г. Москва |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А41-17916/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "УК - СТРОЙПРОМАВТОМАТИКА": Жумабава М.М., представитель по доверенности от 03.12.2020;
от ООО "РУЗСКИЙ РО": Капустина П.В., представитель по доверенности от 11.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РУЗСКИЙ РО" на решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2020 года по делу N А41-17916/20, принятое по исковому заявлению ООО "УК - СТРОЙПРОМАВТОМАТИКА" к ООО "РУЗСКИЙ РО" об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК - СТРОЙПРОМАВТОМАТИКА" обратилось в суд с иском к ООО "РУЗСКИЙ РО" об урегулировании разногласий, возникших при заключении Договора N РРО-2020 от 01.01.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, путем изложения пункта 15 договора в следующей редакции "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 N 1094)" в отношении многоквартирных домов, расположенных в Московской области в городе Звенигород, мкрн.Восточный-3, д.N 23, N 27, N 28, N 7, N 11, N 12, N 26, Проезд Ветеранов, д. 10, корп. 1,2,3,4.
Договор N РРО-2020-0000027 от 01.01.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирных домов, расположенных в Московской области в городе Звенигород, мкрн.Восточный-3, д. 15, квартал Введенское д. 1 Б, Нахабинское шоссе, д. 1, корп.N1, N2, N3, мкр. Пронина д. 6, мкр. Южный ул. Радужная д.N17, N18, N20, N23, N3, ул. Чайковского, д.34ул. Чехова, д.11А, Фрунзе, д.29 - считать заключенным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.07.2020 года по делу N А41-17916/20 требования ООО "УК - СТРОЙПРОМАВТОМАТИКА" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "РУЗСКИЙ РО" обратилось с краткой апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Впоследствии ответчиком представлены дополнительные пояснения к апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "РУЗСКИЙ РО" поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительных пояснений к ней, просил отменить решение суда первой инстанции, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов (реестров контейнерных площадок, расположенных на территории Одинцовского городского округа).
Представитель ООО "УК - СТРОЙПРОМАВТОМАТИКА" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнительных пояснений к ней - без удовлетворения, возражал против приобщения к материалам дела дополнительных документов.
В удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции отказано, так как не представлено доказательств невозможности их представления в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 268 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительных пояснений к ней, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК-Стройпромавтоматика" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в г. Звенигород, Московской области, на основании лицензии N 607 от 30.04.2015.
В соответствии с п.2, ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в рамках условий установленных в Договоре управления многоквартирным домом по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В целях надлежащего исполнения обязательств по предоставлению коммунальных услуг, 07 ноября 2018 года, истец заключил с ООО "Рузский региональный оператор" (далее по тексту - ответчик) Договор N РРО-2018-0000027 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, сроком действия с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 (п.26-договора).
Истец, руководствуясь п.27 Договора, за два месяца до окончания срока действия договора, направил в адрес Ответчика заявление N 520 от 31.10.2019 о прекращении действия договора и предложил заключить договор на иных условиях, Ответчиком оставлено без внимания.
16.12.2019 направил ответчику Соглашение о расторжении договора в связи с окончанием срока действия.
Заявлением от 30.12.2019 N 614, Истец в целях продолжения сотрудничества направил Ответчику, 2 (два) экз. типовых, подписанных истцом, Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2020, в которых по:
Договору N РРО-2020 от 01.01.2020 г., истец, руководствуясь п.2.14 Распоряжением N159-РМ от 19.04.2018 г, об организации раздельного накопления ТКО на территории Московской области, изменил редакцию п. 15., согласно которой " Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 N1094).
