Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 мая 2021 г. N Ф03-2025/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А59-6947/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Аппаковой,
судей Е.Н. Номоконовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации Регионального отраслевого объединения работодателей "Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей",
апелляционное производство N 05АП-8235/2020
на решение от 06.11.2020
судьи Т.П. Пустоваловой
по делу N А59-6947/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сахалинстройальянс" (ИНН 6501192819, ОГРН 1086501002103)
к Ассоциации Регионального отраслевого объединения работодателей "Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей" (ИНН 6501201580, ОГРН 1086500001312)
третье лицо: Ассоциация "Национальное объединение строителей",
о признании недействительным в части решения, оформленного протоколом N 41 от 30.09.2019,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сахалинстройальянс" (далее - истец, ООО "Сахалинстройальянс") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Ассоциации Регионального отраслевого объединения работодателей "Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей" (далее - ответчик, Ассоциация "Сахалинстрой", Ассоциация) о признании недействительным решения ассоциации, оформленного протоколом Правления Ассоциации "Сахалинстрой" N 41 от 30.09.2019 по вопросу применения к ООО "Сахалинстройальянс" мер дисциплинарного воздействия в части обоснованности и применения ответчиком способа определения фактического совокупного размера обязательств членов Ассоциации по договорам строительного подряда, в том числе признания договоров фактически исполненными после подписания акта приемки объекта капитального строительства по форме КС-11, а также в части требования об увеличении размера взносов в компенсационный фонд Ассоциации в связи с увеличением уровня ответственности и применения к истцу мер дисциплинарного воздействия в виде приостановления права осуществлять строительные работы и на участие в заключении новых договоров строительного подряда на срок со дня вынесения решения до даты зачисления дополнительных взносов.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Ассоциация "Национальное объединение строителей".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.11.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своей позиции апеллянт, ссылаясь на положения заключенных истцом контрактов, которые не содержат условий о поэтапной приемке работ, настаивает на превышении обществом совокупного размера обязательств, поскольку моментом исполнения обязательств по контракту является дата подписания акта приемки законченного строительством объекта формы КС-11, до момента подписания которого обязательства подрядчика считаются неисполненными, подписание промежуточных актов приемки работ по форме КС-2 не свидетельствует о приемке заказчиком результатов выполненных работ и перехода к нему риска случайной гибели/повреждения объекта, в связи с чем сумма исполненных обязательств по контракту уменьшению не подлежит.
Поступивший через канцелярию суда письменный отзыв истца на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен коллегией к материалам дела.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Через канцелярию суда от Ассоциации "Национальное объединение строителей" поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании, которое судом рассмотрено и удовлетворено. В судебном заседании судом осуществлено подключение к системе онлайн-заседаний, время ожидания подключения представителя третьего лица составило 6 минут, однако подключение представителя третьего лица к участию в онлайн-заседании не зафиксировано.
В связи с чем, суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ООО "Сахалинстройальянс" является членом Ассоциации "Сахалинстрой" со 2-ым уровнем ответственности, в соответствии с которым предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов не может превышать 500 000 000 рублей.
В период с 22.07.2019 по 20.08.2019 отделом контроля Ассоциации "Сахалинстрой" проведена внеплановая проверка ООО "Сахалинстройальянс" на предмет оценки соответствия предоставленного уровня ответственности члена правления Ассоциации по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, фактическому совокупному размеру обязательств члена Ассоциации по действующим договорам строительного подряда, заключенным указанным способом заключения договоров, по результатам которой составлен акт внеплановой проверки N 19-64 от 20.08.2019.
Согласно указанному акту внеплановой проверки предельный размер уровня обязательств превышен ООО "Сахалинстройальянс" на 84 545 000 рублей. Дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств Ассоциации до уровня ответственности, соответствующего совокупному размеру обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в сумме 2 000 000 рублей членом Ассоциации не внесен.
В соответствии с приложенным к акту внеплановой проверки N 19-64 от 20.08.2019 расчетом фактического совокупного размера обязательств члена Ассоциации по договорам строительного подряда, заключенных с использованием конкурентных процедур, размер неисполненных обязательств по контрактам составил 584 545 000 рублей, что на 84 545 рублей превышает 2 уровень ответственности члена саморегулируемой организации.
Данная сумма, по мнению Ассоциации, складывается из стоимости неисполненных в полном объеме обязательств по следующим муниципальным контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 (далее - Закон N 44-ФЗ) ООО "Сахалинстройальянс" с Областным автономным учреждением "Спортивно-Туристический Комплекс "Горный Воздух":
N 2650121108118000016 от 15.08.2018 по объекту "Нижняя площадка г. Большевик. Блок механизации" (идентификационный код закупки N 0161200003718000073), цена контракта составила 267 135 947 рублей 51 копейка, срок выполнения работ установлен с 15.08.2018 по 28.12.2018;
N 2650121108119000004 от 01.06.2019 по объекту "Горнолыжная трасса А1 северного склона горы Красная с инженерной защитой территории" (идентификационный код закупки N 0161200003719000077), стоимостью 167 551 605 рублей 60 копеек, срок выполнения работ согласован с 01.06.2019 по 30.09.2019;
N 2650121108119000006 от 01.06.2019 по объекту "Освещение горнолыжной трассы Восток горы Большевик" (идентификационный код закупки N 0161200003719000078), цена которого определена в размере 39 205 244 рублей 43 копеек, срок выполнения работ предусмотрен с 01.06.2019 по 30.09.2019;
N 2650121108119000007 от 01.06.2019 по объекту "Горнолыжная трасса АЗ северного склона горы Красная с инженерной защитой территории" (идентификационный код закупки N 0161200003719000079), цена контракта составила 30 890 127 рублей 40 копеек, срок выполнения работ установлен с 01.06.2019 по 30.09.2019;
N 2650121108119000005 от 01.06.2019 по объекту "Горнолыжная трасса А6 северного склона горы Красная с инженерной защитой территории" (идентификационный код закупки N 01 51200003719000080) стоимостью 65 177 599 рублей 20 копеек, срок выполнения работ определен с 36.2019 по 30.09.2019;
N 2650121108119000010 от 01.06.2019 работы по объекту "Горнолыжная трасса А2 северного склона горы Красная с инженерной защитой территории" (идентификационный код закупки N 0161200003719000114), цена контракта составила 14 587 176 рублей, срок выполнения работ с 01.06.2019 по 30.09.2019.
В свою очередь ООО "Сахалинстройальянс" 27.08.2019 представило возражения по акту внеплановой проверки N 19-64 от 20.08.2019.
По результатам проведенной проверки 30.09.2019 состоялось заседание правления Ассоциации с принятием следующих решений: о признании факта превышения ООО "Сахалинстройальянс" предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств Ассоциации, соответствующий второму уровню ответственности, и неисполнения ООО "Сахалинстройальянс" обязательства по внесению дополнительного взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств Ассоциации; о признании обоснованным и подлежащим применению способа определения фактического совокупного размера обязательств членов Ассоциации по договорам строительного подряда, договорам подряда о сносе (в том числе, признание фактического исполнения указанных договоров только после подписания Акта приемки объекта капитального строительства (КС -11) в соответствии с Письмом Минстроя РФ 22332-ТБ/02 от 21.06.2019), применяемый Ассоциацией в ходе контроля соблюдения членами требований положений части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ); о взыскании дополнительного взноса в компенсационный фонд Ассоциации в судебном порядке в случае неисполнения в пятидневный срок ООО "Сахалинстройальянс" требования Ассоциации об оплате дополнительного взноса; о применении в отношении ООО "Сахалинстройальянс" мер дисциплинарного воздействия в виде приостановления права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, ограничивающую право членов Ассоциации, согласно части 6 статьи 55.8 ГрК РФ, на участие в заключении новых договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров - на срок со дня вынесения решения до даты зачисления указанного дополнительного взноса на специальный счет Ассоциации.
Не согласившись с решением Правления Ассоциации "Сахалинстрой", оформленным протоколом от 30.09.2019 N 41 в части применения в отношении ООО "Сахалинстройальянс" мер дисциплинарного воздействия, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд, а также третейский суд, сформированный соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций, членом саморегулируемой организации, в отношении которого принято это решение (часть 3 статьи 55.15 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Исходя из положений части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий: 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 данного Кодекса; 2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом данной части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 указанного Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
По условиям части 7 статьи 55.13 ГрК РФ при проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, в него не включаются обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приемки результатов работ.
Указанная норма также содержится в пункте 11.4 Правил контроля Ассоциации, в соответствии с которой при проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена Ассоциации по договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров в течение отчетного года, в него не включаются обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании актов приемки результатов работ в отчетном периоде.
Таким образом, закон позволяет исключить из числа неисполненных обязательств по договорам подряда, обязательства, признанные сторонами исполненными на основании акта приемки результатов работ.
Согласно пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Положениями статьи 753 ГК РФ предусмотрено, что заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда. В предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке результата работ должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления. Заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 11.11.1999 N 100 утверждены согласованные с Минфином России, Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, которые введены в действие с 01.01.2000, в том числе N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ".
В соответствии с указаниями по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ (письмо Федеральной службы государственной статистики от 31.05.2005 N 01-02-9/381) форма N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. На основании данных акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).
Следовательно, вопреки позиции апеллянта, акт формы N КС-2 является достаточным подтверждением факта исполнения определенных работ.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме от 04.08.2020 N 3.13-22/330 Комитета по транспорту и строительству Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва в ответ на обращение Ассоциации от 17.06.2020 N 0775 по вопросу определения фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам строительного подряда, при проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам строительного подряда, заключенным им с использованием конкурентных способов заключения договоров, учитывается сумма цен всех договоров строительного подряда, заключенных таким членом саморегулируемой организации на дату его определения за вычетом суммы цен договоров подряда, обязательства по которым признаны сторонами указанных договоров подряда исполненными в полном объеме на основании акта приемки результатов работ.
Таким образом, при определении фактического совокупного размера обязательств вычету подлежат те обязательства, по которым признаны сторонами указанных договоров подряда исполненными в полном объеме на основании акта приемки результатов работ.
Из материалов дела следует, что условиями спорных контрактов предусмотрена как возможность подрядчика сдавать выполненные работы по мере их исполнения, так и обязанность заказчика в ходе частичной сдачи работ осуществить их приемку с возможностью заказчика при обнаружении несоответствия выполненных работ отказаться от их приемки.
Представленные в материалы дела двусторонние акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2 содержат наименование, объем и стоимость выполненных работ, подписанные заказчиком без замечаний и возражений, что свидетельствует о приемке указанных работ в полном объеме.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, установив, что при исключении из числа обязательств тех работ, которые сданы ООО "Сахалинстройальянс" и приняты его контрагентом на основании актов формы N КС-2, у истца не имеется превышения совокупного размера обязательств, соответствующего 2 уровню ответственности члена саморегулируемой организации по обеспечению договорных обязательств, удовлетворил заявленные требования, признав недействительным решение Правления Ассоциации "Сахалинстрой" в части применения мер дисциплинарного воздействия.
Доводы апеллянта о том, что датой исполнения обязательств подрядчика является дата подписания акта приемки законченного строительством объекта формы N КС-11, а сам по себе акт формы N КС-2 является лишь основанием для определения стоимости выполненных работ, по которой производятся предварительные расчеты с подрядчиком, и не является доказательством исполнения подрядчиком принятых на себя обязательств в рамках государственных контрактов, подлежит отклонению с учетом буквального толкования части 7 статьи 55.13 ГрК РФ, из содержания которой следует, что для целей применения данной статьи не исключено значение признания сторонами договора исполненными определенных обязательств на основании актов приемки промежуточных результатов работ, а не на основании акта приемки законченного строительством объекта в целом с учетом того обстоятельства, что акт формы N КС-11 не включает в себя конкретный перечень выполненных подрядчиком в ходе исполнения договорных обязательств работ.
Довод Ассоциации о переходе риска случайной гибели или повреждения результатов работ для рассмотрения настоящего спора правового значения не имеет.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании положений статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.11.2020 по делу N А59-6947/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Аппакова |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6947/2019
Истец: ООО "Сахалинстройальянс"
Ответчик: Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей "Сахалинское саморегулируемое объединение строителей"
Третье лицо: Ассоциация "Национальное объединение строителей"