Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2021 г. N Ф09-2744/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А76-52894/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Источники тепла" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.10.2020 по делу N А76-52894/2019.
В судебном заседании принял участие представитель:
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Шунина Д.В. (доверенность от 11.01.2021 N 11, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Источники тепла" (далее - заявитель, ООО "Источники тепла", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, инспекция, управление, инспекция) о признании недействительным предписания от 30.10.2019 N 19-5841 5837.
Судом первой к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Китав Наталья Викторовна.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Гефест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что нарушений при начислении платы обществом допущено не было, а переустройство системы отопления в спорной квартире выполнено с нарушением установленного порядка (без внесения изменений в схему теплоснабжения населенного пункта и в паспорт многоквартирного дома), в связи с чем не освобождает собственника квартиры от внесения платы за отопление. По мнению подателя жалобы, решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства квартиры и акт о подтверждении окончания переустройства не подтверждают законность переустройства центральной системы отопления на индивидуальную. Демонтаж части внутридомовой системы отопления податель жалобы полагает незаконным, система отопления, по его мнению, подлежит восстановлению. Кроме того, общество указывает на то, что законом установлен общий запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Переход на индивидуальное теплоснабжение с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможен в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды, тогда как действующее законодательство применительно к потребленной тепловой энергии в многоквартирных домах такой возможности не предусматривает.
В представленном мнении на апелляционную жалобу третье лицо ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Источники тепла" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1177232000384.
Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на основании распоряжения от 28.10.2019 N 19-5841 5867 в отношении ООО "Источники тепла" проведена внеплановая документарная проверка.
Основанием для проведения проверки послужило рассмотрение обращений граждан проживающих по адресу: г. Катав-Ивановск, ул. Караваева,56.
По результатам проверки должностным лицом ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" составлен акт проверки от 30.10.2019 N 19-5841 5837.
При проведении проверки ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" было установлено следующее.
ООО "Источники тепла" оказывают услуги централизованного отопления по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск Челябинской области с 28.03.2017 в соответствии со схемой теплоснабжения.
Многоквартирный дом N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск не оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОПУ) тепловой энергии. Помещения в доме не оборудованы индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) тепловой энергии.
Система отопления квартиры N 2 в многоквартирном доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановске переоборудована.
Решением Администрации Катав-Ивановского муниципального района N 209 согласовано переустройство указанной квартиры в соответствие с проектным решением.
Актом приемочной комиссии от 20.02.2013 подтверждено окончание переустройства-установлена автономная система отопления (газовый котел).
Согласно схеме теплоснабжения района "Запрудовка" г. Катав-Ивановск, на территории которого расположен данный многоквартирный дом, утвержденной в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" не предусмотрен переход и использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
По результатам проверки ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" выявлены следующие нарушения.
ООО "Источники тепла" в нарушение пункта 42 (1) и формул 3 и 3 (6) Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям - помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в период с марта 2019 г. по май 2019 г., а также в сентябре 2019 г. производило начисление платы за отопление собственнику квартиры N 2 в многоквартирном доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск, оборудованное индивидуальным источником отопления, осуществленным в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации не только за отопление помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и за отопление данного жилого помещения.
На основании указанного акта ООО "Источники тепла" выдано предписание от 30.10.2019 N 19-5841 5837 о выполнении работ по выявленным нарушениям при использовании, содержания и ремонте жилищного фонда, придомовых территории, объектов коммунального назначения и при предоставлении коммунальных услуг.
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано:
Произвести перерасчет (сторнирование) платы за отопление собственнику квартиры N 2 в многоквартирном доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав- Ивановке за период с марта 2019 г. по май 2019 г., а также за сентябрь 2019 г. с исключением из данной платы плату за отопление данного жилого помещения.
Срок устранения выявленного нарушения - 25.12.2019.
Заявитель, полагая, что предписание от 30.10.2019 N 19-5841 5837 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что переход жилого помещения на индивидуальную систему теплоснабжения осуществлен с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления, действующего на момент такого переустройства. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспоренное предписание выдано управлением в порядке осуществления государственного жилищного надзора.
В силу пункта 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Реализация указанных полномочий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
По итогам проверок, проводимых в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ, уполномоченные органы вправе выдать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, управление для осуществления возложенных на него функций имеет право в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспоренное предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена, в том числе, коммунальная услуга отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к этим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях МКД, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений МКД, в том числе в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении МКД к централизованной системе теплоснабжения (пункты 42(1), 43 Правил N 354, показатели площади помещений, используемые для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах, приведенных в приложениях N2 к Правилам N 354, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
Пунктом 42(1) Правил N 354 определены подлежащие применению формулы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к этим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3, с учетом объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, определенного по формуле 3(6).
Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2019 N АКПИ19-260 было отказано в признании недействующими пунктов 3 (1) и 3 (4) приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом в решении разъяснено, что формула пункта 3 (1) содержит две составляющие, впоследствии умножаемые на тариф, а именно объем тепловой энергии, приходящийся на помещение в многоквартирном доме, а также объем тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку расчет платы за коммунальную услугу по отоплению не может осуществляться только исходя из показаний индивидуальных приборов учета без учета объема потребленной всем многоквартирным домом тепловой энергии, зафиксированного общедомовым прибором учета тепловой энергии.
