г. Хабаровск |
|
21 января 2021 г. |
А73-6079/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.,,
при участии в судебном заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: Кумаева Д.В., представителя по доверенности от 10.11.2020,
от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России: Евдокимова А.О., представителя по доверенности от 01.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации
на решение от 26.10.2020
по делу N А73-6079/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 661831,93 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) о взыскании 650510,21 рубля убытков, возникших в результате применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 и 11321,72 рубля процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.04.2020 по 17.08.2020 на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Определениями суда от 25.05.2020, от 17.08.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края, а также Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 26.10.2020 уточнённые исковые требования удовлетворены частично, с Администрации в пользу истца за счет казны муниципального образования взыскано 650510,21 рубля убытков, в удовлетворении требований в части взыскания процентов, отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в апелляционной жалобе просит решение суда от 26.10.2020 в части отказа во взыскании процентов отменить, заявленные требования удовлетворить полностью.
В доводах апелляционной жалобы ее заявитель оспаривает отказ суда в удовлетворении требований по взысканию процентов, поскольку считает, что исходя из смысла статьи 395 Гражданского кодекса РФ, имеется возможность возложения ответственности на должника, независимо от основания возникновения обязательства.
В судебном заседании представители Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали.
Министерство финансов Хабаровского края и Администрация в предоставленных отзывах оспоренное в апелляционном порядке решение суда от 26.10.2020 просили оставить в силе.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Возражений против рассмотрения судебного акта от 26.10.2020 в пределах доводов апелляционной жалобы от участвующих в деле лиц не поступило.
Из материалов дела следует, что с 01.04.2017 Учреждение осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной инфраструктуры и предоставляет коммунальные услуги в интересах Вооруженных Сил РФ.
Постановлением от 20.11.2017 N 33/23 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Учреждению был установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ЦЖКУ на период с 2017-2020 гг. в размере 4 361,79 руб./Гкал (без учёта НДС).
При этом Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.12.2018 N 85 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2019 год" установлен экономически обоснованный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения в размере 2 286,74 руб./Гкал без НДС.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляло отпуск тепловой энергии населению на территории Ульчского муниципального района Хабаровского края (с. Мариинское) в период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Учреждение полагая, что в связи с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, не дополучило доходы в размере 650 510,21 рубля, направило в адрес Администрации претензию от 04.03.2020 N 370/ЖКС/2/744, с требованием компенсировать образовавшиеся убытки.
Отказ в удовлетворении требовании претензии явилось основание для начисления процентов на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ и обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 13.01.2021 до 20.01.2021.
Изучив материалы дела, заслушав с судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В рассматриваемом случае истцом ко взысканию предъявлены убытки, возникшие в связи с оказанием регулируемого вида деятельности, а именно - поставка тепловой энергии.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
На территории Хабаровского края порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникших в результате реализации тепловой энергии (мощности) теплоносителя по льготным тарифам, урегулирован Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (в редакции Закона от 27.11.2013 N 7).
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Постановления N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
С учётом положений пунктов 2.5, 2.5.3 Порядка, суд первой инстанции пришел к выводу то том, что лицом обязанным возмещать убытки от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию является муниципальное образование, а именно Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края.
Данный вывод не оспаривается, возражений сторонами не заявлено.
Факт несения и размер убытков ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в размере 650 510,21 рубля, возникших в результате применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, подтверждается материалами дела, в частности: договорами найма служебного помещения, поквартирными карточками, квитанциями о начислениях за коммунальные услуги, сведениями о начислениях по лицевым счетам, расчётом убытков и не оспаривается сторонами.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у Администрации обязанности возместить убытки Учреждению в размере 650 510,21 рубля и удовлетворил исковые требования в данной части, при этом пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика ответственности в виде взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на основании и статьи 395 Гражданского кодекса РФ.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что основанием для взыскания процентов послужила совокупность фактических обстоятельств, обосновывающих требование Учреждения, в результате неисполнения ответчиком денежных обязательств по перечислению суммы убытков, в связи с чем имеются основания для удовлетворении требований в данной части.
Вместе с тем заявленный довод жалобы подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права, в силу следующего.
По смыслу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами представляют собой ответственность за нарушение денежного обязательства.
В силу главы 25 Гражданского кодекса РФ убытки также являются формой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязательства, следовательно, на сумму убытков проценты начислению не подлежат.
При этом согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" проценты за пользование чужими денежными средствами не подлежат начислению на сумму убытков, поскольку проценты, как и убытки, являются самостоятельной мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств. Применение двойной меры ответственности за допущенное нарушение обязательств действующим законодательством не допускается.
Учитывая изложенное, требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.04.2020 по 17.08.2020 в размере 11 321,72 рубля, на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ, правомерно отклонено судом первой инстанцией.
В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам, не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
От уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в доход федерального бюджета ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России освобождено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.10.2020 по делу N А73-6079/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6079/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Администрация Ульчского Муниципального Района Хабаровского Края
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации