г. Москва |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А40-62029/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Л.А. Москвиной, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Микрон В"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2020 по делу N А40-62029/20
по заявлению ООО "Микрон В" (ИНН 3662127100)
к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (ИНН7706406291)
третьи лица: 1) ООО "Спецпром 1", 2) ООО "ГидроСтройИнновация",
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Рывкин С.А. по дов. от 01.04.2020; |
от ответчика: |
Коломынцев Ю.М. по дов. от 12.01.2021; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Микрон В" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Росстандарта (далее также - Агентство) по включению в национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58411-2019 "Плиты бетонные гибкие. Технические условия" (далее - ГОСТ Р 58411-2019) объектов патентных прав, а также приказа Агентства от 16.05.2019 N 199-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" (далее - Приказ), которым утвержден ГОСТ Р 58411-2019.
Решением суда от 16.10.2020 заявление ООО "Микрон В" оставлено без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что Приказ, которым был утвержден оспариваемый национальный стандарт, "выступает как правоприменительный акт, при помощи которого Агентство осуществляет реализацию возложенных на него обязанностей, организует работу своих структурных подразделений, носит организационно-распорядительный характер, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для применения неопределенным кругом лиц, и рассчитанных на неоднократное применение и направлен исключительно на утверждение и введение в действие национального стандарта в соответствии с Законом N 162-ФЗ. Приказ издан в строгом соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти".
С таким решением суда не согласилось ООО "Микрон В" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу Агентство с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Ссылается, что агентство не являлось разработчиком ГОСТ Р 58411-2019 не могло произвольно по своему усмотрению корректировать редакцию проекта указанного стандарта после получения от технического комитета по стандартизации соответствующего мотивированного предложения. Совершение каких-либо действий, нивелирующих требование ч. 17 ст. 24 Закона N 162-ФЗ, могло привести к нарушению порядка разработки и утверждения национального стандарта Российской Федерации, что в данном случае Агентством совершено не было. Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (п. 1 ст. 4 Закона N 162-ФЗ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом, согласно позиции заявителя, основанием для обращения в суд с заявлением послужило включение в ГОСТ Р 58411-2019 объектов патентных прав третьего лица - ООО "Спецпром 1", что, по мнению заявителя, нарушает его права и законные интересы.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Податель жалобы ссылается, что Агентством в оспариваемый ГОСТ были включены 14 (четырнадцать) объектов патентных прав. При этом правообладателями всех указанных объектов являются два взаимозависимых хозяйствующих субъекта (ООО "Спецпром 1" и ООО "ГидроСтройИнновация"), единственным учредителем и участником которых является одно и то же лицо (Марков Д.П.), доля которого в уставном капитале указанных обществ составляет 100%. При этом правообладателем 12-ти запатентованных технических решений является ООО "Спецпром 1" и 2-х запатентованных технических решений - ООО "ГидроСтройИнновация".
Заявитель полагает, что суд первой инстанции неправильно истолковал принципы технического регулирования, цели стандартизации и запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 (далее - Положение), Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации административный ответчик издает приказы в том числе по вопросам реализации государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации (п. 5.2.2 и п. 9.8 Положения).
Вместе с тем согласно пункту 7 Положения Агентство не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, правовые акты Агентства издаются путем издания приказов, имеющих ненормативный характер по реализации своей компетенции и другим текущим вопросам, а также в исключительных случаях путем издания приказов, имеющих нормативный характер.
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены в Федеральном законе от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ).
Закон N 162-ФЗ регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в ст. 14 Закона N 162-ФЗ.
Согласно ст. 14 Закона N 162-ФЗ к документам по стандартизации относятся, в том числе, документы национальной системы стандартизации, включающие в себя национальные стандарты Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Закона N 162-ФЗ).
Под национальным стандартом Российской Федерации (далее - стандарт) понимается документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (п. 5 ст. 2 Закона N 162-ФЗ).
Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (п. 1 ст. 4 Закона N 162-ФЗ).
Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 26 Закона N 162-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 N АКПИ20-137 и решении Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2019 по делу N А40-69442/2019 в исключительных случаях стандарт может содержать обязательные требования. Так, правовой статус обязательного стандарта (его структурных единиц (разделов, пунктов) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается как в частном, так и в публичном порядке. К таким случаям относятся:
стандарт используется в договорных обязательствах (ст. 309, 469 Гражданского кодекса Российской Федерации);
требования, содержащиеся в стандарте, подлежат исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. В данном случае обязательному исполнению подлежат структурные единицы (разделы, пункты) стандарта при условии, что такой стандарт опубликован в установленном порядке в информационной системе общего пользования в электронной форме (ст. 46 Закона N 184-ФЗ);
включение стандарта в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений");
принятие решения о применении стандарта, включенного в соответствующий перечень, для целей обеспечения соблюдения требований технического регламента Евразийской экономической комиссии (п. 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014);
применение стандарта в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Закона N 162-ФЗ (п. 2 ст. 4 Закона N 162-ФЗ);
включение стандарта в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Закона N 162-ФЗ);
публичное заявление изготовителя и (или) исполнителя о соответствии продукции стандарту, в том числе в случае применения обозначения стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч. 3 ст. 26 Закона N 162-ФЗ);
ссылка на стандарт содержится в нормативном правовом акте (ст. 27 Закона N 162-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 162-ФЗ стандарты разрабатываются участниками работ по стандартизации в соответствии с главой 5 Закона N 162-ФЗ в целях содействия использованию полученных в различных областях знаний и решений, инноваций, достижений науки и техники.
Порядок разработки и утверждения стандарта закреплен в ст. 24 Закона N 162-ФЗ.
Разработка стандарта должна осуществляться в соответствии с основополагающими национальными стандартами (ч. 1 ст. 16 Закона N 162-ФЗ). В частности, таким основополагающим национальным стандартом является ГОСТ Р 1.2-2016. "Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены", утвержденный приказом административного ответчика от 30.06.2016 N774-ст (далее - ГОСТ Р 1.2-2016).
Согласно п. 3.2 ГОСТ Р 1.2-2016 разработку и утверждение стандартов осуществляют в следующей последовательности:
организация разработки стандарта;
разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
доработка проекта стандарта по результатам публичного обсуждения и его редактирование;
подготовка окончательной редакции с учетом замечаний по результатам редактирования;
проведение контроля проектов стандартов на соответствие правилам, установленным в ГОСТ Р 1.7-2014 и/или ГОСТ Р 1.5-2012, и требованиям к их оформлению;
проведение экспертизы и подготовка мотивированного предложения об утверждении проекта стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта;
подготовка к утверждению, утверждение и регистрация стандарта.
В силу п. 12 ст. 9 Закона N 162-ФЗ, а также п. 5.4.6 Положения Агентство утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие.
Разработчиком ГОСТ Р 58411-2019 выступили АО ЦНИИС, ОАО "Трансмост" и ООО "Спецпром 1".
В соответствии со ст. 24 Закона N 162-ФЗ Агентством 04.05.2017 было размещено уведомление о разработке проекта национального стандарта на своем официальном сайте www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (копия уведомления прилагается). Публичное обсуждение проекта указанного национального стандарта проводилось с учетом предложений и замечаний заинтересованных лиц и завершилось 14.07.2017, о чем также на указанном сайте было размещено соответствующее уведомление, что соответствует сроку, предусмотренному абзацем третьем ч. 3 ст. 24 Закона N 162-ФЗ.
Экспертиза проекта ГОСТ Р 58411-2019 проводилась техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство" и по ее результатам проект ГОСТ Р 58411-2019 рекомендован к утверждению.
В этой связи Агентством было принято решение об утверждении проекта ГОСТ Р 58411-2019 и дате введения его в действие 01.01.2020.
