г. Саратов |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А12-21623/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 19 " января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен " 19 " января 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 ноября 2020 года по делу N А12-21623/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" (ИНН 3435314167, ОГРН 1143435004954)
к комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759), управлению муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110029, ОГРН 1023402012589), муниципальному учреждению "Комплексный молодежный центр "Юность Волжского" городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435800713, ОГРН 1023401996936), муниципальному унитарному предприятию аптека "Флора" города Волжского (ИНН 3435901052, ОГРН 1023402024128), муниципальному учреждению "Муниципальная информационная библиотечная система" (ИНН 3435901380, ОГРН 1023402005110), автономному муниципальному учреждению физической культуры и спорта "Волжанин" городского округа город Волжский (ИНН 3435881790, ОГРН 1043400054576)
о взыскании задолженности за установку общедомовых приборов учета в отношении нежилых помещений,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети",
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" (далее - ООО "УК "ЖЭУ", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, управлению муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - ответчик), в котором просило:
- взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет средств казны муниципального образования в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении нежилых помещений в размере 621 584 руб. 33 коп.;
- взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет средств казны муниципального образования в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении жилых помещений в размере 3 510 516 руб. 35 коп.;
- взыскать с ответчиков в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы по оплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Волжские тепловые сети".
От истца в судебном заседании 06.10.2020 поступило заявление об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором истец просил привлечь к участию в деле в качестве соответчиков по делу муниципальное учреждение "Комплексный молодежный центр "Юность Волжского" городского округа - город Волжский Волгоградской области, муниципальное унитарное предприятие Аптека "Флора" города Волжского, муниципальное учреждение "Муниципальная информационная библиотечная система", автономное муниципальное учреждение физической культуры и спорта "Волжанин" городского округа город Волжский, а также:
- взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет средств казны муниципального образования в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении жилых помещений в размере 3 510 516 руб. 35 коп.;
- взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет средств казны муниципального образования в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении нежилых помещений в размере 299 061 руб. 61 коп.;
- взыскать с муниципального учреждения "Комплексный молодежный центр "Юность Волжского" городского округа-город Волжский Волгоградской области в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы за установку общедомовых приборов учета (в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. 40 лет Победы, дом 87) в размере 15 973 руб. 11 коп.;
- взыскать с муниципального унитарного предприятия Аптека "Флора" г. Волжского в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы за установку общедомовых приборов учета (в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Мира, дом 86) в размере 6 084 руб. 02 коп.;
- взыскать с муниципального учреждения "Муниципальная информационная библиотечная система" в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы за установку общедомовых приборов учета (в отношении нежилых помещений, расположенных по адресам: г. Волжский, ул. Мира, дом 75; ул. Оломоуцкая, дом 80) в размере 211 513 руб. 85 коп.;
- взыскать с автономного муниципального учреждения физической культуры и спорта "Волжанин" городского округа город Волжский в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы за установку общедомовых приборов учета (в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. К. Нечаевой, дом 8, литера "А") в размере 88 951 руб. 74 коп.;
- взыскать с ответчиков в пользу ООО "УК "ЖЭУ" расходы по оплате государственной пошлины.
Уточненные требования были приняты судом первой инстанции к рассмотрению.
Определением от 06.10.2020 по делу к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены муниципальное учреждение "Комплексный молодежный центр "Юность Волжского" городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - МУ "КМЦ "Юность Волжского"), муниципальное унитарное предприятие Аптека "Флора" города Волжского, муниципальное учреждение "Муниципальная информационная библиотечная система", автономное муниципальное учреждение физической культуры и спорта "Волжанин" городского округа город Волжский (далее - АМУ "ФКС "Волжанин").
В судебном заседании 16.11.2020 до рассмотрения дела по существу от истца поступило ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором истец просил:
- принять отказ от иска в части взыскания с ответчика - АМУ "КМЦ "Юность Волжского" в пользу истца суммы задолженности за установку ОДПУ в размере 15 973 рублей 11 копеек и в указанной части прекратить производство по делу;
- взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении жилых помещений в размере 3 510 516 руб. 35 коп., а также 37 093 руб. 16 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
- взыскать с муниципального образования городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении нежилых помещений в размере 315 034 руб. 72 коп., а также 3 328 руб. 75 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины;
- взыскать с муниципального унитарного предприятия Аптека "Флора" г. Волжского в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" расходы за установку общедомовых приборов учета (в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Мира, дом 86) в размере 6 084 руб. 02 коп., а также 64 руб. 28 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины;
- взыскать с муниципального учреждения "Муниципальная информационная библиотечная система" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" расходы за установку общедомовых приборов учета (в отношении нежилых помещений, расположенных по адресам: г. Волжский, ул. Мира, дом 75; ул. Оломоуцкая, дом 80) в размере 211 513 руб. 85 коп., а также 2 234 руб. 92 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины;
- взыскать с автономного муниципального учреждения физической культуры и спорта "Волжанин" городского округа город Волжский в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное Эксплуатационное управление" расходы за установку общедомовых приборов учета (в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. К. Нечаевой, дом 8, литера "А") в размере 88 951 руб. 74 коп., а также 939 руб. 89 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В соответствии с частью 2 названной статьи АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установил, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Отказ от части исковых требований в части пункта 2 требований - о взыскании с ответчика в пользу истца пени в размере 17 439 руб. 02 коп. - судом первой инстанции был принят, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Уточнение исковых требований также было принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 ноября 2020 года принят отказ от иска в части взыскания с ответчика - муниципального учреждения "Комплексный молодежный центр "Юность Волжского" городского округа - город Волжский Волгоградской области суммы задолженности за установку ОДПУ в размере 15 973 руб. 11 коп.; производство по делу в данной части прекращено; с комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" взысканы расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении жилых помещений в размере 3 510 516 руб. 35 коп., а также 37 093, 16 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины; с управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" взысканы расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении нежилых помещений в размере 315 034 руб. 72 коп., а также 3 328, 75 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины; с муниципального унитарного предприятия Аптека "Флора" города Волжского в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" взысканы расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Мира, дом 86, - в размере 6 084 руб. 02 коп., а также 64,28 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины; с муниципального учреждения "Муниципальная информационная библиотечная система" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" взысканы расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении нежилых помещений, расположенных по адресам: г. Волжский, ул. Мира, дом 75; ул. Оломоуцкая, дом 80, - в размере 211 513 руб. 85 коп., а также 2 234, 92 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины; с автономного муниципального учреждения физической культуры и спорта "Волжанин" городского округа город Волжский в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" взысканы расходы за установку общедомовых приборов учета в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. К. Нечаевой, дом 8, литера "А", - в размере 88 951 руб. 74 коп., а также 939,89 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции был неправомерно сделан вывод о возникшей у него обязанности по оплате задолженности за установку ОДПУ, поскольку нежилое помещение было передано по договору безвозмездного пользования, которым предусмотрено, что ссудополучатель за свой счет без возмещения затрат производит затраты на эксплуатацию и содержание имущества, переданного по договору, а также в случае возникновения необходимости установки ПУ потребляемых коммунальных ресурсов ссудополучатель обязан их устанавливать.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО "УК "ЖЭУ" является управляющей организацией многоквартирных домов в городе Волжский Волгоградской области: по ул. 40 Лет Победы, д. N N 43, 47, 49, 51, 53, 55, 63, 67, 69, 71, 73, 83, 87; по ул. 87-й Гвардейской, д. N 31; по ул. Александрова, д. NN 18, 24, 30, 32; по ул. Дружбы, д. NN 51, 52, 53, 56, 60, 66, 69А, 72, 73, 81, 83, 89, 91, 93, 95, 97, 103; по ул. Карбышева, д. NN 103А, 107, 109, 111, 117, 121, 142, 146, 148; по ул. Ленина, д. NN 371, 375, 375А, 377; по ул. Мира, д. NN 56, 58, 67, 70, 74, 75, 76, 78, 82, 86, 90, 93, 95, 96, 97, 98, 99, 101, 103, 105, 107, 108, 109; по ул. Нечаевой, д. NN 6, 8, 9, 14; по ул. Оломоуцкая, д. NN 17, 32, 33, 39, 41, 44, 47, 48, 50, 51, 56, 62, 68, 80; по ул. Пушкина, д. NN 136, 138, 140, 150, 152, 154, 156, 162.
ООО "Волжские тепловые сети" было предъявлено исковое заявление к ООО "УК "ЖЭУ" о взыскании задолженности за установку общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) в размере 4 132 100 руб. 68 коп. в отношении данных многоквартирных домов в связи с неоплатой указанных расходов собственниками помещений, находящихся в муниципальной собственности (дело N А12-33606/2019).
ООО "Волжские тепловые сети" в соответствии с требованиями пункта 12 статьи 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) произвело установку общедомовых (коллективных) приборов учета в многоквартирных домах.
Указанные приборы учета допущены в эксплуатацию, проектная документация и паспорта на узлы учета были переданы управляющей организации, осуществляющей управление указанным многоквартирным домом.
С учетом стоимости приборов учета и работ по установке, площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, и общей площади помещений многоквартирного дома, доля, приходящаяся на вышеуказанные помещения во внесении сумм на расходы, связанные с установкой приборов учета, составляет по всем многоквартирным жилым домам 4 132 100, 68 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество.
Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
В силу статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 16 Правил N 491 для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 6, подпунктом "ж" пункта 10, подпунктом "к" пункта 11, подпунктом "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
Содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Указанная правовая позиция сформулирована в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, и подтверждается сложившейся судебной практикой (в частности, Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06.03.2018 по делу N А12-17023/2017, принятым по аналогичному спору).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2020 по делу N А12-33608/2019 с ООО "УК "ЖЭУ" в пользу ООО "Волжские тепловые сети" взыскано 4 132 100 руб. 68 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета.
В соответствии с нормативно-правовым регулированием указанной сферы и сложившейся судебной практикой ООО "УК "ЖЭУ", в свою очередь, вправе требовать возложения обязанности по оплате указанных расходов на данные цели с собственников помещений в многоквартирных домах.
Потребителем энергоресурса является физическое или юридическое лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги и ответственное за содержание объекта, на котором должен быть установлен прибор учета.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнителем этих услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; индивидуальный прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении; коллективный (общедомовый) прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Обязанность по оплате расходов по установке приборов учета, установленных ресурсоснабжающей организацией в жилых домах, собственниками которых избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением ей расходов собственниками помещений.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Постановлением администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 10.08.2015 N 5576 "Об утверждении Порядка оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах в части помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области" установлен порядок оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета используемых воды, тепловой энергии и электрической энергии в многоквартирных домах в части муниципальных помещений.
На основании пунктов 2.2., 2.3. Постановления администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от 10.08.2015 N 5576 "Об утверждении Порядка оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах в части помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области" размер оплаты расходов на установку ОДПУ определяется исходя из общей стоимости работ по установке ОДПУ в МКД соразмерно доле муниципальной собственности в праве общей собственности на общее имущество в доме. Доля муниципальной собственности в общем имуществе МКД определяется на день подписания акта ввода ОДПУ в эксплуатацию.
Оплата расходов на установку ОДПУ осуществляется:
- в части муниципальных жилых помещений - между комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и организациями;
- в части муниципальных нежилых помещений - между управлением муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и организациями.
На основании изложенного УМИ администрации г. Волжского является органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества, расположенного в многоквартирных домах, в отношении нежилых помещений, а комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации г. Волжского, в свою очередь, является органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника в отношении в отношении жилых помещений; также на данные органы возложено исполнение обязанностей собственника в части несения расходов по оплате ОДПУ.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников. Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения и оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 сделан вывод о том, что с момента возникновения у учреждения права оперативного управления на помещение, расположенное в многоквартирном доме, у собственника (Российской Федерации) прекращается обязанность нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в котором помещение расположено, такая обязанность переходит к лицу, владеющему помещением на указанном праве. Аналогичная обязанность возникает и у лиц, за которыми помещения в многоквартирных домах закреплены на праве хозяйственного ведения, то есть вещном праве.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что требования об оплате расходов за установку общедомовых приборов учета:
- в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Мира д. 86, - общей площадью 32,7 кв. м. (кадастровый номер 34:35:030215:18184) должны быть предъявлены непосредственно лицу, за которым указанные помещения в многоквартирных домах закреплены на праве хозяйственного ведения, а именно: МУП Аптека "Флора";
- в отношении нежилых помещений, расположенных по адресам: г. Волжский, ул. Мира д. 75, общей площадью 895,8 кв. м. (кадастровый номер 34:35:030213:15574); г. Волжский, ул. Оломоуцкая, д. 80, общей площадью 328,2 кв. м. (кадастровый номер 34:35:030217:10960), - должны быть предъявлены непосредственно лицу, за которым указанные помещения в многоквартирных домах закреплены на праве оперативного управления, а именно: МУ "Муниципальная информационная библиотечная система";
- в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский ул. К. Нечаевой д. 8, литера "А", - общей площадью 573,4 кв. м, (кадастровый номер 34:35:030213:15137) должны быть предъявлены непосредственно лицу, за которым указанные помещения в многоквартирных домах закреплены на праве оперативного управления, а именно: АМУ "ФКС "Волжанин".
В ходе рассмотрения дела ответчиком - АМУ "КМЦ "Юность Волжского" был представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что право оперативного управления АМУ "КМЦ "Юность Волжского" в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. 40 лет Победы д. 87, - общей площадью 165,9 кв. м. (кадастровый номер 34:35:030217:15529) 13.08.2020 прекращено и данное помещение изъято в казну городского округа город Волжский Волгоградской области. В качестве доказательства прекращения права оперативного управления спорным имуществом предоставлена выписка из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 18.09.2020.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
На основании положений пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено названным Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Действия, связанные с изъятием у учреждения спорного имущества, оформлены посредством издания Приказа N 433-р от 19.06.2020, который содержит существенные условия, в том числе перечень имущества, подлежащего изъятию, а также выражает волю, направленную на установление и прекращение прав и обязанностей в отношении передаваемого имущества.
Из анализа представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимной связи, а также доводов АМУ "КМЦ "Юность Волжского", представленных в обоснование позиции по иску, следует, что с момента государственной регистрации прекращения права оперативного управления на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Волжский, ул. 40 лет Победы, д. 87, - общей площадью 165,9 кв. м. (кадастровый номер 34:35:030217:15529) лицом, обязанным нести расходы на содержание общего имущества, является собственник муниципального нежилого помещения - в лице УМИ г. Волжского, в связи с чем АМУ "КМЦ "Юность Волжского" является ненадлежащим ответчиком по требованию о взыскании задолженности за установку ОДПУ в размере 15 973 руб. 11 коп.
Срок исковой давности на взыскание денежных средств не пропущен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нежилое помещение было передано по договору безвозмездного пользования, апелляционный суд отклоняет также в силу следующего.
На момент установки коллективных (общедомовых) приборов учета все вышеуказанные нежилые помещения находились в собственности муниципального образования "Городской округ - город Волжский". Факт передачи в безвозмездное пользование части нежилых помещений не освобождает собственника от оплаты расходов за установку общедомовых приборов учета.
Положения статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации указывают на обязанности ссудополучателя по содержанию вещи, полученной в безвозмездное пользование, а не на содержание мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, к которым отнесены приборы учета. Эта обязанность возложена на собственников этих вещей.
Кроме того, заявитель жалобы при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции не заявлял возражений относительно состава помещений и стоимости установки общедомовых приборов учета, не представил отзыв с подтверждением доводов апелляционной жалобы, а также не доказал факты, свидетельствующие об обязанности лиц, которым переданы в безвозмездное пользование вышеуказанные помещения, нести расходы на установку общедомовых приборов учета, в связи с чем данное утверждение ответчика незаконно, необоснованно и не может быть принято во внимание.
Собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом. Отсутствие соответствующего договора с собственником помещения не свидетельствует о том, что собственник жилых (нежилых) помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирного дома (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2014 года. Судебная коллегия по экономическим спорам. Часть 4 раздела III. Определение N 306-ЭС14-63).
По смыслу статьи 210 и пункта 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может возложить на другое лицо на основании договора с ним бремя содержания принадлежащего ему имущества. Однако возникшее на основании соответствующего договора обязательство будет связывать только его стороны, а именно собственника и лицо, на которое собственником возложена обязанность нести бремя содержания принадлежащего собственнику имущества.
Неисполнение ссудополучателем возложенной на него собственником и ссудодателем обязанности нести бремя содержания переданного в безвозмездное пользование имущества приводит к возникновению у собственника имущества права требования к ссудополучателю исполнить это обязательство при наличии соответствующего договора, но не освобождает собственника от обязанности, предусмотренной статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Передача объекта, входящего в состав многоквартирного дома, третьему лицу в пользование, урегулирование между собственником и третьими лицами в рамках заключенных между ними гражданско-правовых договоров порядка возмещения расходов собственника, в том числе и по содержанию общего имущества не влечет прекращения обязанностей собственника, закрепленных в статьях 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не исключает его ответственности в случае несвоевременного исполнения третьими лицами принятых на себя обязательств.
В пункте 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2015 года, разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязанность ссудополучателя поддерживать полученное в безвозмездное пользование имущество в исправном состоянии, производить за свой счет его текущий и капитальный ремонт и нести расходы на содержание этого имущества установлена в отношениях с ссудодателем, а не с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора ссуды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется жилым или нежилым помещением, в том числе на основании договора ссуды, поэтому в отсутствие договора между ссудополучателем и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора ссуды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (ссудодателе) жилого или нежилого помещения.
Собственник помещения в многоквартирном доме не обладает правом возлагать на ссудополучателя обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому ссудополучатель будет нести бремя содержания общего имущества дома, и договор ссуды не порождает обязательств ссудополучателя перед товариществом собственников жилья (управляющей компанией), осуществляющим управление многоквартирным домом (аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 15222/11, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2018 года N Ф06-38060/2018 по делу N А57-6841/2017).
При отсутствии договора между ссудополучателем помещения и исполнителем коммунальных услуг (или ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора безвозмездного пользования, обязанность по оплате расходов на коммунальное обслуживание помещения лежит на собственнике помещения (ссудодателе). Данная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2017 года N 303-ЭС16-14807 по делу N А37-1715/2015, от 14 июня 2017 года N 118-ПЭК17, Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09 октября 2018 года N Ф03-3782/2018 по делу N А37-2034/2017, Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2017 года N Ф06-25693/2017 по делу N А65-28089/2016,
Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги и содержание помещения в многоквартирном доме лежит на собственнике помещения даже в том случае, если оно передано в безвозмездное пользование иному лицу. Исключение касается только ситуации, когда в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования ссудополучатель заключает соответствующие договоры с управляющей компанией (или ресурсоснабжающей организацией).
Таким образом, исковые требования правомерно предъявлены к управлению муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и удовлетворены.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия выражает согласие со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 ноября 2020 года по делу N А12-21623/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21623/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: "КОМПЛЕКСНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР "ЮНОСТЬ ВОЛЖСКОГО" ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА", АМУ ФКС "Волжанин", КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, МУП АПТЕКА "ФЛОРА" ГОРОДА ВОЛЖСКОГО, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ВОЛЖСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ", Автономное физической культуры и спорта "Волжанин" городского округа - город Волжский Волгоградской области, МУ "Комплексный молодежный центр "Юность Волжского" городского округа - город Волжский Волгоградской области, МУ "Муниципальная информационная библиотечная система"