г. Ессентуки |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А18-515/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.07.2020 по делу N А18-515/2020,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Ингушетия обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Темпстрой" (далее - Общество, заявитель) с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления N 79-2020 от 06.04.2020 года о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу 09.07.2020, заявленные обществом требования удовлетворены.
Решение суда мотивировано тем, что в момент рассмотрения вопроса о составлении постановления о назначении административного наказания Министерство не располагало сведениями о надлежащем уведомлении представителя ООО "Темпстрой" о времени и месте рассмотрения административного дела, то есть постановление вынесено в отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих извещение общества о времени и месте составлении постановления о назначении административного наказания.
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда от 09.07.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
12.03.2020 по результатам проведения проверки природоохранного законодательства ООО "ТЕМПСТРОЙ" государственным инспектором Костоевым Т.М. выявлены нарушения частей 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
23.03.2020 госинспектор Костоев Т.М. в отсутствие уведомленного законного представителя общества составил протокол об административном правонарушении N 56-2020, о нарушении природоохранного законодательства ООО "ТЕМПСТРОЙ": РИ, Назрановский район, с.п.Экажево, ул.Оздоева.98 а именно, несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (т. 1 л.д. 10-12).
Копия протокола направлена по почте и вручена обществу 26.03.2020 (т. 1 л.д. 14).
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетии Костоев Т.М., на основании указанного протокола об административном правонарушении вынес постановление N 79-2020 от 06.04.2020 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением N 79-2020 от 06.04.2020 о наложении штрафа общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции, указал, что в момент рассмотрения вопроса о составлении постановления о назначении административного наказания Министерство не располагало сведениями о надлежащем уведомлении представителя ООО "Темпстрой" о времени и месте рассмотрения административного дела, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих извещение общества о времени и месте составлении постановления о назначении административного наказания.
Вышеуказанные нарушения процессуальных требований, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении, признаются существенными, поскольку они не позволили представителю общества участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, давать объяснения и представлять доказательства в обоснование своих доводов и возражений.
Возможность устранения этих нарушений при рассмотрении дела отсутствует. Министерством допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом, суд первой инстанции не рассматрел вопрос о наличии или отсутствии в действиях Общества административного правонарушения, так как обсуждение вопросов о наличии или отсутствии события и состава вмененного правонарушения при нарушении процедуры при привлечении общества к административной ответственности не может повлечь принятие иного судебного решения, при этих обстоятельствах требования общества удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции не в полной мере учтены следующие обстоятельства.
Согласно статье 8.46 КоАП РФ за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Состав правонарушения - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Объектом статьи 8.46 КоАП РФ выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представления сведений для актуализации учетных сведений.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Законом N 7-ФЗ (ч. 2 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Субъективная сторона характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.
Субъектами административной ответственности являются как должностные лица, так и юридические лица.
Вина ООО "Темпстрой", в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена статьей 8.46 КоАП РФ, доказана и подтверждается имеющимися материалами дела.
В соответствии с п.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Объективных препятствий для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, у ООО "Темпстрой" не имелось.
При таких обстоятельствах усматривается в действиях общества вина в совершении вменяемого административного правонарушения.
Наказание в виде штрафа назначено обществу по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции статьи 8.46 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности ООО "Темпстрой" административного правонарушения, при рассмотрении административного дела, не установлено.
Таким образом, материалы дела содержат необходимое и достаточное количество доказательств подтверждающих наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, и соответственно отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Подлежит отклонению довода заявителя о том, что административный орган вынес оспариваемое постановление при отсутствии сведений об уведомлении общества о месте и времени рассмотрения административного дела, поскольку не соответствует материалам дела.
Из текста протокол об административном правонарушении N 56-2020 от 23.03.2020 (т. 1 л.д. 12) усматривается, что обществу было доведено о рассмотрении настоящего дела в 10 часов 00 минут 06.04.2020 по адресу: г. Магас, ул. Д. Мальсагова д. 31 А, каб. 7. Указанный протокол направлен обществу с сопроводительным письмом N 01-01/1088 от 23.03.2020, получен обществом 26.03.2020.
Порядок приема и вручения почтовых отправлений утвержден Приказом ФГУП "Почта России" от 7 марта 2019 г. N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" (далее - Порядок).
Порядок заполнения почтовых уведомлений определен пунктом 6.1.3 Порядка, в соответствии с которым работник почты при приеме отправлений обязан - проставить номер ШПИ РПО (штриховой почтовый идентификатор внутреннего регистрируемого почтового отправления состоит из 14 символов) на оборотной стороне бланка уведомления о вручении ф. 119.
Письмо отправлено с почтового отделения расположенного в г. Магас Республики Ингушетия. Почтовый индекс города Магас - 386001.
Таким образом, на оборотной стороне указан ШПИ 38600145071960.
В соответствии с п. 10.2.5.2 Порядка после вручения РПО с заказным уведомлением о вручении почтовый работник на бланке ф. 119:
- проставляет оттиск КПШ в правом нижнем углу оборотной стороны бланка;
- в левом верхнем углу лицевой стороны бланка наклеивает ШПИ в специально отведенном поле.
Письмо было направлено Обществу, которое зарегистрировано в с.п. Экажево. Почтовый индекс с.п. Экажево - 386150.
Таким образом, при заполнении почтового уведомления в отделении почты, в которое поступило уведомление ф. 119, на лицевой стороне был указан ШПИ 38615045007629.
Разные идентификаторы указаны в связи с тем, что письмо и уведомления направлялись с разных отделений почты.
Это подтверждается информацией, отражающейся при отслеживании идентификаторов.
При отслеживании идентификатора 38600145071960 на официальном сайте Почты России отражается информация с заголовком "Письмо из Магаса с заказным уведомлением", а при отслеживании идентификатора 38615045007629 - с заголовком "Заказное уведомление о вручении".
Министерством, во исполнение определения суда, представлен в материалы дела оригинал письма Министерства от 23.03.2020 г. N 01-01/1088 (далее - Письмо), а также почтовое уведомление о вручении.
Так же подлежит отклонению довод заявителя о том, что в момент рассмотрения вопроса о составлении постановления о назначении административного наказания Министерство не располагало сведениями о надлежащем уведомлении представителя ООО "Темпстрой" о времени и месте рассмотрения административного дела, поскольку при отслеживании на сайте Почта России идентификатора 38600145071960, известного административному органу (при отравлении РПО из Магаса в с.п. Экажево) сопроводительное письмо с протоколом прибыло в место вручения 25 марта 2020 и вручено адресату почтальоном 30 марта 2020, что позволяет сделать вывод заблаговременном уведомлении общества о рассмотрении административного дела. При этом несоответствие дат на Ф.119 и сайте Почта России не выходит за пределы рассматриваемого периода времени между составлением протокола по административному делу и вынесением постановления по административному делу.
Таким образом, административным органом не допущено существенных нарушений при вынесении постановления по административному делу.
Следовательно, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неверно применены нормы процессуального права, что обусловило неправомерность удовлетворения заявленных обществом требований по спорному постановлению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.07.2020 по делу N А18-515/2020 - отменить.
Апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия - удовлетворить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Темпстрой" - отказать
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-515/2020
Истец: ООО "Темпстрой"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии РИ