В отношении многоквартирных домов, расположенных в городе Звенигород, мкрн.Восточный-3, д.N 23, N 27, N 28. N 7, N 11, N 12, N 26, г. Звенигород, проезд Ветеранов, д. 10, корп. 1,2,3,4, согласно Приложения к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договору N РРО-2020-0000027 от 01.01.2020 г., редакция п.15. оставлена Истцом без изменений "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В отношении многоквартирных домов, расположенных в городе Звенигород, мкрн.Восточный-3, д. 15, квартал Введенское д.1Б, Нахабинское шоссе, д.1, корп.N 1, N 2, N 3, мкр. Пронина д.6, мкр. Южный ул. Радужная д.N 17, N 18, N 20, N 23, N 3, ул. Чайковского, д.34ул. Чехова, д.ПА, Фрунзе, д.29, согласно Приложения к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
20.02.2020 в связи с отсутствием со стороны Ответчика действий по заключению вышеуказанных договоров, Территориальным управлением Звенигород администрации Одинцовского городского округа Московской области в адрес Ответчика было направлено обращение с вопросом "о пояснение причин отказа в изменении условии договора".
12.03.2020 Ответчик своим ответом на предложения Истца заключить договор на иных условиях сообщением N 42/03/20, сообщил о том, что предлагаемые изменения к договору не принимаются.
Между тем, учитывая то, что Договор N РРО-2020-0000027 от 01.01.2020 не имеет изменений в условиях от предыдущего типового договора, подписан Истцом, а вывоз ТКО производится Ответчиком на основании заявок Истца, в этой связи довод Ответчика о непринятии его к заключению, по мнению Истца, не обоснован, а по пункту 15, Договора N РРО-2020, 01.01.2020 стороны не достигли соглашения, в этой связи истец вынужден обратится в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Таким образом, акцепт возможен лишь при наличии оферты.
В соответствии со статьей 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В силу пункта 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
При наличии разногласий, возникших при заключении договора, защита нарушенного права стороны осуществляется в порядке статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации путем подачи иска об урегулировании разногласий по договору.
В соответствии с частью 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
ООО "РУЗСКИЙ РО" наделено статусом регионального оператора.
Согласно пункту 8 (17) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федерального закона N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ содержит указание на то, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пункту 8 (15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (16) Правил N 1156 предусмотрено, что случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8 (14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1); в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2).
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточнены в Правилах N 354.
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае введения раздельного накопления сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Приказом Территориального управления Звенигород Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 11.02.2020 N 18 закреплены контейнерные площадки за управляющими организациями, ТСЖ и ЖСК, осуществляющими управление и техническое обслуживание жилищного фонда на территории города Звенигорода, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
Согласно приложению N 1 установлены контейнерные площадки, расположенные на придомовой территории многоквартирных жилых домов, расположенных в Московской области в городе Звенигород, мкрн.Восточный-3, д. N 15, N23, N27, N28, N11, N12, Проезд Ветеранов, д. 10, корп. 4.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно Правилам N 505 коммерческому учету, подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
Пунктом 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а)расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б)исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствие доказательств раздельного накопления ТКО со ссылкой на Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 года N 350-РВ "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области", действующим с 26.06.2019, отклоняются апелляционным судом как противоречащие нормам указанного Распоряжения.
Так согласно п.2.12. Распоряжения, организация раздельного накопления ТКО на территории Московской области осуществляется с помощью двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, при которой сухие отходы размещаются в одном контейнере с синей цветовой индикацией. Смешанные отходы размещаются в контейнере с серой цветовой индикацией.
В соответствии с п. 2.13. Каждая контейнерная площадка на территории МКД Московской области оборудуется отдельным контейнером (контейнерами) для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.
Более того, раздельное накопление ТКО организуется именно региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.
Кроме того, именно Органы местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов Московской области осуществляют свою деятельность в сфере накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
И именно Органы местного самоуправления, указанные в пункте 1.6 настоящего Порядка, их должностные лица несут ответственность за нарушение требований настоящего Порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.8 настоящего Порядка.
В материалах дела имеется обращение органа местного самоуправления от 20.02.2020 г. к ответчику в котором Территориальное управление Звенигород сообщало о том, что не видит причин в отказе истцу заключении договора с изменением п. 15.
Судебная практика, приведенная заявителем в апелляционной жалобе по делу N А41-3653/20 не может быть учтена апелляционным судом, поскольку фактические обстоятельства указанного дела отличны от настоящего дела.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10.07.2020 года по делу N А41-17916/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17916/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ - СТРОЙПРОМАВТОМАТИКА"
Ответчик: ООО "РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"