город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2021 г. |
дело N А32-15919/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.11.2020 по делу N А32-15919/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431)
к администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799)
об оспаривании ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Краснодар" (далее - ООО "ГУК-Краснодар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании недействительным предписания от 18.02.2020 N 65/335-р.
Решением от 03.11.2020 суд признал недействительным предписание администрации муниципального образования город Краснодар от 18.02.2020 N 65/335-р.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обществом доказательств свидетельствующих о том, что собственник квартиры N 13 в МКД самостоятельно увеличил поверхность нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом не представлено. Главным специалистом Управления при проведении 18.02.2020 внеплановых проверочных мероприятий о нарушении качества коммунальной услуги по отоплению в квартире N13 в МКД не выявлено самовольное переустройство системы отопления, о чем свидетельствует акт проверки от 18.02.2020 N 65/335-р.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Управлением по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар на основании распоряжения от 13.02.2020 N 335-р, в связи с обращением собственника жилого помещения N 13 многоквартирного дома N 175 корп. 1 по ул. Сормовской в городе Краснодаре (далее - МКД), была проведена внеплановая выездная проверка ООО "ГУК-Краснодар" с целью осуществления лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что в квартире N 13 многоквартирного дома N 175 корп. 1 по ул. Сормовской в г. Краснодаре коммунальная услуга по отоплению предоставляется ненадлежащего качества, а именно: температура воздуха составила в первой комнате + 24 °C, во второй комнате + 25 °С, что не соответствует требованиями пункта 15 раздела VI Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 18.02.2020 N 65/335-р.
В связи с выявленными нарушениями обществу администрацией было выдано предписание от 18.02.2020 N 65/335-р, которым управляющей компании предписано в срок до 25.02.2020 обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению в квартире N13 МКД в соответствии с требованиями пункта 15 раздела VI Приложения N 1 Правил N 354.
Считая незаконным предписание, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из смысла статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Предписание контролирующего органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение определенного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно статье 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99- ФЗ.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее -лицензионная комиссия).
Общество с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" осуществляет лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными домами, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Из части 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом управляющая компания по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как предусмотрено в части 15 статьи 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В части 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угроз безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а"); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
В силу пункта 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В подпункте "д" пункта 3 Правил N 354 определено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведённым в приложении N 1 Правил N 354.
В пункте 8 Правил N 354 установлено, что исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил N 354).
На основании подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а" пункта 33 Правил N 354).
В пункте 15 раздела 6 приложения N 1 к Правилам N354 "Требования к качеству коммунальных услуг" предусмотрено, что качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха: в жилых помещениях не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20 °С); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617 -2000). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °С.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в ходе проверки инструментальным замером термометр контактный ТК-5-04 N 199220630 в жилом помещении N 13 в МКД произведены замеры температуры воздуха.
В результате замеров установлено, что температура в первом помещении составила + 24°С (приложение к акту проверки - фото N 1), температура во втором помещении составила + 25°С (приложение к акту проверки - фото N 2) (л.д. 112-113 том 1).
Контролирующий орган пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 15 раздела 6 приложения N 1 к Правилам N 354 общество не обеспечило надлежащий нормативный уровень предоставления коммунальной услуги по отоплению жителю квартиры N13 в МКД, а именно: на момент обследования (18.02.2020) зафиксирован повышенный (+24 °С, +25 °С) относительно нормативно установленного температурный уровень.
Вместе с тем, судом было установлено, что при проведении 18.02.2020 внеплановых проверочных мероприятий о нарушении качества коммунальной услуги по отоплению в квартире N 13 многоквартирного дома N 175 корпус 1 по ул. Сормовской в г. Краснодаре специалистами управляющей и обслуживающей организации (ИП Агапий В.М.) было выявлено самовольное переустройство системы отопления.
В апелляционной жалобе администрация указала, что обществом доказательств свидетельствующих о том, что собственник квартиры N 13 в МКД самостоятельно увеличил поверхность нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом не представлено. Главным специалистом Управления при проведении 18.02.2020 внеплановых проверочных мероприятий о нарушении качества коммунальной услуги по отоплению в квартире N13 в МКД не выявлено самовольное переустройство системы отопления, о чем свидетельствует акт проверки от 18.02.2020 N 65/335-р.
Суд апелляционной инстанции установил, что актом от 18.02.2020 не зафиксировано переустройство системы отопления.
Вместе с тем, в связи с выявлением данного факта присутствовавшими при проверке представителями управляющей организации и обслуживающей организации, в дальнейшем, 16.03.2020 управляющей компанией был составлен акт, которым зафиксировано, что собственниками самостоятельно были установлены дополнительные секции к радиаторам (чугунным) в жилых помещениях: спальня - инв. N 4, 11,1 кв.м., чугунный радиатор из 14 секций (согласно расчету должно быть 7 секций); зал, инв. N 7, жилая площадь 18,2 кв.м., чугунный радиатор из 12 секций (согласно расчету должно быть 9 секций); кухня, инв. N 8, площадь 7,6 кв. м, чугунный радиатор из 7 секций (согласно расчету должно быть 4 секции).
Также было установлено, что на всех секциях радиаторов отопления в квартире заявителя установлена запорно-регулирующая арматура, предназначенная для самостоятельного регулирования циркуляции теплоносителя, для снижения или увеличения его объёмов, с целью поддержания надлежащих и комфортных условий проживания в помещении (л.д. 26-31 том 1).
Из пояснений общества также следует, что собственникам квартиры N 13 было предложено обосновать подтверждающими документами увеличение количества отопительных приборов либо, вследствие отсутствия таковых, в добровольном порядке привести отопительную систему в помещениях квартиры в проектное состояние; в противном случае, 25.02.2020 обеспечить доступ специалистам управляющей и обслуживающей организации для выполнения работ по демонтажу излишне установленных секций батарей в квартире N 13 по ул. Сормовской, 175 корпус 1.
Документы, дающие право на переустройство системы отопления в жилых помещениях квартиры N 13 многоквартирного дома N 175 корпус 1 по ул. Сормовской в ООО "ГУК-Краснодар" не предъявлены.
25.02.2020 специалистам управляющей и обслуживающей организации доступ в жилые помещения квартиры N 13 многоквартирного дома N 175 корпус 1 по ул. Сормовской, для выполнения работ по демонтажу излишне установленных секций батарей в квартире, собственниками не обеспечен.
Подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации доказательством осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приёмочной комиссии (пункт 1 статьи 28 ЖК РФ).
При совокупности приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрацией не представлено доказательств того, что лицом, ответственным за нарушение в комнатах температурного режима, является ООО "ГУК-Краснодар".
В свою очередь, ООО "ГУК-Краснодар" в материалы дела представлены доказательства переустройства собственником квартиры системы отопления, повлекшей увеличение температуры.
Таким образом, у Администрации отсутствовали основания для выдачи предписания об устранении нарушения обществу "ГУК-Краснодар".
В силу ст.ст. 198-201 АПК РФ предписание от 18.02.2020 N 65/335-р является недействительным, поскольку не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении заявления.
Решение суда от 03.11.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.2020 по делу N А32-15919/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15919/2020
Истец: ООО "Городская управляющая компания - Краснодар", ООО "ГУК Краснодар"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар