г. Вологда |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А13-10777/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 января 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 октября 2020 года по делу N А13-10777/2020,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Великоустюгскому району (адрес: 162390, Вологодская область, район Великоустюгский, город Великий Устюг, проспект Советский, дом 139; ОГРН 1153538000164, ИНН 3526032794; далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735; далее - Управление) о прекращении права оперативного управления на объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 35:10:0202026:317, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Великий Устюг, Советский пр., д. 200, нежилое здание с кадастровым номером 35:10:0103026:109, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Красная, д. 114 А, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 35:10:0103026:44, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Красная, д. 114 А, и о возложении на ответчика обязанности принять данные объекты недвижимого имущества в казну Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области.
Решением суда от 13 октября 2020 года исковые требования Отдела удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на следующее. Доказательств того, что владение и пользование спорным имуществом противоречит целям деятельности истца, в материалах дела не имеется. Управление не имеет финансовых и кадровых возможностей по управлению и содержанию спорного имущества, в связи с чем, ведет активную работу по поиску новых правообладателей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.08.2020 Отделу на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание (доля в праве 26/100), расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Великий Устюг, Советский просп., д. 200, площадью 536,4 кв. м с кадастровым номером 35:10:0202026:317, находящееся в собственности Российской Федерации - доля в праве 26/100.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.07.2020 Отделу на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание гаража, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Красная, д. 114а, площадью 100,7 кв. м с кадастровым номером 35:10:0103026:109, находящееся в собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.07.2020 истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок для обслуживания гаража, расположенный по адресу: Вологодская область г. Великий Устюг, ул. Красная, д.114а, площадью 213 кв.м. с кадастровым номером 35:10:0103026:44, находящийся в собственности Российской Федерации.
Указанные объекты не используются истцом.
В целях урегулирования имущественных отношений в части, касающейся рационального и эффективного использования закрепленного за истцом недвижимого имущества, истец неоднократно обращался в УМВД России по Вологодской области для решения вопроса о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанные объекты недвижимого имущества (исх.N 2327 от 27.02.2017, исх.N2490 от 28.02.2018).
Также в адрес УМВД истцом направлен необходимый пакет документов для решения вопроса о прекращении прав на указанные объекты, в том числе согласование ОМВД России по Великоустюгскому району вопроса о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанные объекты недвижимого имущества (исх. N 5058 от 03.05.2017 и N 5059 от 03.05.2017).
В рамках проведения оптимизации недвижимого имущества и в целях повышения эффективности бюджетных расходов, УМВД России по Вологодской области обратилось в МВД России с письмом о согласовании отказа от права оперативного управления в отношении вышеуказанных нежилых помещений и права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок (исх.N 11/1057 от 28.08.2017, исх. N 11/1041 от 24.08.2017).
МВД России согласовало прекращение права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования и передачу в Казну Российской Федерации указанных объектов (исх.N 1/12573 от 11.10.2017, исх.N 1/13103 от 24.10.2017, исх.N 1/13104 от 24.10.2017).
УМВД России по Вологодской области были направлены в адрес ответчика, как уполномоченного органа по управлению и распоряжению государственным имуществом в Вологодской области, обращения для решения вопроса о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на указанные объекты, которыми выражен отказ от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования данными объектами (исх. N 11/1335 от 20.10.2017, исх.N 11/1402 от 31.10.2017).
Письмом от 29.01.2020 (исх.N 11/88) УМВД России по Вологодской области в адрес ответчика повторно было направлено обращение для решения вопроса о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на указанные объекты, (в том числе со ссылкой на исх. N 11/1335 от 20.10.2017, исх.N 11/1402 от 31.10.2017).
Ответчик письмом от 14.02.2020 (исх. N 35-НМ-02/1069) известил УМВД России по Вологодской области, о том, что осуществляется актуализация информации по потребности использования объектов недвижимого имущества.
Непринятие ответчиком решения о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанные объекты послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, иск удовлетворил.
Апелляционная коллегия считает решение суда законным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее -Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Управление самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Учитывая изложенное, бездействие Управления, выраженное в уклонении от принятия из оперативного управления имущества, не используемого Отделом, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность уклонения уполномоченного органа от изъятия имущества из оперативного управления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 25.02.2019 N304-ЭС19-841, от 31.01.2019 N304-ЭС18-25102.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 октября 2020 года по делу N А13-10777/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10777/2020
Истец: Отдел Министерства внутренних дел РФ по Великоустюгскому району
Ответчик: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Вологодской области, Управление Росреестра по Вологодской области