В соответствии с п. 4 Порядка первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, утвержденного приказом Минпромторга России от 26.02.2018 N 522 (зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2018 N 50929), а также в целях информационного обеспечения национальной системы стандартизации уведомление об утверждении ГОСТ Р 58411-2019 и его текст были официально опубликованы на официальном сайте Агентства www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (снимки экрана с сайта www.gost.ru прилагаются).
Из указанного следует, что Агентством ГОСТ Р 58411-2019 был утвержден в пределах предоставленных полномочий без нарушения установленной процедуры.
Анализ содержания оспариваемого Приказа позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой акт, устанавливающий правовой статус ГОСТ Р 58411-2019 и его место в правовой системе Российской Федерации, дату введения его в действие, соответствующие поручения о размещении информации о ГОСТ Р 58411-2019 на официальном сайте Агентства www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ответственное структурное подразделение Агентства, которое обеспечивает в последующем его соответствие интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу, а также осуществляет соответствующий учет в Федеральный информационный фонд стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам.
Приказ связан не с процессом регулирования общественных отношений, а с процессом реализации права, предоставленного ответчику Законом N 162-ФЗ и Положением применительно к основной деятельности в области стандартизации.
Таким образом, Приказ выступает как правоприменительный акт, при помощи которого Агентство осуществляет реализацию возложенных на него обязанностей, организует работу своих структурных подразделений, носит организационно-распорядительный характер, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для применения неопределенным кругом лиц, и рассчитанных на неоднократное применение и направлен исключительно на утверждение и введение в действие национального стандарта в соответствии с Законом N 162-ФЗ.
Приказ издан в строгом соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти".
Исходя из изложенного, оспариваемый приказ не нарушает прав и законных интересов Заявителя, поскольку не возлагает на него каких бы то ни было прав и обязанностей, а также не ущемляет его права и законные интересы при существенно предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отношении же действий по включению в ГОСТ Р 58411-2019 объектов патентного права, суд указывает следующее.
По своей правовой природе стандарт является нормативным техническим актом, который не содержит норм права и не устанавливает правил поведения, а представляет собой акт многократного применения устанавливающий к продукции (работ, услуг) (далее - продукция), процессам, системам менеджмента, терминологии, условным обозначениям, исследованиям (испытаниям) и измерениям (включая отбор образцов) и методам испытаний, маркировке, процедурам оценки соответствия и иным объектам специальные характеристики, реализация которых на практике способствует повышению качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, и осуществления сопутствующих процессов, а также повышение конкурентоспособности продукции. Нормативный технический акт может быть сопоставлен с нормативным правовым актом и ненормативным правовым актом по правовому значению только в случае его обязательного применения в той или иной ситуации.
В отличие от ненормативного правового акта нормативный технический акт (стандарт), в основном как документ добровольного применения, не имеет императивного характера, сам по себе не порождает правовых последствий и распространяется на неопределенный круг лиц, а его действие не исчерпывается его однократным исполнением.
В силу приведенных законоположений ГОСТ Р 58411-2019 носит исключительно добровольный характер и не содержит правил, обязательных для многократного применения неопределенным кругом лиц.
Исходя из изложенного, как сам стандарт ГОСТ Р 58411-2019, так и связанные с ним действия, не могут рассматриваться как затрагивающие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влекут последствий экономического характера, не создают препятствий для осуществления указанной деятельности ввиду добровольного применения.
Кроме того, в силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно статье 65 АПК РФ заявители должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого отказа.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
В настоящем же случае заявитель не доказал, какое именно право Общества нарушено с учетом добровольного характера применения оспариваемого стандарта.
Кроме того, на момент рассмотрения спора по существу действие ГОСТ Р 58411-2019 приостановлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2020 по делу N А40-62029/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62029/2020
Истец: ООО "МИКРОН В"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Третье лицо: ООО "СПЕЦПРОМ 1", ООО "ГидроСтройИнновация"