Н.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31320/2020) Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2020 г. по делу N А56-130969/2019, принятое
по заявлению Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
к Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании предписания от 06.11.2019 N 09-508П/ЛПО,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Рослесхоза (далее - ответчик, Департамент Рослесхоза) от 06.11.2019 N 09-508П/ЛПО "Об отмене актов лесопатологического обследования".
Решением суда от 24.07.2020 г. в удовлетворении требований Министерству отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.07.2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Департаментом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Департаментом на основании пункта 5 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1158 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Положение N1158), проведена документарная проверка достоверности сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованности мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований.
Предмет проверки явились Акты ЛПО N N 20 - 24 Сурского лесничества Архангельской области, утвержденные 21.10.2019.
В результате проверки Департамент пришел к выводу о том, что Акты ЛПО утверждены 21.10.2019 не уполномоченным органом в области лесных отношений Архангельской области, чем нарушены часть 3 статьи 60.6 Лесного кодекса РФ, пункт 54 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденного приказом Минприроды от 16.09.2019 N 480, п.п. "в" пункта 8 Положения N1158.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.11.2019 N 09/508А/ЛПО.
Министерству выдано предписание N 09-508П/ЛПО в срок до 08.11.2019 отменить вышеназванные Акты. Предписание исполнено, акты отменены и сняты с размещения на сайте.
Вместе с тем, полагая предписание Департамента незаконным, Министерство обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанц ии правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 N 92-пп, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений.
Согласно пункту 1 и подпункту 5.4.30(1) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), в том числе осуществляет контроль исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 4 обозначенного выше Положения установлено, что Рослесхоз осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, действующим на территории Северо-Западного федерального округа, и осуществляет контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений.
Министерству Департаментом по результатам проверки выдано предписание от 06.11.2019 N 09-508П/ЛПО об отмене актов лесопатологического обследования со ссылкой на нарушения части 3 статьи 60.6 ЛК РФ, пункта 54 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.09.2016 N480, подпункта "в" пункта 8 Положения N 1158.
Приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480 утвержден Порядок проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования (далее - Порядок проведения ЛПО).
Порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов (часть 1 статьи 60.6 ЛК РФ).
По результатам лесопатологического обследования составляется акт ЛПО, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Порядок проведения ЛПО, часть 3 статьи 60.6 ЛК РФ).
Пунктом 54 Порядка проведения ЛПО предусмотрено, что в течение 10-ти рабочих дней со дня поступления акта с приложениями уполномоченные органы рассматривают акт и при отсутствии замечаний утверждают его.
Порядок осуществления контроля за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий утвержден Положением N 1158.
В случае наличия оснований, предусмотренных Положением N 1158, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства направляют в уполномоченные органы предписания об отмене Актов обследований или о внесении в них изменений.
Из содержания пункта 3 статьи 60.6 ЛК РФ следует, что акт ЛПО утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 названного Кодекса.
Указом Губернатора Архангельской области от 06.09.2012 N 138-у утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства (далее - Типовое положение).
Согласно пункту 1 Типового положения территориальный орган Министерства является органом специальной компетенции, осуществляющим отдельные полномочия Министерства на подведомственной территории, определенной положением о конкретном территориальном органе и может иметь обособленные подразделения.
Положение о территориальном органе утверждается приказом министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и содержит:
- наименование территориального органа, определение территории, на которую распространяется его компетенция (подведомственной территории), перечень обособленных подразделений (при наличии) и иные общие положения о нем;
- полномочия территориального органа в пределах компетенции, предусмотренной разделом II Типового положения;
- порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителя территориального органа;
- полномочия министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и руководителя территориального органа по руководству деятельностью территориального органа.
Общее руководство деятельностью территориального органа осуществляет Министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (пункт 11 Типового положения).
В соответствии с пунктом 13 Типового положения территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке министром природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, полномочия которого закреплены пунктом 14 Типового положения.
Согласно Положению о территориальном органе Министерства - управление лесничествами, утвержденного приказом Министерства от 27.06.2016 года N 160, территориальный орган Министерства - управление лесничествами, является органом специальной компетенции, осуществляющим отдельные полномочия Министерства на подведомственной территории, в границах лесничеств Архангельской области (пункт 1).
Полномочия руководителя территориального органа Министерства - управление лесничествами закреплены пунктом 16 Положения названного территориального органа.
Распоряжением Министерства от 06.04.2017 N 510р утвержден Порядок взаимодействия Министерства, территориального органа и государственных казенных учреждений Архангельской области при осуществлении Министерством полномочий в сфере своего ведения.
Пунктом 16.2 указанного Порядка за территориальным органом закреплена обязанность утверждать акты ЛПО.
Распоряжение от 21.10.2019 N 7-227 об утверждении актов ЛПО подписано и сами Акты ЛПО утверждены заместителем руководителя территориального органа Министерства - Управления лесничествами Карпогорского обособленного подразделения, который не наделен соответствующими полномочиями на утверждение актов ЛПО.
Ссылка заявителя на подпункты 1,4,7 пункта 11 должностного регламента заместителя руководителя территориального органа от 03.08.2016 отклоняется апелляционным судом, поскольку полномочия по подписанию распоряжения об утверждении Актов ЛПО закреплены непосредственно за руководителем территориального органа.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности выданного предписания нормам действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов Министерства.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
По мнению суда апелляционной инстанции, спор между Министерством и Департаментом о компетенции лица, наделенного полномочиями на утверждение актов ЛПО, не имеет экономического содержания и не связан с осуществлением указанными лицами предпринимательской либо иной хозяйственной деятельности, соответственно, такой спор в силу положений части 1 статьи 27, части 1 статьи 29 АПК РФ не относится к компетенции арбитражного суда.
Однако, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принимая во внимание, что при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции ни одна из сторон не заявила об отсутствии у арбитражного суда компетенции для рассмотрения настоящего спора, дело разрешено судом правильно, материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доводам и доказательствам дана надлежащая правовая оценка, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 июля 2020 года по делу N А56-130969/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-130969/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