г. Челябинск |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А47-9731/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Махровой Н.В., рассмотрел апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.11.2020 по делу N А47-9731/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу "Орскнефтеоргсинтез" (далее - ответчик) о взыскании 31 604 руб. 20 коп. убытков, понесенных в результате устранения аварийных ситуаций, вызванных течью опасного груза.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.11.2020 по делу N А47-9731/2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обжаловал его в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе ПАО "Орскнефтеоргсинтез" просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил всей совокупности условий необходимых для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков.
Апеллянт указывает, что приняв груз к перевозке и оформив документы, перевозчик фактически подтвердил соблюдение ответчиком требований Правил перевозки грузов наливом и факт отсутствия течи груза при его отправке.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства причинно-следственной связи между произошедшей течью груза из вагона-цистерны и действиями ответчика.
От истца поступил отзыв по апелляционной жалобе, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по железнодорожной накладной N ЭТ267506 ОAO "РЖД" приняло к перевозке вагон-цистерну N 57429144 с опасным грузом "Бензин автомобильный (моторный) неэтилированный" назначением до станции Вышестеблиевская Северо-Кавказской железной дороги. Грузоотправителем по данной отправке выступало ПАО "Орскнефтеоргсинтез", грузополучателем - ЗАО "Таманьнефтегаз" на станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги 18.10.2019.
В пути следования 19.10.2019 на железнодорожной станции Оренбург Южно-Уральской железной дороги в вагоне-цистерне N 57429144 обнаружен пролив опасного груза из-под наружной крышки нижнего сливного прибора указанного вагона-цистерны 150 капель в минуту.
По факту обнаружения течи груза оформлен акт общей формы N 81190-1-П/5158 от 19.10.2019, акт общей формы N 81190-1-П/5159 от 19.10.2019.
Комиссией установлено, что в протоколе совещания у начальника железнодорожной станции Оренбург от 21.10.2019, протоколе разбора у начальника железнодорожной станции Никель от 22.10.2019 N 329, в акте служебного расследования данного инцидента отражено, что течь опасного груза произошла вследствие нарушения ПАО "Орскнефтеоргсинтез" пункта 3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных на 5 заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009 в части негерметичного закрытия сливоналивочной арматуры.
На станции отправления грузоотправителем ПАО "Орскнефтеоргсинтез" было передано ОАО "РЖД" свидетельство N 725 от 18.10.2019 о техническом состоянии вагона-цистерны N 57429144 для перевозки опасного груза "Бензин моторный".
В результате возникновения аварийной ситуации ОАО "РЖД" понесло убытки, состоящие из затрат по ликвидации инцидента при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом в размере 3 284 руб. 79 коп.
10.06.2017 на станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги по железнодорожной накладной N 23480285 ОАО "РЖД" приняло к перевозке вагон-цистерну N 50583871 с опасным грузом "Бензин моторный" назначением до станции Алма-Ата Казахской железной дороги. Грузоотправителем по данной отправке выступало ПАО "Орскнефтеоргсинтез", грузополучателем - ТОО "Роял Петрол".
В пути следования 12.06.2017 на железнодорожной станции Карталы 1 Южно-Уральской железной дороги обнаружена течь опасного груза по сварному шву вагона- цистерны N 50583871.
По факту обнаружения течи груза оформлен акт общей формы N 81620-2-П/3975 от 12.06.2017, акт общей формы N 81620-2-В/3999 от 12.06.2019.
Комиссией установлено, что в протоколе совещания у начальника железнодорожной станции Карталы от 13.06.2017, в акте от 12.06.2017 о результатах расследования данного инцидента отражено, что течь опасного груза произошла вследствие нарушения ПАО "Орскнефтеоргсинтез" пункта 3.2.9 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах- цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных на 5-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009 в части некачественной подготовки вагона-цистерны для перевозки опасного груза, не обеспечена исправной сливоналивной арматуры цистерны, в результате чего произошла течь груза.
На станции отправления грузоотправителем ПАО "Орскнефтеоргсинтез" было передано ОАО "РЖД" свидетельство N 6 от 10.06.2017 о техническом состоянии вагона-1 цистерны N 50583871 для перевозки опасного груза "Бензин моторный".
В результате возникновения аварийной ситуации ОАО "РЖД" понесло убытки, состоящие из затрат по ликвидации инцидента при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом в размере 2 712 руб. 69 коп.
14.09.2019 на станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги I по железнодорожной накладной N ЭРЗ85403 ОАО "РЖД" приняло к перевозке вагон-I цистерну N 51741320 с опасным грузом "Бензин автомобильный (моторный) I неэтилированный" назначением до станции Вышестеблиевская-Налив-Эксп. Северо-I Кавказской железной дороги. Грузоотправителем по данной отправке выступало ПАО "Орскнефтеоргсинтез", грузополучателем - ЗАО "Таманьнефтегаз".
В пути следования 16.09.2019 на железнодорожной станции Каргала Южно- Уральской железной дороги в вагоне-цистерне N 51741320 обнаружена течь опасного груза из нижнего сливного прибора указанного вагона-цистерны.
По факту обнаружения течи груза оформлен акт общей формы N 2/8072 от 16.09.2019, акты общей формы N 2/8074, 2/8066 от 16.09.2019.
Комиссией установлено, что в протоколе совещания у начальника железнодорожной станции Каргала от 17.09.2019 N 256/ДС, в акте служебного расследования данного инцидента от 18.09.2019 отражено, что течь опасного груза произошла вследствие нарушения ПАО "Орскнефтеоргсинтез" пункта 3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных на 5-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009 в части негерметичного закрытия клапана нижнего сливного прибора.
На станции отправления грузоотправителем ПАО "Орскнефтеоргсинтез" было передано ОАО "РЖД" свидетельство N 81 от 13.09.2019 о техническом состоянии вагона-цистерны N 51741320 для перевозки опасного груза "Бензин моторный".
В результате возникновения аварийной ситуации ОАО "РЖД" понесло убытки, состоящие из затрат по ликвидации инцидента при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом в размере 9 767 руб. 28 коп.
01.09.2019 на станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги по железнодорожной накладной N ЭП676321 ОАО "РЖД" приняло к перевозке вагон-цистерну N 74913880 с опасным грузом "Углеводороды жидкие, Н.У.К. (дистиллят газового конденсата средний (сернистый, высококипящий" назначением до станции Новороссийск (эксп.) Северо-Кавказской железной дороги. Грузоотправителем по данной отправке выступало ПАО "Орскнефтеоргсинтез", грузополучателем - ООО "ИПП".
В пути следования 02.09.2019 на железнодорожной станции Оренбург Южно-Уральской железной дороги в вагоне-цистерне N 74913880 обнаружен пролив опасного груза из-под нижнего сливного устройства указанного вагона-цистерны.
По факту обнаружения течи груза оформлен акты общей формы от 02.09.2019 N 81190-4-т/193, 252, 81190-4-Ц/94.
Комиссией установлено, что в протоколе совещания у начальника железнодорожной станции Оренбург от 03.09.2019, в акте служебного расследования данного инцидента от 03.09.2019 отражено, что течь опасного груза произошла вследствие нарушения ПАО "Орскнефтеоргсинтез" пункта 3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных на 5-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009 в части негерметичного закрытия сливоналивочной арматцры.
В результате возникновения аварийной ситуации ОАО "РЖД" понесло убытки, состоящие из затрат по ликвидации инцидента при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом в размере 3 197 руб.26 коп.
28.11.2018 на станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги по железнодорожной накладной N ЭБ595732 ОАО "РЖД" приняло к перевозке вагон- цистерну N 75014985 с опасным грузом "Топливо дизельное" назначением до станции Белово Западно-Сибирской железной дороги. Грузоотправителем по данной отправке выступало ПАО "Орскнефтеоргсинтез", грузополучателем - ООО "Октан".
В пути следования 30.11.2018 на железнодорожной станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги в вагоне-цистерне N 75014985 обнаружена течь опасного груза из-под крышки нижнего сливного прибора указанного вагона-цистерны.
По факту обнаружения течи груза оформлен акты общей формы от 30.11.2018 N 8000-2-Г/16956, N8000-4-Д/1929.
Комиссией установлено, что в протоколе совещания у начальника Челябинского центра организации работы железнодорожных станций N ДЦС-1/1596пр от 03.12.2018 отражено, что течь опасного груза произошла вследствие нарушения ПАО "Орскнефтеоргсинтез" пункта 3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных на 5-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009 в части негерметичного закрытия крышки сливоналивочной арматуры.
В результате возникновения аварийной ситуации ОАО "РЖД" понесло убытки, состоящие из затрат по ликвидации инцидента при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом в размере 2 794 руб. 64 коп.
14.09.2019 на станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги по железнодорожной накладной N 27837966 ОАО "РЖД" приняло к перевозке вагон- цистерну N 74974031 с опасным грузом "Топливо дизельное" назначением до станции Одесса-Западная Одесской железной дороги. Грузоотправителем по данной отправке выступало ПАО "Орскнефтеоргсинтез", грузополучателем - ООО "Евростандарт".
В пути следования 15.09.2019 на железнодорожной станции Оренбург Южно-Уральской железной дороги в вагоне-цистерне N 74974031 обнаружена течь опасного груза из-под крышки нижнего сливного прибора указанного вагона-цистерны.
По факту обнаружения течи груза оформлены акты общей формы от 15.09.2019 N 81190-4-П/197, N263.
На станции отправления грузоотправителем ПАО "Орскнефтеоргсинтез" было передано ОАО "РЖД" свидетельство N 124 от 13.09.2019 о техническом состоянии вагона-цистерны N 74974031 для перевозки опасного груза "Топливо дизельное".
Комиссией установлено, в протоколе совещания у начальника железнодорожной станции Оренбург от 16.09.2019, в акте служебного расследования от 17.09.2019 отражено, что течь опасного груза произошла вследствие нарушения ПАО I "Орскнефтеоргсинтез" пункта 3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-I цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных на 5-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009 в части негерметичного закрытия сливоналивочной арматуры.
В результате возникновения аварийной ситуации ОАО "РЖД" понесло убытки, состоящие из затрат по ликвидации инцидента при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом в размере 8095 руб. 88 коп.
28.10.2018 на станции отправления Никель Южно-Уральской железной дороги по железнодорожной накладной N ЭА121828 ОАО "РЖД" приняло к перевозке вагон-цистерну N 75033845 с опасным грузом "Углеводороды жидкие, Н.У.К. (дистиллят газового конденсата средний (сернистый, высококипящий)" назначением до станции Новороссийск (эксп.) Северокавказской железной дороги. Грузоотправителем по данной отправке выступало ПАО "Орскнефтеоргсинтез", грузополучателем - ООО "ИПП".
В пути следования 29.10.2018 на железнодорожной станции Оренбург Южно-Уральской железной дороги в вагоне-цистерне N 75033856 обнаружен пролив опасного груза через отверстие стакана, в котором расположен вал поворотного устройства дополнительного затвора нижнего сливного прибора, струйкой 4 мм в указанном вагоне-цистерне.
По факту обнаружения течи груза оформлены акты общей формы от 29.10.2018 N 81190-4-0/358, N 81190-4-О/359.
На станции отправления грузоотправителем ПАО "Орскнефтеоргсинтез" было передано ОАО "РЖД" свидетельство N 510 от 08.10.2018 о техническом состоянии вагона-цистерны N 75033845 для перевозки опасного груза "дистилляты газового конденсата".
Комиссией установлено, в протоколе совещания у и.о. начальника железнодорожной станции Оренбург от 30.10.2018, в акте служебного расследования от 30.10.2018 отражено, что течь опасного груза произошла вследствие нарушения ПАО "Орскнефтеоргсинтез" пунктов 3.2.6, 3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных на 5-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009 в части негерметичного закрытия сливоналивной арматуры.
В результате возникновения аварийной ситуации ОАО "РЖД" понесло убытки, состоящие из затрат по ликвидации инцидента при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом в размере 1 752 руб. 16 коп.
В целях досудебного урегулирования спора ответчику направлялась направлялись претензии N ЮУТЦФТОЮ-13/П от 21.02.2020, N ЮУТЦФТОЮ-23/П от 06.03.2020, N ЮУТЦФТОЮ-12/П от 21.02.2020, N ЮУТЦФТОЮ-10/П от 21.02.2020, N ЮУТЦФТОЮ-11/П от 21.02.2020, N ЮУТЦФТОЮ-5/П от 19.02.2020, N ЮУТЦФТОЮ-4/П от 19.02.2020 с требованием об оплате сумм затрат, понесенных ОАО "РЖД" в результате устранения аварийных ситуаций.
Указанные претензии оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено судом только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (часть 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Ответчик не представил доказательства отсутствия вины в причинении ущерба истцу.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт утечки опасного груза из вагонов-цистерн N 57429144, N 50583871, N 51741320, N 74913880, N 75014985, N 74974031, N 74974031, N 75033854 подтвержден актами общей формы, актами служебного расследования инцидента.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что расходы ОАО "РЖД" понесло в связи с ненадлежащим исполнением НЛО "Орскнсфтеоргсинтез" обязанностей грузоотправителя, предусмотренных статьей 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приняв груз к перевозке и оформив документы, перевозчик фактически подтвердил соблюдение ответчиком требований Правил перевозки грузов наливом и факт отсутствия течи груза при его отправке, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В силу статьи 118 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик освобождается от ответственности за недостачу принятого для перевозки груза в случае, если груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза.
В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обязанность по проверке технической исправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн перед наливом возложена на грузоотправителя. Если же грузоотправитель не выполнил указанные обязанности и вследствие технической неисправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов произошла утрата или недостача груза при перевозке, обязанность по возмещению грузополучателю (грузоотправителю) стоимости утраченного либо недостающего груза на перевозчика возложена быть не может.
Пунктом 15 данного Постановления определено, что если погрузка обеспечивается грузоотправителем, то он определяет пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов. Понятие коммерческой пригодности содержится в статье 20 Устава.
Согласно пункту 14 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 года N 374, перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в случаях, установленных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами, предусматривающими выполнение таких работ.
"Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам" (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15) (ред. от 19.05.2017) (п. 2.1.20) также установлено, что техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель. Напротив, работниками вагонного хозяйства железных дорог производится технический осмотр и определение пригодности только ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозных и ударно-тяговых устройств подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям (грузополучателям) или арендованного ими, по заявке грузоотправителя.
Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им.
В соответствии с пунктом 2.1.20 Правил N 15 подаваемые под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры должны быть исправны и очищены от ранее перевозимых грузов и мусора. Пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями. Техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.
В свою очередь работниками вагонного хозяйства железных дорог производится технический осмотр и определение пригодности только ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозных и ударно-тяговых устройств подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям (грузополучателям) или арендованного ими.
Таким образом, течь в вагонах, перечисленных в исковом заявлении, возникла до прибытия на станцию назначения, и ответственным за техническое состояние вагона-цистерны является грузоотправитель.
Возложение на грузоотправителя обязанности по проверке технической исправности котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн перед наливом обусловлена тем, что особенность устройства сливного прибора цистерны не позволяет на основании визуального осмотра перевозчиком при отсутствии течи оценить плотность прилегания клапана к седлу универсального сливного прибора при закрытых крышках верхнего загрузочного люка.
Поскольку ответчик передал истцу для отправки продукцию в непригодном в коммерческом отношении вагоне, то на ответчика, в силу указанных выше норм, возлагается ответственность за надлежащее техническое состояние вагонов цистерн как на грузоотправителя.
ОАО "РЖД", принимая груз к перевозке, при наружном осмотре не могло обнаружить неисправность сливного устройства, течь из сливного устройства на момент приемки груза к перевозке отсутствовала, иное лицами, участвующими в деле, не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 19 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что грузоотправители несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, в том числе возмещают расходы на ликвидацию таких ситуаций.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.11.2020 по делу N А47-9731/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9731/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "ОРСКНЕФТЕОРГСИНТЕЗ"