город Москва |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А40-62029/20-149-445 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Микрон В": Рывкина С.А. (дов. от 01.04.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: Коломыцева Ю.М. (дов. N 2/С от 12.01.2021 г.);
от третьего лица ООО "Спецпром 1": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "ГидроСтройИнновация": не явились, извещены;
рассмотрев 06 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Микрон В"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 г.
по делу N А40-62029/20-149-445
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Микрон В"
к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии
о признании незаконными действий,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Спецпром 1", общество с ограниченной ответственностью "ГидроСтройИнновация",
УСТАНОВИЛ: приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт, агентство) от 16 мая 2019 г. N 199-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" (далее - приказ) был утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58411-2019 "Плиты бетонные гибкие. Технические условия" (далее - ГОСТ Р 58411-2019).
Указанный ГОСТ Р 58411-2019 введен в действие 01 января 2020 г.
Ссылаясь на то, что Росстандартом в ГОСТ Р 58411-2019 были включены 14 объектов патентных прав, правообладателями которых являются общество с ограниченной ответственностью "Спецпром 1" (далее - ООО "Спецпром 1") и общество с ограниченной ответственностью "ГидроСтройИнновация" (далее - ООО "ГидроСтройИнновация"), общество с ограниченной ответственностью "Микрон В" (далее - ООО "Микрон В", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росстандарту о признании незаконными действий по включению в национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58411-2019 "Плиты бетонные гибкие. Технические условия" объектов патентных прав, а также приказа от 16 мая 2019 г. N 199-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", которым утвержден ГОСТ Р 58411-2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Микрон В" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на неправильное истолкование судами принципа технического регулирования, цели стандартизации и запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
От Росстандарта через систему подачи документов "Мой арбитр" поступил отзыв на кассационную жалобу, который подлежит возврату в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку отзыв на кассационную жалобу подан в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Микрон В" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Росстандарта против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно абзацам тринадцатому и двадцать второму статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в их взаимосвязи национальным стандартом является утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 184-ФЗ, пунктами 5.4.6, 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 (далее - Положение), национальным органом Российской Федерации по стандартизации, осуществляющим утверждение национальных стандартов, является Росстандарт.
Статьей 12 и абзацем вторым пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 184-ФЗ установлен принцип добровольного применения документов в области стандартизации, а также добровольность применения национального стандарта равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
Росстандарт не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 7 Положения).
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены в Федеральном законе от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ), который регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 указанного закона.
Согласно статье 14 Закона N 162-ФЗ к документам по стандартизации относятся, в том числе, документы национальной системы стандартизации, включающие в себя национальные стандарты Российской Федерации.
Под национальным стандартом Российской Федерации (далее - стандарт) понимается документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Закона N 162-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения стандарта закреплен в статье 24 Закона N 162-ФЗ.
Разработка стандарта должна осуществляться в соответствии с основополагающими национальными стандартами, в частности, таким основополагающим национальным стандартом является ГОСТ Р 1.2-2016. "Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены", утвержденный приказом Росстандарта от 30 июня 2016 г. N 774-ст (далее - ГОСТ Р 1.2-2016).
В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Закона N 162-ФЗ и пунктом 5.4.6 Положения Агентство утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые действия соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом суды указали, что приказ, которым был утвержден оспариваемый национальный стандарт, издан в строгом соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477.
04 мая 2017 г. было размещено уведомление о разработке проекта национального стандарта на официальном сайте www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Публичное обсуждение проекта указанного национального стандарта проводилось с учетом предложений и замечаний заинтересованных лиц и завершилось 14 июля 2017 г., о чем на указанном сайте было размещено соответствующее уведомление.
Экспертиза проекта ГОСТ Р 58411-2019 проводилась техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство" и по ее результатам проект ГОСТ Р 58411-2019 рекомендован к утверждению.
В этой связи Агентством было принято решение об утверждении проекта ГОСТ Р 58411-2019 и дате введения его в действие 01 января 2020 г.
В соответствии с пунктом 4 Порядка первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, утвержденного приказом Минпромторга России от 26 февраля 2018 г. N 522, а также в целях информационного обеспечения национальной системы стандартизации уведомление об утверждении ГОСТ Р 58411-2019 и его текст были официально опубликованы на официальном сайте Агентства www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, ГОСТ Р 58411-2019 был утвержден в пределах предоставленных полномочий без нарушения установленной процедуры.
Данный акт не может нарушать прав и законных интересов заявителя и создавать препятствия заявителю для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей заявителя, в том числе обязанностей, за неисполнение которых предусмотрена ответственность или иные негативные последствия.
Судами также принято во внимание, что в настоящее время действие ГОСТ Р 58411-2019 приостановлено.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Относительно доводов кассационной жалобы о том, что общество в результате принятия Росстандартом оспариваемого ГОСТа поставлен в неравное положение с хозяйствующими субъектами, чьи объекты патентных прав включены в ГОСТ Р 58411-2019, что является нарушением положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суд кассационной инстанции отмечает, что заявитель не лишен возможности обратиться в антимонопольную службу в установленном законом порядке с соответствующим заявлением.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2021 г. по делу N А40-62029/20-149-445 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Микрон В" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 Порядка первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, утвержденного приказом Минпромторга России от 26 февраля 2018 г. N 522, а также в целях информационного обеспечения национальной системы стандартизации уведомление об утверждении ГОСТ Р 58411-2019 и его текст были официально опубликованы на официальном сайте Агентства www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, ГОСТ Р 58411-2019 был утвержден в пределах предоставленных полномочий без нарушения установленной процедуры.
...
Судами также принято во внимание, что в настоящее время действие ГОСТ Р 58411-2019 приостановлено.
...
Относительно доводов кассационной жалобы о том, что общество в результате принятия Росстандартом оспариваемого ГОСТа поставлен в неравное положение с хозяйствующими субъектами, чьи объекты патентных прав включены в ГОСТ Р 58411-2019, что является нарушением положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суд кассационной инстанции отмечает, что заявитель не лишен возможности обратиться в антимонопольную службу в установленном законом порядке с соответствующим заявлением."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 июля 2021 г. N Ф05-8755/21 по делу N А40-62029/2020