г. Киров |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А28-1678/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
при участи в судебном заседании:
представителей истца Еременко Н.А., действующей на основании доверенности от 10.04.2020, Курагина А.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2021;
представителей ответчика Лубнина Д.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2021, Загоскина А.А., действующего на основании доверенности от 12.01.2021, Лебедева Д.С., действующего на основании служебного удостоверения и выписки ЕГРЮЛ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.09.2020 и на дополнительное решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2020 по делу N А28-1678/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Арс-групп"
(ИНН: 4345055801, ОГРН: 1034316538695)
к министерству лесного хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арс-групп" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, ответчик, заявитель) о внесении изменении в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 31.10.2008 N 23-13 (далее - договор) в части размера арендной платы с 01.01.2019 и с 01.01.2020 (абзац первый пункта 5 договора), а также приложений N 2, 3, 4, и 6 к договору.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Дополнительным решением Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2020 с Министерства в пользу Общества взысканы 50000 рублей судебных расходов на проведение экспертизы.
Министерство с принятыми решением от 04.09.2020 и дополнительным решением от 09.10.2020 не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просит отменить вышеуказанные судебные акты и принять новый судебный акт о внесении изменений в абзац первый пункта 5 договора, приложения N 2, 3, 4, 6 к договору в редакции истца, а также об отказе во взыскании судебных расходов на проведение экспертизы.
По мнению заявителя, расчет минимального размера арендной платы противоречит действующему законодательству. В своих расчетах эксперт применил средневзвешенную ставку платы, что является недопустимым и противоречит статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Способ расчета эксперта по составляющим породам некорректен, поскольку итоговые данные по объему использования в разрезе составляющих пород приняты не из таблицы на странице 147 проекта освоения лесов (процентное соотношение по породам разное), что прямо противоречит действующему законодательству. Объемы изъятия по хвойным и лиственным породам, отраженные в экспертном заключении, превышают объем расчетной лесосеки по хвойному и лиственному хозяйству. Расчёт минимального размера арендной платы возможно выполнить на основании только общей товарной структуры лесного участка по составляющим породам. Применение при расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, не допускается. Достоверный расчет размера арендной платы представлен Министерством в материалы дела. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания судебных расходов по оплате судебной экспертизе отсутствуют. При этом следует учитывать, что между Министерством и Обществом согласованы все приложения к договору (за исключением приложения N 4 к договору).
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 19.10.2020 и 12.11.2020 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.10.2020 и 13.11.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционных жалоб.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы Министерства отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению Общества различия в расчетах сводятся к тому, что истец учитывает допустимый объем изъятия не только по категориям защищенности и видам рубок, но и по хозяйствам (хвойное и мягколиственное). Министерство при расчете арендной платы берет лишь среднюю товаризацию 68100 куб.м, то есть объем обезличенного леса. Распределение расчетной лесосеки по хозяйствам не противоречит действующему законодательству и соответствует проекту освоения лесов. Разделение объемов заготовки по хозяйствам является важнейшим фактором для расчёта арендной платы, так как арендная плата начисляется именно за тот объем, который разрешено заготавливать по хозяйствам.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 13.01.2020.
В дополнение к ранее изложенным позициям стороны пояснили методику расчёта минимального размера арендной платы.
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные письменные позиции по делу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 04.09.2020 и дополнительного решения Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2020 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.02.2005 между ФГУ Пинюгский лесхоз (арендодатель) и ООО "Арс-групп" (арендатор) по результатам лесного конкурса от 20.01.2005 заключен договор аренды N 13.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в целях приведения договора аренды от 20.01.2005 N 13 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 48069 га, расположенный по адресу: Кировская область, Подосиновский район, Пинюгское лесничество, Лунданское участковое лесничество, кварталы 1-8, 9 ч-12 ч, 13-19, 20 ч, 21 ч, 22-27, 28 ч-30 ч, 31-43, 35 ч, 36, 37, 38 ч-47 ч, 48-50, 51 ч, 52 ч, 53-61; Подосиновское участковое лесничество, кварталы 1, 4-7, 39 (далее - лесной участок).
31.10.2008 лесной участок передан Обществу по акту приема-передачи.
Согласно пункту 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 11 договора Общество обязано в установленном порядке разработать и представить Министерству проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Срок действия договора установлен с даты его государственной регистрации по 31.01.2054 (пункт 20 договора).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2016 по делу N А28-9152/2015 внесены изменения в абзац первый пункта 5 договора (размер арендной платы на 2015, 2016, 2017 годы), а также в приложения N 2 (характеристика лесного участка и его насаждений), N3 (объемы использования лесов для заготовки древесины на лесном участке), N 4 (сроки внесения арендной платы), N 6 (объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке); приложение N 3.1 к договору исключено.
В связи с окончанием срока действия проекта освоения лесов и для возможности продолжения заготовки древесины, в 2018 году произведена таксация лесного участка и разработан проект освоения лесов на лесном участке с учётом внесения в него изменений (т. 1 л. 105-202, т. 2 л. 1-108).
Сведения по результатам таксации внесены в Государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества.
В связи с изложенным произошли изменения количественных и качественных характеристик лесного участка и его насаждений, что Министерством не оспаривается.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции назначена и проведена судебная экспертиза. Проведение экспертизы поручено эксперту Тетюхину Сергею Владимировичу. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
- определить минимальный размер арендной платы по договору;
- отличается ли товарная структура насаждений хвойного хозяйства от товарной структуры насаждений мягколиственного хозяйства на лесном участке? Если различается, то как учитываются эти различия при расчете арендной платы.
- какая из таблиц изменений в проект освоения лесов подлежит применению при расчете минимального размера арендной платы: "по преобладающим и составляющим породам" или "по составляющим породам".
В материалы дела представлено экспертное заключение (т. 4 л. 52-59, 80-97).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
На основании материалов таксации лесов на арендуемом лесном участке Обществом разработан новый проект освоения лесов, из которого следует, что с момента заключения договора и внесения в него изменений решением Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2016 по делу N А28-9152/2015 произошло существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка и его насаждений, в том числе, изменились объемы заготовки древесины.
Таксация лесов в силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Обстоятельства, связанные с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка после заключения договора аренды, являются основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка в силу прямого указания части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Наличие оснований для внесения изменений в спорный договор аренды лесного участка подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Разногласия между сторонами по существу сводятся к определению допустимых объёмов изъятия лесных ресурсов по сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений при расчете минимального размера арендной платы.
Министерство в своём расчёте не учитывает следующего.
В соответствии с проектом освоения лесного участка с учётом изменения в проект предусмотрена как общая товарная структура лесных насаждений на лесном участке, так и товарная структура по лесным хозяйствам (хвойное и мягколиственное). При этом расчетная лесосека приведена в приложении N 1 изменения в проект освоения лесного участка на стр. 137 и равна 68100 куб.м ликвидной древесины, в том числе по хвойному хозяйству - 17300 куб.м, по мягколиственному - 50800 куб.м. Учитывая, что арендатор не вправе превышать приведенные выше объемы заготовки по каждому из лесных хозяйств, разделение объемов заготовки древесины по хозяйствам является юридически значимым обстоятельством при расчёте арендной платы. Только в этом случае плата начисляется именно за тот объем, который разрешено заготавливать истцу.
Товарные структуры лесных насаждений по хвойному и мягколиственному хозяйствам, приведены в приложении N 6 изменения в проект освоения лесного участка на стр. 146-147.
За основу расчёта минимального размера арендной платы по сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений истец взял расчет эксперта "по хозяйствам и составляющим породам".
Методика расчета, примененная экспертом, подробно изложена в пункте 1 Приложения N 2 к экспертному заключению, а также в пояснениях истца от 30.12.2020.
Вопреки доводам Министерства, размер ставки платы, применяемый Министерством и экспертом, является одинаковым: эксперт также учитывает ставки на деловую древесину по категориям крупности и дров для 1-го и 2-го разрядов такс. Математическая методика расчета средневзвешенной стоимости 1 куб.м древесины, используемая экспертом в пункте 1 Приложения N 2 к экспертному заключению, действующему законодательству не противоречит.
Аргументы заявителя о том, что объемы допустимого изъятия по хвойным и лиственным породам превышают объем расчетной лесосеки по хвойному и лиственному хозяйству является несостоятельным. Действительно, в таблице "по хозяйствам и составляющим породам" пункта 1 приложения N 2 к экспертному заключению указаны объемы в тыс. куб.м с превышением объемов по мягколиственному хозяйству. Однако, необходимо учесть, что указанные объемы были округлены экспертом до 1 знака после запятой, при этом сам расчёт сделан без округлений.
Методика расчета минимального размера арендной платы по рубкам в защитных и эксплуатационных лесах ответчиком не оспорена.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что минимальный размер арендной платы в размере 5670519 рублей за 2019 год и 6242336 рублей за 2020 год соответствует требованиям части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлению N 310, Постановлению Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363.
Расчет размера арендной платы по договору за 2019 и 2020 годы приведен истцом в заявлении об уточнении исковых требований от 25.08.2020 (т. 5 л.140-145) и является арифметически верным. В приложении N 4 к договору в редакции истца арендная плата за 2019 и 2020 годы распределена по правилам пункта 6 договора.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Кировской области от 04.09.2020 является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Министерства не имеется.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К последним относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В рассматриваемом случае судебный акт вынесен в пользу истца.
Факт проведения по делу судебной экспертизы не оспаривается сторонами, подтвержден соответствующими документами. Выводы эксперта использованы при вынесении судебного акта.
Факт несения истцом судебных расходов в размере 50000 рублей, связанных с проведением по делу судебной экспертизы, подтвержден материалами дела: истец внес денежные средства на депозит суда, что подтверждается платежным поручением от 21.06.2019 N 500 (т. 3 л. 2). В дальнейшем за счет данных денежных средств с депозита суда первой инстанции произведена выплата Тетюхину С.В. за проведение экспертизы в сумме 50000 рублей по счету от 16.01.2020.
Аргументы Министерства о том, что условия договора были согласованы между сторонами (за исключением абзаца первого пункта 5 договора и приложения N 4 к договору) являются несостоятельными в силу разъяснений, изложенных в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
При таких обстоятельствах дополнительное решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2020 является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Министерства не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 04.09.2020 и дополнительное решение Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2020 по делу N А28-1678/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1678/2019
Истец: ООО "Арс-групп"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Третье лицо: "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" доценту кафедры Тетюхину С.В.