г. Саратов |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А06-498/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Никольского С.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рафиковой Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 ноября 2020 года по делу N А06-498/2020, по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) к обществу с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (ИНН 3019019321, ОГРН 1163443069130), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства обороны Российской Федерации, о понуждении к заключению договора теплоснабжения,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" - Шаматовой М.Н., действующей на основании доверенности от 01.01.2021 N 14,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ) с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее по тексту - ответчик, ООО "Астраханские тепловые сети") о понуждении к заключению договора на приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, согласно доводам которой, просило указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме.
ООО "Астраханские тепловые сети", в представленном в соответствии с требованиями статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2020 года, отзыве на апелляционную жалобу просило оспариваемое решение оставить без изменения, саму жалобу, - без удовлетворения.
Истец в судебное заседание не прибыл, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, в соответствии с требованием статей 121-123 АПК РФ, при этом заявил ходатайство, удовлетворённое судебной коллегией, о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и отзыве на неё, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления от 20.09.2017 N З-УЖФ-ЮВО-01 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации осуществляет управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации.
Единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации 22.11.2018 г. принято решение о переходе на прямые договоры оказания коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями и нанимателями, арендаторами и иными законными пользователями жилых помещений с 01.01.2019 г.
Протокол собрания собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации от 22.11.2018 г. вместе с единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации 03.12.2018 г. размещены на сайте Государственной Информационной Системы жилищного коммунального хозяйства России (ГИС ЖКХ), 04.12.2018 г. представлены в службу жилищного надзора г. Астрахани, а также направлены в адрес ООО "Астраханские тепловые сети".
Письмом от 11.10.2019 г. N 370/С/5/12/1337 истец обратился к ответчику с предложением заключить договор приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. и направлении в его адрес проектов договоров по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Астрахань, ул. 1-я Перевозная, д. 129 г. Астрахань, ул. Латышева, 6В.
Впоследствии, с аналогичной просьбой истец обращался к ответчику с письмами от 14.11.2019 г. N 370/С/5/12/1603, от 30.12.2019 г. N 370/С/5/12/2178.
В свою очередь, ООО "Астраханские тепловые сети", в ответ на указанные обращения указало об отсутствии оснований заключения с ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ договора на приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общего имущества многоквартирного дома.
ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ полагая, что ООО "Астраханские тепловые сети" уклоняется от заключения спорного договора, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд Астраханской области, руководствуясь статьями 421, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), оценив в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела, представленные сторонами в материалы дела доказательства, установив, что истец обязан оплачивать потребляемые в многоквартирных домах коммунальные услуги в полном объёме, а не только за потреблённые при содержании общего имущества, в удовлетворении исковых требований отказал.
Истец, обжалуя постановленный судебный акт, указывает, что судом первой инстанции не применён закон, подлежащий применению, а именно, не применены нормы жилищного законодательства, регулирующие переход на прямые договорные отношения между нанимателями государственного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями. Также, по мнению заявителя апелляционной жалобы, жилищное законодательство не содержит запрета на переход на прямые договорные отношения между нанимателями государственного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями в отношении специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ. Кроме того, апеллянт полагает, что судом первой инстанции не установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, полагает, что решение суда подлежит отмене.
Судебная коллегия отклоняет данные доводы жалобы, как противоречащие материалам дела, основанные на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения и направленные на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключённого с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Иные способы управления, а также механизмы выбора иных способов управления, для подобных случаев законодательство не предусматривает.
Согласно частям 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пункту 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платёжному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая организация.
В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
На основании пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации") общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае прямой договор считается заключённым с даты, определённой в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Данная норма не распространяет своё действие на помещения специализированного жилищного фонда.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что спорные помещения относятся к специализированному жилищному фонду Минобороны России, а доводы в апелляционной жалобе об обратном противоречат статусу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ, как управляющей организации в отношении многоквартирных домов специализированного жилищного фонда, являющихся точками поставки тепловой энергии.
Учитывая, что заключение прямых договоров по снабжению коммунальными ресурсами между нанимателями помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями действующим законодательством не предусмотрены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ, как управляющая организация, обязано приобретать коммунальный ресурс у поставщика ресурса для целей оказания нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по теплоснабжению.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, рассматривались судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, к переоценке которых, у суда апелляционной инстанции, в силу положений статьи 268 АПК РФ, отсутствуют полномочия.
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что судебный акт постановлен при правильном применении норм права и основан на материалах дела. Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, жалобы не содержат.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд считает, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению, решение суда - отмене.
Поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, государственная пошлина не подлежит взысканию.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 ноября 2020 года по делу N А06-498/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-498/2020
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчик: ООО "Астраханские тепловые сети"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации