г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А56-40860/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): Ахремчик Д.А. (доверенность от 09.01.2020)
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28727/2020) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 по делу N А56-40860/2020 (судья Балакир М.В.), принятое по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к ООО "Паркинг М" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ПАРКИНГ М" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 2 617 319,38 рублей в федеральный бюджет и пеней за просрочку в размере 134 317,30 рублей в областной бюджет.
Истцом заявлено об уточнении исковых требований, в котором в связи с погашением ответчиком задолженности по арендной плате в полном объеме, истец просит взыскать только пени за просрочку в размере 134 317,30 рублей.
Решением от 27.08.2020 с ООО "Паркинг М" взыскано 125 133, 52 руб.
В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал на нарушение судом норм материального и процессуального права, истец просит решение отменить и иск удовлетворить.
По мнению Комитета, суд вышел за пределы исковых требований, поскольку истец не заявлял о взыскании пеней в федеральный бюджет.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель в судебное заседание не явился.
Представитель Комитета апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между истцом, как арендодателем, и ответчиком, как арендатором, заключен договор аренды лесного участка N 204/К-2014-08 от 22.08.2014, в соответствии с которым в пользование ответчику передан лесной участок площадью 76,0 га, местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Рябовское участковое лесничество, квартал 92 части выделов 19, 20, 21, квартал N94 (части выделов 2, 3, 5,10, 12, 14, 16, 18, 19, 24,33, 34, 36 выделы 8, 9, 13, 15, 17, 22, 23, 31, 32); квартал 95 част выделов 3, 5, 6, 7, 10, 13, 32 выдел 4.
Пунктом 13 договора предусмотрены пени за просрочку платежей в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Размер пеней за просрочку платежа по состоянию на 31.03.2020, подлежащих уплате в областной бюджет, составил согласно расчету истца 134 317, 30 рублей.
Претензией исх.N 215 от 06.04.2020 г. Комитет потребовал имеющуюся задолженность, после чего обратился с иском о взыскании долга и пеней.
Удовлетворяя иск в части взыскания пеней в федеральный бюджет в размере 125 133, 52 руб., суд руководствовался разъяснениями Пленума ВАС РФ, данными в п. 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" установив, что договор аренды заключен не по результатам проведения торгов и арендная плата является регулируемой, в связи с чем при ее расчете к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применение повышающего коэффициента 1.2 не предусмотрено.
Указание в договоре аренды на применение
Суд первой инстанции указал, что указание в договоре аренды на применение данного коэффициента при расчете и определении размера арендной платы за предоставленный Обществу лесной участок не соответствует закону, является недействительным (ничтожным), в связи с чем не установил оснований для начисления неустойки в размере 9183 руб. 78 коп. на сумму долга 961227 руб. 91 коп, подлежащую перечислению в областной бюджет по вышеуказанным основаниям.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал решение подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Обращаясь с иском в арбитражный суд, Комитет заявил 2 самостоятельных требования: о взыскании долга на сумму 2 617 319, 38 руб. в федеральный бюджет и 134 317, 30 руб. пеней в областной бюджет.
Ходатайство об уточнении исковых требований соответствует не ч. 1 ст. 49 АПК РФ, а ч. 2 названной статьи, поскольку по существу содержит отказ от иска в части взыскания долга по арендной плате в федеральный бюджет.
Суд в решении согласился с отказом, рассмотрев требование о взыскании пеней, но не разрешил отказ от части исковых требований в соответствии с ч. 5 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Кроме того, суд принял решение о взыскании пеней в федеральный бюджет вместо областного, как просил в судебном заседании истец.
Частью 3 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 указанной статьи порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Как определено частью 3 статьи 74 ЛК РФ, в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
Статьей 43 названного Кодекса регламентирован порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется. В данном случае договор заключен без проведения аукциона, в связи с чем арендная плата является регулируемой и подлежит определению в соответствии с Постановленим N 310.
Выводы суда в указанной части являются верными и из расчета неустойки подлежит исключению сумма в размере 961 887, 91 руб. в результате применения коэффициента 1.2.
Согласно пункту 16 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действующей с 01.01.2020, суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, в 2020 году подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.
Статьей 4 ЛК РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Таким образом, при наличии в договоре аренды лесного участка, стороной которого является орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, условий о выплате штрафов, неустоек, пеней за ненадлежащее исполнение обязательств перед данным органом суммы таких штрафов, неустоек, пеней с 1 января 2020 года должны поступать соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет (бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого является указанный орган).
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 21.02.2020 N 02-05- 10/12919 для учета поступлений штрафов, неустоек, пеней по договору аренды лесного участка, обязанность по уплате которых возникла после 1 января 2020 года, Приказом N 85н предусмотрен код бюджетной классификации 000 1 16 07030 00 0000 140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с договором аренды лесного участка или договором купли-продажи лесных насаждений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением", детализированный по соответствующим элементам кода вида доходов бюджетов.
Поскольку истец просил взыскать неустойку в областной бюджет, иск подлежит удовлетворению за просрочку внесения платежей в 2020 году, что составляет 93 291, 96 руб.
В остальной части иск удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах решение подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 по делу N А56-40860/2020 изменить.
Принять отказ от иска в части взыскания долга по арендной плате в сумме 2 617 319, 38 руб.
В указанной части производство по делу прекратить.
Взыскать с ООО "Паркинг М" в бюджет Ленинградской области 93 291, 96 руб. пеней по договору аренды N 204/К-2014-08 от 22.08.2014.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с ООО "Паркинг М" в доход федерального бюджета 3 732 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40860/2020
Истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Ответчик: ООО "ПАРКИНГ М"