г. Москва |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А41-37612/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ГПК N 20: Иванидзе В.Н., председатель, на основании выписки из ЕГРЮЛ;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области: Атрашков К.Д., представитель по доверенности от 11.01.2021; Леонова Ю.А., представитель по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГПК N 20 на решение Арбитражного суда Московской области от 21.08.2020 года по делу NА41-37612/20, принятое по заявлению ГПК N 20 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
ГПК N 20 обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области об отмене решения от 26.12.2019 N 3117 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.08.2020 года по делу N А41-37612/20 в удовлетворении заявленных ГПК N 20 требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ГПК N 20 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ГПК N 20 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, ходатайствовал об истребовании доказательств, отложении судебного разбирательства для предоставления возможности урегулирования спора мирным путем.
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, возражали против удовлетворения ходатайств.
Рассмотрев указанные ходатайства апелляционный суд полагает, что они не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности, а также ввиду того, что заявитель не обосновал невозможность их заявления в суде первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым N 50:12:0100505:4029, с видом разрешенного использования - "земельные участки (территории) общего пользования".
Вышеназванный земельный участок используется для въезда-выезда в гаражные боксы и, по мнению кооператива, к данному участку должна быть применена ставка 0,15 % по аналогии со ставкой, установленной решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 21.04.2016 N 4/27, в отношении земельных участков, приобретенных для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год (корректировка N 1), представленной кооперативом N 20.
По результатам проведенной проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 08.11.2019 N 2580 (далее - акт от 08.11.2019 N 2580), на основании которого вынесено оспариваемое решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.12.2019 N 3117, согласно которому налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 36 071 рубль, статьей 119 Кодекса в виде штрафа в размере 7 214 рублей, кооперативу N 20 доначислено к уплате 360 715 рублей земельного налога, в соответствии со статьей 75 Кодекса начислены 72 143 рубля пеней.
Основанием для доначисления сумм земельного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа послужило мнение инспекции о неправомерном использовании налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога при его исчислении к уплате по принадлежащему ему на праве собственности земельному участку с кадастровым номером 50:12:0100505:4029.
Налогоплательщиком исчислен к уплате земельный налог по ставке 0,15 процента по аналогии со ставкой, установленной решением Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 21.04.2016 N 4/27 в отношении земельных участков, приобретённых для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Инспекция, ссылаясь на положения решения Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 21.04.2016 N 4/27, доначислила налог к уплате, применив ставку 1,5 процента (подпункт 7.4 указанного решения), применимую для земель, не поименованных в указанном решении местного органа власти при установлении пониженных ставок земельного налога (подпункты 7.1-7.3).
Решением Управления ФНС России по Московской области от 28.02.2020 N 07-12/014754@ решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.12.2019 N 3117 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 26.12.2019 N 3117 нарушает права и законные интересы кооператива N 20 в сфере ведения предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований; устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 394 Кодекса (в редакции, действующей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 394 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12, а также статьей 15 Налогового кодекса, земельный налог отнесен к местным налогом.
Согласно решению Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 21.04.2016 N 4/27 "Об установлении земельного налога на территории городского округа Мытищи Московской области" (далее решение от 21.04.2016 N 4/27) в спорный период установлены следующие размеры ставок земельного налога:
- 0,15 процента в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (подпункт 7.1);
- 0,3 процента в отношении земельных участков:
а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
в) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства;
г) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт 7.2);
- 0,75 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения гаражей (подпункт 7.3);
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (подпункт 7.4).
Таким образом, в решении от 21.04.2016 N 4/27 среди земель, исчисление земельного налога по которым производится в спорном периоде по пониженной ставке земельного налога от 0,15 до 0,75 процента, земли общего пользования, предоставленные (приобретенные) гаражно-строительными кооперативами не поименованы, следовательно, при исчислении земельного налога по землям общего пользования, принадлежащим заявителю, исчисление земельного налога должно быть произведено с применением ставки 1,5 процента, установленной для прочих земельных участков (подпункт 7.4 решения от 21.04.2016 N 4/27).
Инспекцией в администрацию городского округа Мытищи для уточнения сведений о применении ставки в отношении земельного участка, принадлежащего кооперативу, направлялись запросы, по результатам рассмотрения которых, получены ответы от 16.08.2019 за N И-5469-УД, от 05.11.2019 за N 8248-УД, в соответствии с которыми, в отношении земельных участков общего пользования, предоставленных гаражным потребительским кооперативам, должна применяться ставка 1,5 %, в соответствии с пунктом 7.4 Решения совета депутатов, то есть, как в отношении прочих земельных участков.
По мнению заявителя, гаражно-потребительский кооператив (ГПК) относится к некоммерческим организациям согласно статье 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, вместе с тем, статья 2 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской федерации" от 19 июня 1992 года N 3085-1 не распространяет его действие на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации". Заявитель считает, что наиболее близким по смыслу правоотношений является Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В части 1 статьи 4 указанного закона установлено, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать... садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы.
Таким образом, следуя вышеуказанным нормам закона, заявитель считает, что ГСК относится к группе плательщиков налога на землю - садоводствам, огородничествам, дачным хозяйствам, налоговая ставка для которых не может превышать 0,3 процента.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12, статьей 15 Кодекса земельный налог отнесен к местным налогам.
В силу статей 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление, изменение и отмена местных налогов относится к компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 "Устава муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" (принят решением Совета депутатов муниципального образования "Городской округ Мытищи Московской области" от 21.04.2016 N 4/1) (ред. от 19.06.2019), к вопросам местного значения городского округа относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги.
Как указано выше, статьей 394 Кодекса определены налоговые ставки земельного налога, в пределах которых местными органами власти принимается решение об установлении земельного налога, порядка и сроков его уплаты, при этом Кодекс допускает установление местным органом власти дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, представительный орган муниципального образования вправе самостоятельно определять ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установление дифференцированных налоговых ставок является правом представительного органа муниципального образования, а не его обязанностью.
Согласно пункту 3 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Поскольку земельные участки, занятые гаражными потребительскими кооперативами, не относятся к земельным участкам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, они относятся к прочим земельным участкам (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации) и применение в отношении указанных земельных участков налоговой ставки в размере 1,5 процента их кадастровой стоимости соответствует статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Кодексом.
Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы о налогах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с настоящим Кодексом, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах именуются как законодательство о налогах и сборах (пункт 6 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 2 Кодекса законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Кодекса нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим кодексу, если такой акт противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 12 Кодекса установлено, что местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Как следует из материалов дела, решение от 21.04.2016 г. N 4/27 устанавливает налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога за земельные участки, находящиеся в пределах границ муниципального образования городской округ Мытищи и относится к законодательству о налогах и сборах.
В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (определение от 15.05.2007 N 372- О-П); федеральный законодатель, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая общие принципы налогообложения и сборов, связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при введении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога (определения от 23.06.2005 N 272-О, от 16.05.2007 N 420-О, N 421-О N 422-О, от 17.06.2008 N 498-О, 15.01.2009 N 246-О, от 29.04.2014 N 999-О)
В соответствии с Кодексом земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 387).
В силу пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении ряда земельных участков, в том числе, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, федеральным законодателем установлен максимальный верхний предел ставки земельного налога - 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента.
Решение от 21.04.2016 г. N 4/27, определившее пониженную ставку земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и не включившее земельные участки, принадлежащие иным некоммерческим объединениям граждан, в том числе гаражно-потребительским кооперативам, к земельным участкам, исчисление земельного налога по которым производится по пониженной ставке, в установленном законом порядке не обжаловано.
Заявителем не представлено в материалы доказательств нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите, поскольку нарушений норм права, регулирующих порядок исчисления земельного налога за спорный период, инспекцией при вынесении оспариваемого решения не допущено.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.08.2020 года по делу N А41-37612/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37612/2020
Истец: ГАРАЖНЫЙ N20
Ответчик: ИФНС России по г.Мытищи МО
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