При этом исходя из формулы тепловая энергия, потребленная в местах общего пользования, распределяется пропорционально площади помещений в многоквартирных домах, что соответствует части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правительство Российской Федерации осуществило дифференцированное правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом оборудования многоквартирного дома индивидуальными и общими приборами учета. Оно не противоречит принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иные правила определения количества полученной тепловой энергии, а также порядок расчетов за нее, не имеется.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 301-КГ17-6395 разъяснено, что плата взимается только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 11.06.2014 N 543-ст, многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
В силу статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198, запрет самовольного демонтажа обогревающих элементов установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования").
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается, за исключением случаев отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленных согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение) (определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 и от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, ООО "Источники тепла" оказывает услуги централизованного отопления по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск Челябинской области в соответствии со схемой теплоснабжения.
Многоквартирный дом N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск не оборудован ОПУ тепловой энергии. Помещения в доме не оборудованы ИПУ тепловой энергии.
Система отопления квартиры N 2 в многоквартирном доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановске переоборудована.
Согласно статье 14 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент осуществления и согласования переустройства системы отопления собственником помещения N 2), к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе определение порядка получения документа, подтверждающего принятие 8 решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии со статьями 25, 26 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно статье 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Решением Администрации Катав-Ивановского муниципального района N 209 согласовано переустройство указанной квартиры в соответствие с проектным решением. Актом приемочной комиссии от 20.02.2013 подтверждено окончание переустройства-установлена автономная система отопления (газовый котел).
С учетом этих обстоятельств оснований для признания произведенного переоборудования системы отопления спорного помещения произведенным с нарушением нормативных требований не имеется. Переоборудование системы отопления произведено по согласованию с уполномоченным органом местного самоуправление, в соответствии с проектной документацией.
Заявитель указывает на то обстоятельство, что переоборудование системы отопления спорного помещения произведено без внесения изменений в схему теплоснабжения г. Катав-Ивановска и без внесения изменений в технический паспорт дома.
В то же время, доказательств невнесения сведений о реконструкции системы отопления спорного жилого помещения в технический паспорт многоквартирного дома в материалы дела заявителем не представлено, а потому доводы общества в этой части представляются необоснованными. Кроме того, невнесение таких сведений в технический паспорт дома не свидетельствует о незаконности фактически осуществленного переоборудования системы отопления.
В обоснование довода о незаконности переоборудования системы отопления в связи с невнесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения г. Катав-Ивановска общество ссылается на положения части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Статьей 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской 9 Федерации" (далее - Постановление N 307) установлен перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. К таким источникам отнесены в том числе источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, в настоящем случае заявителем не представлено доказательств того, что отопительный прибор в спорном жилом помещении соответствует указанным критериям и подпадает под перечень источников отопления, запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах. То есть оснований для распространения на рассматриваемые правоотношения запрета, установленного частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", не имеется, а потому ссылка общества на положения этой нормы подлежит отклонению.
Согласно справке МУП "Теплоэнерго" от 25.02.2019 N 132/ТЭ-323/19 сообщено, что, являясь в период с 01.10.2011 по 27.03.2017 поставщиком тепловой энергии для нужд отопления не осуществляло платы за отопление с 01.09.2014 и ГВС по жилому помещению N 2 в доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановске Челябинской области по причине демонтажа радиаторов отопления, т.е. отсоединения от внутренней системы отпления и перехода на индивидуальное отопление от газового котла.
Таким образом, в спорный период (с марта по май 2019 года, а также в сентябре 2019 года) жилое помещение N 2 в многоквартирном доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановске посредством централизованной системы отопления не отапливалось, в ней отсутствовала возможность получения тепловой энергии для целей отопления по централизованной системе отопления ввиду произведенного в установленном порядке переоборудования и установки автономной системы отопления.
В этой связи вывод управления о неправомерности начисления заявителем в период с марта по май 2019 года, а также в сентябре 2019 года платы за централизованное отопление применительно к рассматриваемому жилому помещению является обоснованным.
Содержащиеся в оспоренном предписании требования об устранении указанного нарушения путем осуществления перерасчета (сторнирования) платы за отопления за указанный период являются законными и обоснованными.
Предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости.
Законность оспоренного ненормативного правового акта исключает возможность признания его недействительным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы на судебные акты, вынесенные по делам, в рамках которых рассмотрены заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, государственная пошлина составляет 1500 рублей.
ООО "Источники тепла" платежным поручением от 29.10.2020 N 430 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб., в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возвращению обществу.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.10.2020 по делу N А76-52894/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Источники тепла" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Источники тепла из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 29.10.2020 N 430 государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-52894/2019
Истец: ООО "ИСТОЧНИКИ ТЕПЛА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Китав Наталья Викторовна